- Если бы я знал, что у вас такие короткие волосы, Софи Йоргенсен, я бы никогда не взял вас на работу! - воскликнул Оле Кирк Кристиансен, когда старший сын привез домой их новую домработницу.
И на этом историю можно было бы закончить, если бы Софи обиделась на такую встречу, развернулась и ушла. Но на дворе стоял 1933 год. Все эти нынешние "самодостаточности, эффективности и знание себе цены" еще не придумали. Зато на дворе стояло время Великой Депрессии, шарахнувшей не только по Америке, но и по небольшой Дании.
И так как госпоже Йоргенесен очень требовалась эта работа, ведь деньги на мечту - открытие своего небольшого магазина сами себя не соберут. Поэтому она постаралась пропустить сказанные при встрече неприветливые слова мимо ушей и осталась.
Вообще говоря, Оле Кирк Кристиансен сам был хорош. Потому что в объявлении о найме домработницы недавно овдовевший владелец небольшой деревообрабатывающей фирмы слукавил. Ведь объявление (в переводе Дениса Пескова, телеграм-канал Knigsovet) звучало так:
"… Искренне набожная девушка, экономная, умеющая все готовить и способная взять на себя все обязанности домохозяйки в доме, ищется с 1 ноября на работу в благоприятных условиях. Хорошее общество. У меня два мальчика двенадцати и семи лет, поэтому предпочтителен человек, который поможет воспитать их с любовью и сможет создать для них домашний уют…"
Оле скромно не упомянул, что сыновей на самом деле не двое, а четверо. И что пять мужчин разного возраста не очень справлялись с домашними делами, поэтому дома наблюдался легкий беспорядок.
Короче, они друг друга стоили. Поэтому в этом замечательном тандеме сразу установилась атмосфера открытых и ясных отношений, в которых ни у кого нет секретов друг от друга.
Кроме честного отношения друг к другу, оказалось, что новая домработница на самом деле умела «все готовить». И на самом деле оказалась способна взять на себя все домашние обязанности. А заодно и просто посочувствовать мальчишкам, потому что семилетнему Герхардту очень хотелось поговорить с новой домработницей об отправившейся на небеса маме:
- Вы знали мою маму? Она была такая хорошая!
Софи Йоргенсен не знала лично первую жену Кристиансена, Кирстин Серенсен, но не сомневалась, что она была очень хорошим человеком, раз родила таких славных мальчиков.
Поэтому так уж получилось, что короткие волосы оказались, возможно, единственным недостатком Софи. Четыре ее пасынка в данном через полвека телевизионном интервью рассказали, что:
- Софи стала для нас действительно замечательной матерью. Она была умелой, любящей и навела порядок в доме.
Почему матерью? Потому что через семь месяцев вся эта история закончилась свадьбой. Оле Кирк Кристиансен женился на Софи Йоргенсен, чтобы быть с ней в горе и радости.
И вот это все мне очень напоминает историю знакомства Федора Михайловича Достоевского и Анны Сниткиной. Вы же помните, что они тоже остались жутко недовольны друг другом в первый день знакомства? Если не помните, то расскажу, это тоже занятная история со счастливым финалом.
Ведь в то же самое время, когда Софи Йоргенсен появилась в доме Кристиансенов, Оле Кирк и его сын Готфрид решили попробовать перепрофилировать свою небольшую деревообрабатывающую мастерскую на изготовление деревянных игрушек. Просто потому что надо было как-то зарабатывать. А на тот момент с доходами стало так плохо, что пришлось уволить последнего работника, в мастерской остались только отец и сын. Плюс Софи с братьями и только что родившейся дочерью дома.
Оказалось, что недорогие, но добротно сделанные игрушки покупают. И хотя у небольшой фирмы на ее пути возникало много проблем, постепенно дело пошло.
Правда, порой приходилось даже не продавать, а менять изготовленные игрушки на еду. И даже начинать все сначала, когда из-за короткого замыкания сгорела и мастерская, и запас материала, и чертежи. Но у Оле Кирка имелись два важных качества - упорство и чувство ответственности. Плюс надежная опора в виде Софи Йоргенсен дома.
В 1947 году их небольшая фирма купила установку для литья пластмассы под давлением, чтобы расширить производство и делать не только деревянные, но и пластиковые игрушки. Но самое главное то, что они придумали кирпичик для конструктора с зубчиками наверху и трубочками внизу. Из пластмассы таких кубиков можно было наделать сколь угодно много.
Ах да. Тогда, в 1933 году, когда Софи Йоргенсен устроилась работать домработницей к Оле Кирку Кристиансену, а потом вышла за него замуж, он как раз решил дать название своей безымянной до той поры мастерской. Так как в мастерской стали делать игрушки, то для названия использовали словосочетание «Играть хорошо». По-датски это звучит как «Leg Godt». Чтобы короче - просто LEGO.
Это название вместе со всей семьей Кристиансенов придумывала и Софи Йоргенсен. Та самая домработница с «неправильной» короткой прической.