Разбираем каждый.
Наше геймерское сообщество относится к Nintendo снисходительно. Многие уверены, что «большая N» делает исключительно нишевые игры для детей, а настоящие локомотивы индустрии – PlayStation, Xbox и PC.
На самом деле сейчас Nintendo чувствует себя лучше, чем любой другой видеоигровой гигант: консоли успешны, пользовательская база и прибыль растут, эксклюзивы бьют рекорды продаж. 2021 финансовый год стал лучшим для компании за всю историю. Выручка – $16,59 млрд, это на 34% больше, чем год назад, и самое высокое значение с 2009 года, а операционная прибыль – $6,04 млрд, рост на 81% – новый абсолютный рекорд. Для сравнения, выручка игрового подразделения Sony составила $24,5 млрд, при этом операционная прибыль была в два раза меньше, чем у Nintendo, – $3,1 млрд.
Розыгрыш денег на Steam! Подпишись на нашу телегу игр
Планы компании и вовсе грандиозны: скоро к франшизе Марио добавится голливудский блокбастер, а в Токио начнется строительство тематического парка развлечений по типу Диснейленда. Возможно, так хорошо себя Nintendo не чувствовала с золотых времен конца 80-х.
Удивительно, но компания добилась таких успехов во многом благодаря принципам, сформулированным больше 40 лет назад. Рассказываю, в чем секрет стабильной успешности Nintendo.
Тотальная экономия
Знаете, что было самым трудным при разработке Famicom/NES или, как у нас ее называют, Dendy? Нет, не разработать инновационный уникальный продукт, а создать ДЕШЕВЫЙ «уникальный инновационный продукт».
Вот что об этом пишет Дэвид Шефф в книге «Game Over. Как Nintendo завоевала мир»: президент Nintendo Хироси Ямаути «хотел сделать систему, которая бы попала в самые различные дома, и потому она должна быть настолько дешевой, чтобы любой желающий смог ее купить. Все машины (Кибер: имеются в виду приставки), кроме той, что делала Epoch, представленные на тот момент на японском рынке, стоили от 30 000 до 50 000 иен (от 200 до 300 долларов). Ямаути же установил планку в 9800 иен, то есть меньше чем 75 долларов».
А так о философии Nintendo говорил создатель Game Boy Гумпей Екои: «Тот способ адаптации технологии, которого придерживалась Nintendo, не пытался соответствовать последнему слову науки и техники, а стремился к тому, чтобы использовать уже известную технологию в массовых масштабах за небольшие деньги».
Нужно же было как-то продавать все эти периферийные устройства
Nintendo при производстве первой консоли экономила на всем: контроллеры в японской версии были напрямую припаяны к плате, что делало их замену практически невозможной; использовались дешевые материалы, из-за чего, например, разъем для картриджей NES подвергался деформации и коррозии; консоли были лишены любой периферии, кроме геймпадов. В итоге погоня за низкой ценой привела к тому, что первую партию Famicom пришлось отозвать из магазинов, ведь из-за аппаратной ошибки некоторые игры «выключали» консоль.
С выпуска NES прошло почти 40 лет, но Nintendo остается самой бережливой компанией индустрии, и Switch – этому яркий пример.
Глава игрового подразделения Microsoft Фил Спенсер утверждает, что себестоимость производства флагманской Xbox Series X на 100–200 долларов выше, чем ее розничная цена. У Sony схожая ситуация, согласно заявлению финансового директора компании Хироки Тотоки, продажи PlayStation 5 перестали приносить убыток только через год после старта. Впрочем, некоторые аналитики ставят под сомнение правдивость этих слов.
Nintendo Switch не только самая дешевая из актуальных консолей – 299 $. Ее продажи с первого дня приносили прибыль – несколько десятков долларов с каждой проданной консоли. Более того, выпуск OLED-версии позволил значительно увеличить прибыль: при росте себестоимости производства всего на 10 $, консоль продается дороже на 50 $.
Низкая себестоимость Switch сыграла Nintendo на руку в условиях нехватки комплектующих и начавшейся экономической рецессии. Невысокая цена для потребителей и налаженная система производства и дистрибуции позволили компании сохранить высокие темпы продаж. График ниже (данные VGChartz) не только подтверждает, что продажи Switch остаются стабильно высокими даже через 5 лет после релиза, но и доказывает – консоль Nintendo продается лучше, чем новое поколение Playstation и Xbox.
Монополия и контроль: Nintendo – платформа для игр от Nintendo
После успеха NES в начале 1980-х перед Nintendo встала проблема – компания не успевала выпускать достаточное количество игр для быстрорастущей аудитории владельцев консоли. Казалось бы, разреши делать игры всем желающим и получай процент с продаж, но «большая N» не хотела создавать условия для повторения краха американского консольного рынка. В 1983 году доходы игровых компаний сократились практически на 97%: с 3 млрд долларов до 100 млн. Одной из причин этого кризиса называли обилие низкокачественных игр, из-за чего игроки перестали покупать консоли.
Поэтому для сторонних издателей выработали правила:
Выпускать не более 5 игр в год. Отчисление в пользу Nintendo процентов с каждого проданного картриджа. Каждая игра должна проходить проверку качества в Nintendo. Студии должны заказывать у Nintendo изготовление всех картриджей и упаковок. Выпущенная игра должна оставаться эксклюзивом в течение 2 лет.
При этом в отношении игр от самой «большой N» действовал режим полного благоприятствования: им доставались лучшие места в магазинах, под них подстраивался график релизов, на их продвижение были направлены все рекламные мощности. Также благодаря контролю процесса печати картриджей Nintendo манипулировала рынком. Так в 1998 компания специально создала перебои с поставкой, чтобы увеличить потребительский спрос. Все указывало на то, что NES – прежде всего платформа для игр от Nintendo.
Благодаря такой монополии Nintendo максимизировала прибыль, хотя самих издателей эта ситуация не устраивала. Поэтому с приходом Sega многие крупные игроки потянулись в сторону более лояльного конкурента.
Изменила ли Nintendo после этого свою политику? Конечно же нет. Более того, маниакальное стремление все контролировать привело к появлению ее главного конкурента – Sony. Уже к концу 1980-х стало понятно, что будущее видеоигр за СD-дисками, картриджи не способны нести в себе нужное количество информации. Естественно, «большая N» заключила договор с одним из двух создателей компакт-дисков и по совместительству японской компанией – Sony. Но уже после презентации совместной разработки Nintendo совершила величайшее предательство в истории игровой индустрии: объявила, что разрывает контракт и выпустит новую консоль в сотрудничестве с Philips, по совместительству вторым создателем СD-дисков.
Естественно, в мире японского бизнеса, помешанного на чести, традициях и уважении, такой поступок не остался без ответа. Sony выпустила собственную консоль на основе CD-привода, разработанного для SNES. И вместо Nintendo Play Station появилась просто PlayStation (до этого, правда, компании немного посудились из-за названия). Причина предательства Nintendo проста – Sony хотела контролировать издание игр на дисках, получать процент с каждой копии и т.д. Такого посягательства на свою монополию Nintendo допустить не могла.
Казалось бы, желание все контролировать и стремление монополизировать собственную платформу должно было негативно сказаться на компании, привести к стагнации, дать преимущества конкурентам.
Текущее положение дел говорит об обратном: по итогам 2021 года для Nintendo Switch было продано 230 млн копий видеоигр, из них 79,4% продаж (в денежном эквиваленте) пришлись на игры самой Nintendo. Тогда как совокупные продажи всех видеоигр на консолях Sony – 303 млн копий, из которых на игры от самой Sony пришлось всего 43 млн копий.
Nintendo – воистину платформа для игр от Nintendo!
Акцент на детскую аудиторию
Появление современной Nintendo напрямую связано с товарами для детей. Изначально компания производила игральные карты. Ее третий президент Хироси Ямаути, самый важный человек для нашей истории, решил, что в рамках расширения бизнеса неплохо бы, помимо прочего, заняться детскими игрушками.
Nintendo выпустила несколько успешных игр, в том числе световой пистолет для консоли Magnavox Odyssey. В итоге финансовый успех на рынке продуктов для детей подтолкнул компанию к разработке домашней игровой консоли.
Дух детства витал над компанией и когда она разрабатывала свои первые видеоигры. Главный геймдизайнер в истории Nintendo Сигэру Миямото, создатель первых «Марио» и «Зельды», стремился воплотить в них свои детские переживания, страхи и мечты: «Дух, состояние ребенка, когда он в одиночку входит в пещеру, должны быть воссозданы в игре. Войдя, он должен ощущать холодный воздух вокруг себя. Он должен обнаружить ответвление и решить, стоит ли ему его исследовать или нет».
С первого дня на консольном рынке Nintendo позиционировала себя как компания, создающая продукты для детей, жестоко цензурируя насилие, сексуальный контент и ненормативную лексику в играх.
Компания не отказалась от своих принципов, даже когда рынок, аудитория и объемы продаж указывали на необходимость изменения стратегии. В начале 1990-х Sega планомерно захватывала американский рынок, позиционируя консоль как «модный» продукт для подростков, тогда как Nintendo делает приставки для детей. Вот, что пишет об этом периоде Блейк Харис в книге «Консольные войны. Sega, Nintendo и битва определившая целое поколение»:
«В Рождество 1992 года Nintendo столкнулась с той же проблемой, с которой сталкиваются многие стеснительные прыщавые подростки: компания попросту не была клевой. Главной причиной этой беды была Sega, чья разбитная, колкая рекламная кампания «Добро пожаловать на следующий уровень» клеймила Nintendo страшным пурпурным не (не клевая, немодная, не интересная никому из тех, кому больше десяти лет)».
А ведь была еще реклама с замечательным слоганом – «Genesis does what Nintendon’t» («Genesis умеет то, на что не способна Nintendo»).
Самой яркой битвой этой консольной войны стал, конечно же, Mortal Kombat – файтинг с невиданным на тот момент уровнем насилия. На Sega Genesis лились реки крови, приводя в восторг подростков, тогда как на SNES реки крови лились только после ввода определенного кода. Nintendo этим половинчатым решением давала понять, что несмотря на уступки остается консолью, ориентированной на детскую аудиторию.
Впрочем, время доказало верность стратегии «большой N». Да, консоли выбирают дети и подростки, но покупают родители. Поставьте себя на месте дефолтного взрослого, какую приставку вы купите своему чаду? Ту, где главный маскот – злой лысый мужик, отрывающий головы всем подряд, или ту, где грибное королевство, нежные просторы Хайрул, детский голос Марио и миленький Кирби устраивает тотальный геноцид, всасывая все вокруг?
Ответ очевиден: с момента запуска в 2017 году продано уже 114 миллионов Nintendo Switch. Ожидается, что к концу года Switch обойдет PlayStation 4 (117 млн) и Game Boy (118 млн) и станет третьей самой продаваемой консолью в истории, после PlayStation 2 (155 млн) и Nintendo DS (154 млн).
Технологические инновации, расширяющие игровой опыт
Самый важный человек этого текста, президент Nintendo c 1949 по 2002 год Хироси Ямаути, не сильно разбирался в технологиях. Но верил, что за ними будущее: «Мы должны смотреть в самых разных направлениях. Выкиньте все свои старые идеи, потому что нужно придумать нечто новое».
С начала 1980-х внутри Nintendo действовали 3 обособленные исследовательские группы, напрямую подчиненные Ямаути: R&D 1, R&D 2 и R&D 3 (от «Research and development»). В составе каждой группы было несколько соперничавших команд. «Команды в группах, работавших над аппаратной частью, пытались превзойти друг друга в виртуальных чудесах, а команды, отвечавшие за компьютерные программы, конкурировали друг с другом в попытке создания самых выдающихся игр в мире», – Дэвид Шефф «Game Over. Как Nintendo завоевала мир».
Стоп, мы говорим о технологиях в отношении самой дешевой консоли, которая даже открытый мир в Bayonetta 3 не вывозит?
Забудьте о пикселях, вокселях, объемах памяти, фреймрейтах, GeForce RTX 4090 и прочих малопонятных словах. Мы тут говорим об инновациях, которые расширяют опыт геймера. Чем отличается процесс игры на PS1 от PS5? По сути ничем, вы также сидите перед телевизором с контроллером в руках.
Nintendo – другое дело, с самого начала компания стремилась создавать устройства, изменяющие и дополняющие игровой опыт. Например, первая портативная консоль от Nintendo Game & Watch – прообраз всех остальных портативок от Game Boy до Switch – появилась после того, как инженер компании Гумпэй Екои увидел в поезде человека, из-за скуки «играющего» с карманным калькулятором.
Вот совершенно неполный список других технологических инноваций Nintendo, расширяющих и меняющих игровой опыт:
Wii – контроллер, реагирующий на движения игрока.
Wii U – контроллер со встроенным сенсорным экраном.
Nintendo DS – первая портативная консоль с двумя экранами, нижний – сенсорный.
Nintendo 3DS – портативная консоль, способная создавать 3D-эффект изображения без использования специальных очков.
Наконец, Nintendo Switch – гибридная консоль, работающая как в портативном, так и в стационарном режиме.
Нельзя не упомянуть и о выпущенных для Switch дополнительных устройствах. Например, Nintendo Labo – серия конструкторов, которые позволяют создавать синтезатор, радиоуправляемые «машинки» и многое другое.
Или Ring Fit Adventure – фитнес-игра, которая должна была сделать меня стройным как Аполлон, но пельменный мир победил…
Понятная фанатам идентичность
Назовите героя, который был с сонибоями с самого начала, который ассоциируется с Playstation. Нейтан Дрейк? Он появился только на PlayStation 3! Crash Bandicoot? Он даже Sony не принадлежит! Кратос? PlayStation 2 и значительная пауза между частями.
C Xbox похожая ситуация – кроме Halo и Gears of War нечего вспомнить, но и то с оговорками, ведь сейчас над этими играми работают совершенно другие люди и студии.
С Nintendo ситуация абсолютно противоположная: большинство ключевых инженеров и геймдизайнеров, стоявших у истоков компании, работали в ней десятилетиями. А некоторые до сих пор продолжают консультировать – Гумпэй Екои, Масаюки Уэмура, Гэнъе Такэда, Сигэру Миямото и другие.
Игры от Nintendo сохраняют идентичность на протяжении десятков лет, они дарят знакомый опыт и ощущение стабильности. Вот ты поймал первых покемонов в 1996 году в Pokemon Red/Blue и следующие 20 лет планомерно дополняешь коллекцию, перенося старых покемонов в новые части. Бренд Pokemon настолько плотно ассоциируется с Nintendo, которой отчасти и принадлежит, что многие даже не знают, что игры серии разрабатывает сторонняя студия Game Freak.
Раз в несколько лет Nintendo дарит тебе возможность вернуться в загадочный мир Хайрула, победить Ганона и спасти Зельду. Таких долгоиграющих франшиз у «большой N» несчетное количество: Mario, The Legend of Zelda, Animal Crossing, Fire Emblem, Metroid, Pokémon и многие другие
Nintendo понимает, что если игрок полюбил мир и персонажей – это чувство необходимо хранить и поддерживать. Поэтому постоянно выпускает продолжения, поэтому старается сохранять дух и лор вселенной, поэтому отвергает любые эксперименты, которые могут быть негативно восприняты фанатами.
Геймеры платят за такой подход преданностью и кошельками – эксклюзивы Switch бьют все мыслимые рекорды продаж. Ниже топ-продаж игр для Nintendo Switch, согласно отчету самой компании, в который для наглядности добавлены некоторые мультиплатформенные хиты последних лет.
Игры – это самое главное
Моя любимая история: 1994 год, наступает эра пятого поколения консолей. Все основные платформодержатели выпускают новые приставки: PlayStation, Sega Saturn, год назад релизнулись Atari Jaguar и Panasonic 3DO. Все, кроме Nintendo, их платформа пятого поколения выйдет только в 1996 году.
Казалось бы, задержка в два года – смертельный приговор для компании. Но Минору Аракава, президент Nintendo of America и зять самого важного человека этого текста, был на удивление спокоен. Потому что в тот самый момент британская студия Rare заканчивала разработку нового эксклюзива для «старушки» SNES. В итоге вышедшая в ноябре Donkey Kong Country поразила всех инновационной графикой и геймплеем, став одной из самых успешных игр консоли – по всему миру продали более 9 млн копий игры. Огромный успех позволил продлить жизненный цикл SNES и без особых финансовых потерь пережить два года с консолью предыдущего поколения.
В этой истории вся суть философии Nintendo – компания ставит на первое место не маркетинг, мощности железа, интеграцию с мобильными устройствами, удобство пользователей или возможность превращения консоли в мультимедийный центр. На первом месте игры и геймплей.
Я хочу, чтобы вы осознали эту мысль: в мире, где все конкуренты повторяют мантру об удобстве для игроков, о создании для них максимального комфорта, Nintendo действует полностью противоположно. Выписывает перманентный бан за создание модов (привет, Skyrim); замалчивает проблемы с дрифтом Joy-Con, надо же экономить; продает приложение «Калькулятор» за 809 рублей, бедная инди-компания ведь должна как-то зарабатывать.
Причина, почему игроки все прощают «большой N», – в играх, в уникальном геймплейном опыте, в библиотеке франшиз, которые стали неотъемлемой частью твоей жизни.
Геймплей Super Mario World 1990 года разнообразнее и глубже, чем у многих ААА-проектов текущего поколения.
The Legend of Zelda: Breath of the Wild не сравнится с современными песочницами в плане графики, но она довела привычную формулу Ubisoft до абсолюта, создав вечный стандарт для игр в открытом мире. Помимо прочего, сделав важнейшим элементом геймплея максимально реалистичную физику – ты можешь поджечь траву и взлететь на дельтаплане, используя восходящие потоки горячего воздуха. Это игра на 30 млн проданных копий и 97 баллов на Metacritic.
Nintendo не только развивает свои старые франшизы, она постоянно в поиске новых игр и талантливых разработчиков. Упомянутый Минору Аракава, президент Nintendo of America, летал в СССР, чтобы компания получила права на «Тетрис» – разработку отечественного программиста Алексея Пажитнова. Nintendo готова подхватить не очень успешный и довольно странный слэшер Bayonetta и сделать ее флагманом своей «взрослой» линейки игр. Взять под крыло Monolith Soft, разработчиков финансово провальной Xenosaga Episode II: Jenseits von Gut und Böse, и в итоге получить одну и самых успешных JRPG франшиз – Xenoblade Chronicles.
Потому что для Nintendo игры – прежде всего.
* * *
Я не большой фанат игр от Nintendo, о своем Switch я вспоминаю, только когда он зовет тренироваться в давно проданную Ring Fit Adventure.
Но я люблю миф о Nintendo, миф о маленькой «карточной» компании, которая, придерживаясь собственных принципов, смогла выжить в этом агрессивном и сложном мире видеоигр. За эти годы у бренда Atari сменилось бесконечное число владельцев, Sega ушла с консольного рынка, Sony пережила глобальный кризис и сделала свое игровое подразделение чуть ли не главным активом, Microsoft пришла на консольный рынок, потом чуть не ушла, а потом выпустила «широкого Фила» за покупками, но кажется, разучилась делать игры.
Nintendo – живее всех живых и отлично себя чувствует, потому что деньги, то есть игры, прежде всего!
Еще по теме Pentiment нужно проходить на уроках в школе. Новая игра Obsidian учит истории, искусству и философии лучше учебников Лига безопасного интернета хочет запретить Twitch. А кто это и что они уже запрещали? Обзор Warzone 2.0 – та же игра, но с нормальным сетевым кодом