На ЧМ-2022 в Катаре случилась первая сенсация. Сборная Аргентины, ведомая Лионелем Месси, уступила команде Саудовской Аравии (1:2).
«КП Спорт» поговорил с легендарным советским и российским тренером Валерием Непомнящим, который во главе сборной Камеруна очень похоже в стартовом матче ЧМ-1990 — победил сборную Аргентины (1:0).
«Отличная, с тремя восклицательными знаками, работа тренера Саудовской Аравии»
— Валерий Кузьмич, все в шоке от победы Саудовской Аравии. Эту победу приписывают тренеру – французу Эрве Ренару.
— Я знаю о нем.
— У вас похожая судьба. Вы тоже тренировали много сборных и клубов в разных странах. За счет удалось Саудовской Аравии переиграть?
— Я думаю, что Аргентина была психологически просто потрясена тем, как защищается сборная Саудовской Аравии. Эта прежде всего была высокая линия офсайда… Аргентинцы забили быстрый гол, потом еще дважды, когда мячи не засчитали. И решили, что все будет сделано… Отличная, с тремя восклицательными знаками, работа тренера Саудовской Аравии. А тренеру сборной Аргентины большой минус, потому что команда не готовилась к игре, не просчитали варианты, не знали, как выйти из этой ситуации. Думаю, что здесь победа тренеров в большей степени. Конечно, не умаляя достоинство игроков, сражались они изо всех сил. И вратарь сыграл прекрасно. Но подготовил их тренер.
— Он француз, а работал и в Гане, и в Замбии, в Анголе. Не раз становился чемпионом Африки. Как работать тренером в других странах, поделитесь своим опытом?
— Прежде всего, надо, чтобы игроки поверили. В нашей работе очень важно, чтобы футболисты поняли и восприняли то, что требует от них тренер. Если они принимают идею, философию, то получается хорошая команда. Но надо уметь донести до игроков свои требования. И тогда будет обратная связь. То, что очевидно происходит в работе Эрве Ренара.
«Моя тренерская работа не была усыпана розами, были и шипы»
— Вам это неплохо удавалось и в сборной Камеруна, и в Китае, и в Японии, и в Корее, где вы тренировали клубы.
— Не везде одинаково. Но, наверное, да.
— Какая история была самая успешной?
— Мне грех жаловаться. Хотя, у меня были и большие сложности в одном из трех китайских клубов. В двух командах у меня все легко и непринужденно получалось, а в одном не очень…. Не скажу, что моя дорога усыпана розами. Бывали и шипы, на которые приходилось натыкаться. В Китае своя специфика. Там очень важна роль тех, кто рядом с командой, вокруг команды.
— В том числе и переводчики?
— Мне с переводчиками всегда везло. Только в Корее пришлось его поменять. В Японии у меня был переводчик, который к футболу вообще никакого отношения не имел. С ним очень сложно было. Но потом пришли к общему знаменателю. А в Китае в этом смысле у меня как раз все было очень даже здорово.
В Китае я работал в трех разных провинциях. Северо-восток очень близко к российским границам. И люди по менталитету близкие к нам. В этом городе Шэньян, в котором я был, там 120 тысяч нашей армии находилось в двух городах – Далянь и Шэньян. Русское влияние там очень сильное. А вот в центре Китая другая ситуация. На юге – третья. Сложности есть.
«В Камеруне удалось создать атмосферу. И сборная стала одним целым»
— А что самое главное в успешной работе тренера за границей?
— Первый фактор – важно создать атмосферу в команде своих помощников. Я везде работал без соотечественников. Я прихожу в клуб, все тренеры, врачи, массажисты, администраторы — местные. У меня это началось с Камеруна. Нужно было объяснить, внушить им, что я хочу, чтобы они были на моей стороне. Когда мои помощники понимали, что я требую, они доносили это до игроков. Тогда команда становится как единое целое.
Второй важный фактор – нужно выстроить отношения со СМИ. Не закрываться ни в коем случае от журналистов. Ведь именно они потом доносят до населения, что хочет тренер и создают правильную атмосферу вокруг команды. В Китае, и не только, иногда именно журналисты снимают тренеров с работы, назначают, рекомендуют. Я никогда не закрывался от журналистов. Мы их подключали к поездкам с командой на игры или на сборы.
Третье — работа с болельщиками. Это особая среда, они тоже могут влиять на работу тренера. Для меня встреча с болельщиками была важной. Проводили фотосессии, раздавали автографы. Или просто интервью, где вопросы задавали не только журналисты, но и болельщики.
— Тренер Саудовской Аравии, наверное, тоже знает секреты?
— Наверное…
— В Саудовской Аравии сегодня объявили выходной день в связи с победой.
— То же самое было и в Камеруне после того, как мы в стартовой игре на чемпионате мира-1990 победили сборную Аргентины (1:0). А ведь она тогда была чемпионом мира, в 1986 году именно аргентинцы во главе с Марадоной выиграли Кубок мира. И вот тогда, они свою первую же игру проиграли Камеруну, правда, потом дошли до финала, где уступили сборной Германии.
— Марадона играл в том стартовом матче?
— Конечно.
«Роже Мила по характеру не подходит на руководящую роль»
— История спустя 32 года повторилась. Теперь проиграла Аргентина с Месси. Они вас тогда тоже недооценили?
— Там они не очень подготовились. Мы их несколько напугали. Мы предложили аргентинцам жесткую игру, и они стали себя беречь. У нас было два удаления в этой игре, мы вдевятером заканчивали матч. Было так жестко, что их игроки уже старались не сближаться в борьбу, почти не выигрывали у нас единоборства.
— У вас связи остались с той сборной?
— С Роже Мила – да. Он поздравлял меня с днем рождения в августе. Видео привет присылал.
— Он там в Камеруне какую-то должность занимает?
— Нет, его не допускают, он по характеру не подходит на руководящую роль.