Найти тему
"Хомо люденс"

Простоквашино: существовал ли «прототип» деревни и при чем тут староверы

«– Если б у меня была еще одна жизнь, я…

– Провел бы ее в Простоквашино?

– Нет, просто квacил бы»

(«Уральские пельмени»).

А существовала ли деревня Простоквашино в реальности?

Кадр из советского мультфильма «Трое из Простоквашино» 
Кадр из советского мультфильма «Трое из Простоквашино» 

Многие СМИ называют ее вымышленной.

Однако в книгах Эдуарда Успенского упоминается ее точное местонахождение: Можайский район (во всяком случае, такой адрес в письме указал въедливый почтальон Печкин в 18 гл. книги «Дядя Федор, пес и кот»).

Это существовавшее до 2018 г. муниципальное образование в Подмосковье.

Можайский район богат историей. Знатоки могут поведать о его тесной связи с Бородинской битвой и другими событиями 1812 г. (собственно, тут и находится знаменитое Бородино), о важной роли Можайской линии обороны во время Великой Отечественной, о многом другом…

…но только не о проживании здесь мальчика, который имел странное имя Дядя Федор и разговаривал с животными. Да и самой деревни с названием Простоквашино в Можайском районе нет.

Однако ведь она могла существовать в другом месте?

Да, могла.

И одно из таких мест – свободная виртуальная энциклопедия Википедия. В ней описаны:

  • сама деревня;
  • ее население. Оно «представлено котом Матроскиным, пcoм Шариком, почтальоном Печкиным, Галчонком, Кopoвой Муркой и теленком Гаврюшей», а в праздничные и выходные дни может прирастать благодаря приезду родителей Дяди Федора;
  • местные средства коммуникации – ТВ и почта, в том числе живая говорящая – Галчонок.

Впрочем, всё это игры. А ведь у нас «на дворе» уже даже не конец XX в., как при Матроскине, а XXI в. Вон мультяшный Шарик даже вовсю Интернет освоил. Так существует ли деревня сегодня на самом деле?

Оказывается, автор с самого начала взял просто собирательный образ всех российских сел и деревушек. Подсмотрел особенности жизни там, понаблюдал за характерами аборигенов, «пронюхал» разные местные тайны, пообщался лично с обитателями.

Однако в реальности есть целых 2 пункта на карте с таким названием.

1. Микрорайон города Колпино, входящего в состав Санкт-Петербурга. Там даже в честь 290-летия города открыли памятник Матроскину, Шарику и Печкину.

Впрочем, как любят писать в некоторых книгах, «все совпадения случайны». То бишь к нашим мультфильмам этот населенный пункт прямого отношения не имеет.

2. Деревня в Нижегородской области. Она на самом деле очень даже существует и «родилась» задолго до появления книг Успенского.

Кадр с blog.postel-deluxe
Кадр с blog.postel-deluxe

Деревня эта находится в Нижегородской области, в 10 км от ближайшего «крупного» населенного пункта – поселка Тонкино – и в 300 км от областного центра.

В 2010 г. тут были зарегистрированы 17 человек. Это всего 4 дома! Зато местные жители любят книги Успенского. Один из аборигенов даже свой трактор назвал «Митя». Есть тут и почтальон – правда, не Печкин, а с другой фамилией и передвигающийся не на велосипеде, но на автомобиле.

300 лет подряд здесь проживают староверы, соблюдая свои уклады и традиции. Из-за этих традиций краеведы и экскурсоводы сообщают туристам, чтоб не рассчитывали на слишком теплый прием… причем не из-за плохих характеров староверов, но из-за того, что они предпочитают обособленность.

Ах, да, надо сказать, что сюда привозят экскурсии, да и вообще тут культурная программа процветает. Родившийся в соседнем селе Олег Голубев решил сделать Простоквашино туристической достопримечательностью.

По пути сюда туристам рассказывают о местной жизни, вспоминают с ними веселые сюжеты из книг Успенского и мультиков по ним. А зимой планируются лыжные забеги «Я сама сюда дошла, на лыжах!».

Так значит, на самом деле «прототипа» Простоквашино не было?

Кадр из советского мультфильма «Зима в Простоквашино»
Кадр из советского мультфильма «Зима в Простоквашино»

Простоквашино существовало, как уже сказано, в собирательном образе всех сел и деревень нашей страны. Так же, как собирательные образы были у большинства героев (об этом я напишу подробнее в следующей статье на моем Дзен-канале).

А Можайский район был указан автором просто для обозначения некой точки: Дядя Федор должен был жить не в Москве, но все же относительно недалеко от нее.

Между прочим, у самого Успенского в книгах о Простоквашино этих героев гораздо больше, чем показано и в советских мультиках, и даже в современном мульт-сериале.

И сюжетов в тех книгах больше: рассказано и о привидениях, и о киcлoтных дождях, и о пpoиcшecтвиях, и о тaтy Дяди Федора, и о кладах с бОльшими подробностями, чем в советском мультике, и даже о невестах почтальона Печкина.

Найдите книги Успенского – вдруг вам понравятся новые (для вас) приключения любимых героев вашего детства? :)

А в продолжение темы читайте Дзен-статьи о том, почему у Дяди Федора были такие странные родители, плюс о том, как звали Матроскина (потому что Матроскин – это не кличка, а «фамилие такое»), и еще о том, какой в Москве новый памятник Матроскину и Олегу Табакову открыли.

#психология #мультфильмы #сказки #культура #телевидение #дети #СССР #книги