Инфантильна ли молодежь, охотно пользующаяся всевозможными плодами прогресса и активно внедряющая новейшие достижения научной мысли в свою повседневную жизнь? Являются ли по-настоящему взрослыми люди, с опаской относящиеся к любым проявлениями прогресса и пытающиеся «законсервировать» время или повернуть его вспять, в какую-то более интересную и привлекательную для себя эпоху?
Ощущение времени как чего-то гибкого, послушного, того, что можно изменить и повернуть назад себе в угоду – очень детское восприятие, так осмысливает и ощущает время ребенок, еще не имевший благополучный и плодотворный опыт взаимодействия со временем. То есть ребенок в раннем дошкольном детстве, который еще не успел, например, осмысленно пережить 2 или 3 своих дня рождения и семейных праздника, посвященных Новому году или другим временным вехам нашей действительности.
Отказ от признания течения времени, попытки сохранить вокруг себя ту эпоху, в которой было хорошо, приятно и комфортно – один из симптомов психологического неблагополучия, неблагоприятного переживания опыта взаимодействия со временем, серьезной травмы, полученной в этом раннем детстве. Страх времени характерен для людей, психика которых не сумела справиться этой с детской травмой и зафиксировалась на одном из этапов своего развития – то есть людей инфантильных. А человек, который боится времени, будет настороженно и подозрительно относиться ко всему, что демонстрирует и доказывает сам факт течения времени.
Как вариант, такие люди будут не слишком терпимы к чужим, да и своим собственным детям. Парадокс, но чтобы любить детей, нужно быть психологически зрелым и взрослым, а нелюбовь к детям – это тоже один из признаков инфантильности. Сюда же относятся и бесконечные обвинения в чем-то молодежи и всех тех, кто пытается как-то пошатнуть сложившиеся устои и изменить сложившиеся представления и практики. И да, инфантильные люди, боящиеся времени, обычно с недоверием и опаской относятся к любым достижениям прогресса во всех его сферах – технической, научной, культурной, психологической, социальной и этической.
Признаком подлинной психологической зрелости является адекватное восприятие настоящей физической реальности и, в частности, линейного течения времени, его неумолимости и необратимости. По-настоящему взрослый человек понимает – то, что произошло, уже произошло, и относится к времени и реальности бережно и ответственно. И любые доказательства течения времени взрослый человек будет принимать с ответственностью и адекватно – будь то собственный возраст, взросление детей и прогресс во всех сферах.
Чтобы принять достижения прогресса и эффективно применять их в собственной жизни для улучшения ее качества, нужна психологическая зрелость, которая недостижима без знания и понимания себя. Молодой человек, едва окончивший учебу или только начинающий работать, может быть инфантильным, если продолжает тянуть за собой из детства свои личностные проблемы. Но его инфантильность заканчивается в тот момент, когда он осознает само наличие у себя этих проблем и начинает что-то с ними делать. С этого момента и начинается взросление, вне зависимости от физического возраста человека.