Найти в Дзене

Долг и ответственность (Немного философии)

Оглавление

Меня интересует понятие долга в связи с его вредом для благополучия человека. С детства нас учат, как морально и красиво быть человеком долга. Но я считаю, что человек долга не делает счастливым ни себя, ни окружающих. Взрослый человек совершает поступки, руководствуясь разумным пониманием блага, а не потому, что чувствует себя должником.

Что такое долг, ответственность, обязанность

Для начала мы определим долг и ответственность как данную какому-то человеку, группе людей, самому себе гарантию вести себя определённым образом в определённой ситуации. Например, я должен убирать в доме, мать должна заботиться о детях, парни должны служить в армии и т.д. Слово «должен» может ещё употребляться в значении «желательно», как совет. Этого значения я не касаюсь.

Для успешного взаимодействия с окружающими мы должны уметь предвидеть их поведение. Для облегчения этой задачи были придуманы формализованные социальные статусы и соответствующие им роли (роль отца, матери, друга). Но не все роли предполагают выполнение приятных действий. Значит, нужно было научить людей понятию долга для того, чтобы они это выполняли хотя бы из соображений долга и осознанной необходимости. Т.е. понятие долга – это социальный протез, который компенсирует неумение сделать необходимое приятным.

Немного философии. Больше всего внимания понятию морального долга уделил Кант. Он делил мотивы, по которым совершаются поступки, на моральные и легальные. Моральными считаются те, которые исполнены по долгу. Легальными, но не моральными, являются поступки, совершённые из-за страха перед законом, или ради выгоды, удовольствия, или из уважения к общественному мнению. Т.е. я угостил маму шоколадкой, ей приятно, и мне приятно от того, что ей приятно. Этот поступок не является моральным. Как верно заметил философ Ж. Делёз, «основная линия западной философии от сократов до гегельянцев – это переписывание доводов, почему надо подчиняться». Кант с его учением о долге как раз встраивается в эту линию.

Можно поставить вопрос по-простому. Если мне нравится есть конфеты или целоваться с девушкой, можно ли это назвать долгом? Конечно, нельзя. А что называется долгом? То, что не доставляет удовольствия, но нужно сделать для того, чтобы избежать неприятностей, например, чувства стыда или вины (супружеский долг).

Долг и ответственность как инструменты насильственного управления

Я опять возвращаюсь к понятию управления, которое бывает двух видов: насильственное и ненасильственное. Насильственное управление – делай это или будет плохо. Ненасильственное – делай это и станет хорошо. Долг – это понятие из арсенала насильственного управления. Например, я должен содержать семью. Если моя мотивация – избежать страданий, связанных с нехваткой денег или виной перед семьёй, я управляю собой насильственно и говорю, что поступаю из осознания долга и ответственности за семью. Если я говорю, что мне нравится моя работа, я получаю от неё удовольствие, значит, никакого долга, обязанности и ответственности, никакого слова «надо» тут уже нет.

Я помню разговор, который произошёл во время моей учёбы в ВУЗе. Мы с группой на какой-то «гуманитарной» паре обсуждали, почему мужчин призывают в армию. Это же типа законной формы рабства (по-моему, я так высказался). А препод говорит: «А как же гражданский долг?». Я не помню, как там продолжалась беседа, да читателю это и неинтересно. Но сейчас я понимаю, воспитатели никого не учат рационально-критическому мышлению, а учат устанавливать ассоциативные связи между образами и эмоциями. По этому поводу хорошо высказался один из моих любимых философов Бертран Рассел: «Некоторые дети имеют привычку мыслить – одна из целей образования состоит в том, чтобы избавить их от нее. Неудобные вопросы замалчиваются, за них даже наказывают. Коллективные эмоции используются для того, чтобы привить нужные взгляды, особенно националистического толка. Капиталисты, милитаристы сотрудничают в деле образования, потому что всем им выгодно, чтобы у людей развивалось эмоциональное отношение к действительности, а не критическое мышление».

Теперь понятие «гражданский долг» по поводу, в частности, службы в армии для меня абсолютно лишено всякого эмоционального содержания. Если человек не идёт в армию, его посадят в тюрьму. В этом весь гражданский долг. Если бы государство хотело и было способно управлять людьми ненасильственно, оно бы перевело армию на контрактную основу.

Моё мнение о долге

Человеку, если он хочет стать более благополучным, нужно научиться управлять собой и другими ненасильственно, а не придумывать оправдания своему насилию: «Так надо», «Все так делают», «Это мой долг». Задача эта не из лёгких, но и награда высока.

Мне как-то один знакомый сказал: «Если все будут делать то, что им нравится, мир развалится». Если ты, отдельно взятый человек, овладеешь саногенным мышлением, поймёшь законы научения и с помощью этих знаний сможешь увеличить список дел, которые раньше были для тебя нейтральными или неприятными, но стали приятными, что от этого развалится?

Да, если ты ходил(-а) на работу из-за осознания необходимости, чтобы не умереть от голода, чтобы не испытать стыд своей бедности или вину перед семьёй, а потом перестал(-а) это делать, ничего хорошего не будет. Но одна из главных фишек саногенного мышления – это методика, как что-то неприятное сделать приятным. Утверждение, что мир развалится от того, что все будут делать только то, что им нравится, содержит в себе изначально неправильную предпосылку о невозможности перехода неприятного в приятное. Но мы же знаем, что это возможно.

Много интересного на БЛОГ ПСИХОЛОГА