Найти тему
МИР (Море История Россия)

Немецкая эвакуация из Крыма. 13 апреля 1944 года

Стремление принизить уровень противника, сделать из него «дурачка-Ганса», не делает чести Ура!-иди… (Ура-патриотам) отечественного разлива (впрочем, таких немного, чаще под патриота-дурачка маскируются евроборцуны).

Стремление принизить уровень противника, унижает подвиг нашего народа в той, уже далекой войне. Если наш противник был настолько глупым, то, что ж мы воевали с ним столько лет? Разбили бы в первый год, ну, ладно, напал он внезапно, разбили бы в 1942-м. Откуда такие потери, что с ними до сих пор «шахер-махер» какой-то идет?

Нет, господа, воевали мы с противником сильным, умным, и, главное хорошо организованным. Отрицать этот факт, значит, отрицать подвиг нашего народа в той войне.

Ну, ладно история, что было то прошло. Но, господа, уроки извлечь-то нужно. «Самоуверенность – родная сестра Глупости (и тетка многих бед)» так когда-то говорил мой прадед (и он абсолютно прав).

Да, сравнение часто бывает не в нашу сторону, и что теперь? В конечном итоге, победа осталась за нами (но цена могла быть намного ниже). Часть уроков мы уже извлекли, но многое в сознании людей осталось на уровне штампов, вбитых в сознание псевдопатриотической пропагандой. Красивые слова о Победе, горделивая поза и набор «правильных» банальных штампов, это не патриотизм.

И, за тему немецкой эвакуации я взялся не просто так (отнюдь не для того, чтобы прославлять вермахт и кригсмарине).

Я всегда пишу о том, ЧТО произошло, только для того, чтобы понимать: ПОЧЕМУ произошло именно так. Да, для того, чтобы извлечь крупицу выводов, нужно перелопатить массу фактического материала. Если дать только выводы, тоже никто не поймет.

«Это все не то! Это совсем другое! Не сравнивайте эвакуацию 1942 года с эвакуацией немцев в 1944-м!». Я не сильно-то и сравниваю, но… Господа, что «другое»? «Театр» тот же (не люблю это «полководческое» слово). Расстояние от Севастополя до Констанцы и до Новороссийска, примерно одинаковое. Обстановка на полуострове очень похожа. А, результат? Давайте просто посмотрим на картинку (я-то даю ее с двух сторон). Если кому-то не нравится… зажмурьте глаза (не читайте). Но, от того, что кто-то зажмурил глаза, солнце светить не перестанет. И, в прошлом ничего не изменится. Ладно, лирику в сторону. Вернемся к фактическому материалу. Выводы – потом.

13.04.1944

Итак, первый конвой, вышедший из Севастополя на Констанцу с эвакуируемыми войсками, ушел в 18.45 (12.04). Если проанализировать «груз» и его расположение, то можно выявить некоторые закономерности. В первую очередь вывозили пленных, коллаборационистов (гражданских), чиновников, тыловиков и… румын (не всех, а только тыловиков).

Любопытно, что немецкую усиленную таможенную службу (VGAD) не вывозили, а, вливали бывших таможенников в отряды морской пехоты. Их было немного, 800 человек, (но, все же). А, вот полицию и СД вывозили (шуцманов вывозили,но позже, во вторую очередь). Все боевые части оставались в Севастополе (и немцы, и «боевые» румыны).

Вывозили все не нужное для обороны. Шло два потока: быстроходные десантные баржи вывозили личный состав из Судака, Ялты и Алушты в Балаклаву и Севастополь. А, уже в Севастополе начинали формировать конвой на Констанцу. Первый конвой был сформирован из тех транспортов, которые уже находились в Севастополе.

В него вошли:

-транспорты «Helga», «Tisza», румынский транспорт «Ardeal»

-боевое охранение 2 эсминца («Regina Maria», «Masasesti»)

-противолодочное охранение охотник Uj-103

-тральное сопровождение тральщик-раумбот R-163

«Груз» конвоя 1830 раненых 2083 солдат тыловых частей Вермахта, 417 пленных и 1047 тонн эвакуируемых грузов Вермахта.

С транспортом «Ardeal» в принципе, все понятно. это "брат" транспорта "Alba Julia".

Что такое «Tisza»? Это "мадьяр" (Ganz és Tsa. Villamossági-, Gép-, Waggon- és Hajógyár RT. Сдан 11.1937). Суда этой серии строились венграми и после войны (в том числе и для нас).

«Tisza» -это головное судно этой серии, ранее принадлежавшее Konigliche-Ungarische Donau-Seeschiffahrts AG, "мобилизованное" в немецкий флот. Суда эти предназначались для перевозки генеральных и сыпучих грузов (за исключением руды) между портами Дуная и Черного моря с правом прибрежного плавания в Средиземном море.
Корпус судна построен по поперечной системе набора, без внутреннего дна. Соединения листов наружной обшивки и палубы выполнены клепкой; элементы набора соединены с обшивкой электросваркой.

У этого судна были еще две "сестрички", которые будут фигурировать в нашем рассказе. Это "Kassa" (бывш. Debrecen) и "Ungvar"

12 апреля 1944 года 20.50 конвой прошел линию бонового заграждения, на утро 13.04.44 конвой находился в 110 милях от Констанцы, т.е. на полпути.

12 апреля из Констанцы в Севастополь, вышел конвой, в составе которого были танкер «Prodromos» и транспорт «Kassa» (та самая, сестричка "Тиссы").

Что такое «Prodromos», и откуда такое странное (явно не немецкое) название? Это бывшее британское судно "Primus", затем французский "Porteur 36", с 1938 греческий "Prodromos". 28.04.1941 захвачен немецкими войсками, использовался как танкер-заправщик в порту Констанца. Но в 1944-м пришлось ему возить топливо по Черному морю. В том числе и в Севастополь.

-2

Если верить журналу «Продромоса», то в 0.45 (13.04.44) он уже ошвартовался к стенке в Севастополе. В 1.45 танкер уже принимал на палубу пленных.

-3

В ряде работ указывается, что при перевозках из Севастополя, немцы брали на палубу эвакуируемых мирных жителей или пленных. Это действительно так: этот факт подтверждают сами немцы.

09.00 (13.04) Комендант порта Феодосия с остатками морских частей прибыл в Севастополь. По его докладу, военные сооружения Феодосии уничтожены, гавань заминирована. БДБ ставили мины под сильным обстрелом противника. Потерь нет. Мыс Иван Баба оставлен. Портовые сооружения и строения уничтожены. 602-й морской артиллерийский дивизион со своим командиром отошел в Севастополь . С ними отошло 800 человек таможенной охраны (VGAD).

Советский 30-й разведывательный авиаполк, с утра, обнаружил в море множество плавсредств. В том числе, на выходе из Судака 5 БДБ, в районе Судака 4 БДБ, под погрузкой в Судаке 2 БДБ. В результате авиаударов по Судаку, которые начались с 9.18, и продолжались до вечера (54 самолетовылета Ил-2 8-го гв. шап и 47 вылетов 47-го шап), по советским данным потоплены 3 БДБ (и, повреждены еще пять). В реальности, потоплена одна транспортная БДБ F-562C2 (болгарской постройки, водоизмещение 220т). На барже погибли румыны из 6-й кавдивизии (по численности данных нет). При атаке, два Ил-2 столкнулись в воздухе, экипажи погибли.

Тем не менее, противник продолжал вывоз войск в Севастополь. За сутки, БДБ перевезли 1024 солдата из Судака в Балаклаву.

В 9.25 (по немецкому времени) в 110 милях от Констанцы противник отмечает торпедную атаку тремя торпедами на конвой, в составе которого шел румынский транспорт «Ardeal». Противник пишет о том, что от торпед удалось уклониться.

По советским данным, подводная лодка С-31 (командир- капитан 3 ранга Алексеев), находившаяся в 105 милях от мыса Шаблер, в 10.04 носовым четырехторпедным залпом с дистанции 4 кабельтовых (всего!) не попала по конвою. На лодку было сброшено 26 глубинных бомб, но, ей удалось уйти.

М.Морозов указывает:

«Авиация в эти сутки активностью не отличалась: снова шестерка Пе-2 безуспешно сбросила бомбы по шедшим в Севастополь транспортам «Касса» и «Продромос», а 13 А-20 из состава 13-го ДБАП, вылетавших из Геленджика, не смогли обнаружить конвой и отбомбились по плавсредствам, случайно обнаруженным у мыса Аю-Даг».

Ну, во-первых, и «Prodromos» «Kassa» были уже в Севастополе. Конвой покинул Севастополь только в 23.30 (13 числа). Во-вторых, есть четкое время этой атаки. Цитирую документ: «В 18.34 шесть Пе-2 (40 ап) в сопровождении 10 истребителей (43 ап) бомбардировали конвой противника в ш=44 град.55’ д=31град. 40’. По данным аэрофотосъемки потоплен транспорт 1500т, повреждена шхуна»

По немецким данным, в 17.35 (по немецкому, среднеевропейскому времени, т.е. время, совпадает с точностью до минуты) советская авиация атаковала конвой, следующий из Констанцы (3 моторных шхуны, 2 военных катера типа KFK, одна БДБ) в 45 милях от м. Траханкут. 9 самолетов сбросили 25 бомб. Потоплена шхуна «Seepherd» («Морской конек»), вместимостью 300 брт. Один человек пропал без вести.

Что касается второй атаки: полка такого не было (он появился только в послевоенной литературе). Был 13-й гвардейский Краснознаменный (а, потом Констанцский) морской разведывательный авиаполк, и в этом полку 13 самолетов А-20 не было, было в полку (на тот момент) 10 самолетов А-20G. О чем идет речь?

"Хроника..." действительно, указывает, что в 15.10 девять самолетов-бомбардировщиков в сопровождении четырех штурмовиков (13 гв. ап) вылетели для удара по конвою северо-западнее маяка Херсонесский, и не найдя его, на обратном пути, в районе Аю-Даг, потопили транспорт 1500-2000 тонн и катер.

К сожалению, это в чистом виде фантазия. Потери немецкого флота в этом районе не отмечены.

В 23.30 конвой, следующий из Севастополя в Констанцу, пересек боновое заграждение. В составе конвоя румынская канонерская лодка «Gikulescu», транспорт «Kassa», танкер «Prodromos», тральщик R-135, охотник за ПЛ «Rossita», БДБ F-472. На борту: 259 раненых, 1020 солдат, 250 пленных, 103 тонны эвакуируемого имущества.

В Севастополе формировались еще два конвоя:

- Uj-104, R-203, военный транспорт «Romania» (одно время числился минным заградителем).

-3 охотника, 2 БДБ, три парусно-моторных шхуны, транспорт «Dresden»

Противник пишет: «донесения от конвоев не поступали».

Из Констанцы готовились к выходу в Севастополь: охотник, раумбот, танкер «Ossag», два военных транспорта типа «КТ», в дальнейшем, должны были подключиться минный заградитель «», раумбот, два охотника, транспорт «Oituz» и три военных транспорта типа «КТ». Из Сулины должны были выйти 11 БДБ.

Румынскому командованию, наконец, удалось вытащить из Стамбула, «спрятанные» там транспорты «Бессарабия» и «Трансильвания», которые противник планировал поставить на рейсы в Севастополь вместе с румынским транспортом «Дача» («Dacia»). На эти транспорта были направлены немецкие офицеры связи.

Транспорт «Teja» по прибытию в Констанцу, так же планировалось направить в Севастополь. Военный транспорт «КТ-18», который планировали направить в Севастополь, вышел из строя, в результате акта саботажа. Дело передано для расследования в СД.

Транспорт «Danubius», после выгрузки угля, вывезенного из Одессы, планировалось так же направить в Севастополь.

В связи с планируемыми рейсами в Севастополь, несколько катеров получили дополнительное зенитное вооружение. Противник указывал, что «минимальное вооружение катеров должно состоять из спаренного 2-см зенитного автомата и 3,7-см зенитного орудия».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц