Про La Noche Triste - "Ночь Печали", уже рассказывал в своём цикле статей "Три битвы Эрнана Кортеса" для журнала "Людота". Почему же сегодня мы посвятим статью этому событию - одному из самых ярких в истории Конкисты? При всей любви и уважении к "Людоте", формат статей там мне не очень нравится. Стоит этот вопрос осветить и по-другому... Элементы тех статей использовать буду, разумеется - но расскажу подробнее, потому что аудитория несколько разная. Журнал ориентирован на очень широкую, Grand Orient же - на тех, кто знает, зачем приходит сюда.
Давайте, по традиции - пару слов о том, в чем состоит значение La Noche Triste? В ходе Ночи Печали конкистадоры с боем отступили из Теночтитлана, столицы ацтеков - где прежде были более-менее желанными гостями. Как так вышло, да почему - в этом разбираться надо долго и вдумчиво, что мы и сделаем.
Зачем мы об этом говорим?
Пока же важно отметить, что La Noche Triste - это точка невозврата для ацтеков, прежде всего. До той ночи всякие противоречия можно было решить мирно, и империя имела шансы влиться в состав Испании так же безболезненно, как это сделали филиппинцы. Но после La Noche Triste, разумеется, ни о каком мирном пути речи идти не могло. Уничтожение самой государственности ацтеков стало неизбежным в этот момент.
Тот факт, что La Noche Triste запустила череду событий, приведшую к падению Теночтитлана в августе 1521 года, важен по ещё одной причине. Эрнану Кортесу - отнюдь не военному, при весьма посредственном войске, удалось опрокинуть мощное туземное государство.
Прибытие Кортеса в Теночтитлан
Это подстегнуло всю Конкисту в целом. Тот же знаменитый Понсе де Леон исполнился решимости именно на его примере, да и многие другие. Кортес стал образцом для всех конкистадоров - не вполне заслуженно, наверное, но... что есть, то есть. И началось всё именно с Ночи Печали: ранее до Эрнана никому не было особого дела, если уж говорить честно.
Наконец, тема La Noche Triste предельно мифологизирована: как и почти всё, связанное с "великими цивилизациями" доколумбовой Америки. Так что и с мифами нам с вами придётся сегодня всерьёз разбираться. Тем более, что мифы эти живут не только на РЕН-ТВ. Они, к сожалению, глубоко проникли в массовую культуру (вспомним «Дочь Монтесумы»). Что ещё хуже - ужасный бред о Конкисте в целом, и о ключевых событиях вокруг Кортеса в частности, написан в советской литературе. Вполне понятно - борьба с империализмом... советские историки даже подняли на пьедестал гуманизма и прогрессивности Бартоломе де лас Касаса, известного защитника индейцев. Совершенно забыв, что именно он - автор идеи ввоза в Америку чёрных рабов.
Ну, Кетцалькоатль им судья. Сегодня мы будем разбираться, как же оно в действительности-то обстояло…
Чёрная легенда
Прежде чем рассматривать саму по себе Ночь Печали, важно разобраться в её предыстории. Статья в русской Википедии традиционно поражает со знаком "минус" - но трудно винить за это людей, которые могут прочитать только советский учебник. И не знакомы ни с работами хоть того же Прескотта, ни - тем более - с испанскими источниками.
Мифы, ясное дело, начинаются уже отсюда, с историографии. Почему-то широкие массы уверены, что описал события июля 1520 года один Берналь Диас - бедный идальго, родельеро в составе войска Кортеса, автор "Правдивой истории завоевания Новой Испании". Связано это с тем, что Диас переведён на русский язык - для книг по Конкисте это огромная редкость. Важно сказать, что книга не является синхронным источником: она написана по памяти, спустя многие десятки лет после событий.
Берналь Диас дель Кастильо
Ясное дело, Диас отнюдь не единственный. На самом деле, более-менее синхронных источников куда больше. Это и письма самого Эрнана Кортеса, и записи тех же Тапии с Агиларом. Кое-кто знает и "Флорентийский кодекс", точнее Historia general de las cosas de Nueva España за авторством Бернардино де Саагуна.
Сочинения Саагуна опираются на опросы им многочисленных участников событий, но сам он появился в Мексике только спустя 9 лет после событий. Книга же и вовсе увидела свет только в 1570 году - то есть, полвека спустя. В целом, Саагун смотрит на Конкисту весьма критически, но плюс-минус адекватно. По крайней мере, его есть смысл почитать. Разумеется, держа в уме тот факт, что своими глазами завоевание ацтеков он не видел.
Имеется "История завоевания Мексики" Франсиско Лопеса де Гомары. Он был духовником Кортеса, и склонен крайне педалировать именно его личный героизм. Опять-таки, воспринимать эту работу как абсолютно объективную, нельзя. Тем более, что Гомара вообще не бывал в Новом Свете: с Кортесом он познакомился в Италии, сопровождал его на войне в Африке, а остаток жизни прожил в Испании. И если видел какого-то ацтека, так только дона Педро, сына императора - предка герцогов Монтесума (они существуют до сих пор).
Бартоломе де лас Касас, главный творец «Чёрной легенды»
Ну, и есть Бартоломе де лас Касас, со своей "Историей Индий". Повторяться относительно своего мнения о нём не буду - мне слишком трудно выражать это мнение цензурно.
Многие любят кивать на пресловутые ацтекские Кодексы, якобы содержащие всю скрываемую испанцами ПРРРРАВДУ. Вынужден разочаровать. Во-первых, никакой шокирующей ПРРАВДЫ, существенно расходящейся с устоявшимся в адекватной исторической науки мнениями, там нет. Во-вторых, Кодексы не доколумбовые - написаны они при испанцах, по их же распоряжениям, частично даже на испанском и итальянском языках. Ими же, разумеется, и привезены в Европу.
Ещё есть обширная археология, но и она никаких покровов не срывает - просто даёт больше информации. Напоследок, хочу донести один важный момент.
Довольно многое во всей этой истории не ясно нам до конца. Часто существуют разные версии, среди которых выявить однозначно верную не будет возможно, пока не появится машина времени. Я имею собственную интерпретацию - и буду её излагать, прямо указывая, где моё мнение, а где объективные данные.
Наконец, важно понимать: весьма противоречивы, во множестве деталей, свидетельства самих же очевидцев. Берналь Диас оппонирует одновременно и де лас Касасу, и Гомаре (а их мнения абсолютно полярны). С воспоминаниями Тапии и Агилара он тоже расходится, как и с теми свидетельствами, которые собрал Саагун.
Конкистадоры сражаются с ацтеками
На самом деле, это хорошо. Имей мы только одну версию, излагаемую всеми - проверить её было бы почти невозможно. А так, имеется большое поле для исследований - сличения показаний, выявления чего-то близкого к истине. На самом деле, при знании языков изучать Конкисту очень удобно: она великолепно описана, а авторы чаще всего не любят друг друга. В итоге можно составить "среднее арифметическое".
(Не)великая цивилизация
Методологически продолжить разговор мы должны кратким экскурсом в вопрос - а что представляла собой империя ацтеков на 1519-1520 годы, когда Кортес появился на территории нынешней Мексики, и вошёл в Теночтитлан? Разобраться надо, тем более, что мифов на эту тему страшное количество. Но сделаем мы это достаточно тезисно, в силу двух причин.
Во-первых, тема крайне обширная и глубокая. Во-вторых, хотя я весьма сильно интересуюсь индейцами, и разбираюсь в них вполне достойно - всё-таки, они не основной мой профиль. И, забираясь в совсем уж лютые дебри, я рискую транслировать вам какие-то неточности. Давайте побеседуем об общих вопросах.
Естественно, индейцы в Америке присутствуют очень давно - появились они там, по меньшей мере, 15 тысяч лет назад. Однако, мифы начинаются уже с самого себе представления о государстве ацтеков, как чём-то очень древнем.
Мифологизация ацтеков более всего вредит образу прочих индейцев Мезоамерики
В действительности, Теночтитлан основан всего лишь в 1325 году, а в по-настоящему сильное государство ацтеки оформились в начале XV века. То есть, "древняя цивилизация" образовалась в то время, когда в Европе шла Столетняя война. Союз Теночтитлана, Тескоко и Тлателолько стал альянсом, способным подчинить большую часть Центральной Америки.
Империей в обычном понимании этого слова государство не было. Государство ацтеков можно сравнить с монголами: соседи подчинялись, облагались данью, ставились в политическую зависимость, но далеко не всегда поглощались. Сами по себе ацтеки - тоже не совсем единый народ. Под этим словом понимают всех, кто говорил на языках группы науатль (а их несколько десятков). Сейчас носителей языка - примерно 1,5 миллиона человек, испаноязычных прямых потомков значительно больше.
Следующий вопрос касается численности населения империи. Тут очень много неясностей. Привычная нам цифра в 15 миллионов, по сути дела - "пальцем в небо". По разным исследованиям, цифра гуляет туда-сюда на миллионы, иногда - на десяток миллионов. Уверенно можно сказать только то, что ацтеки были весьма многочисленны, это факт. Столь же размытым остаётся и вопрос территории империи - оценки, опять же, гуляют на сотни тысяч квадратных километров.
Нужно понимать существенную условность оценок территории и численности населения
Правил ацтеками монарх - тлатоани. Ситуация с ним напоминает ситуацию с современной падению ацтеков Священной Римской империей. То есть, хотя формально глава государства был выборным, фактически - выбирали всегда представителя одной и той же династии Акамапичтли.
Что можно сказать на тему устоявшегося мнения про "великую цивилизацию"? Оно отчасти справедливо, отчасти ошибочно.
С одной стороны, конечно, ацтеки отнюдь не были дикарями. Социально это было вполне себе средневековое общество с развитыми сословиями. Ацтеки обладали письменностью (в отличие от инков), и развили весьма достойную культуру - дойдя даже до такого вида искусства, как драматургия. Довольно неплохо были развиты естественные науки и медицина, а также ряд технологий (строительных, сельскохозяйственных). Хотя все рассказы про "превосходили Европу", конечно - ерунда. Европу XIV-XV века ацтеки не превосходили ни в чём, а уж "знали астрономию лучше нас" - это вовсе из репертуара РЕН-ТВ.
Вместе с тем, не по всем направлениям всё было так уж радужно.
Во-первых, несмотря на существенное развитие во многих областях, оставалось в ацтеках и много дикого. Тут многое: и абсолютно варварские обычаи войны, и человеческие жертвоприношения (крайне распространённые - мы имеем вал данных археологии, с которыми не поспоришь), даже каннибализм. Последний остаётся несколько дискуссионным вопросом в науке, но всё же свидетельств его распространённости много.
«Воины-орлы» и «воины-ягуары» ацтеков
Во-вторых, развитие технологий у ацтеков было крайне избирательным. Да, в отличие от индейцев Северной Америки, они не занимались подсечно-огневым земледением, а освоили даже ирригацию. Да, была хорошая медицина. Но, в то же время - нет колеса, нет вьючных животных, нет даже металлургии. А все единичные находки медных вещей - покупные (в частности, покупались они у тарасков).
Отсутствовало судоходство в полном смысле этого слова - хотя плавать по озёрам могли. Оружие - обсидиановое, луки - примитивные (это далеко не монголы), доспехов нет. Военная тактика также была развита ужасающе плохо: тут ацтеки никак не ровня арауканам. С точки зрения европейцев, действия ацтеков в бою выглядели просто смешно: никакой дисциплины, никаких тактических приёмов (даже представления о необходимости резерва - бросались сразу всей толпой), крайне примитивная фортификация, полное отсутствие представления об осадах.
Вместе с тем, испанцы отмечали в ацтеках крайне высокий боевой дух. Да и антропометрическими параметрами обижены они не были. Существовала военная аристократия, повоевать ацтеки любили. Увы, но военные успехи их были обусловлены только одним - тем, что соседи оказались ещё слабее. Без сомнения, встреться ацтеки с арауканами - о "великом государстве" сегодня слыхали бы только специалисты. Часто вы слышите о тольтеках, например?
Воин-ягуар
Но, однако, это было именно государство. Пусть невероятно отсталое в военном отношении, но для исчисляемых сотнями человек конкистадоров это был очень серьёзный противник. Многочисленный народ, более-менее организованный: примерно на уровне Раннего Средневековья в не самых развитых регионах Европы.
В 1502 году правителем ацтеков стал Монтесума II - девятый по счёту монарх. Задолго до встречи с Кортесом, в силу своего политического курса, Монтесума нажил немало могучих врагов в собственном государстве - что ещё сыграет роковую роль. Другим существенным фактором было то, что оставшиеся независимыми соседи яростно ненавидели ацтеков. Совсем не удивительно: по сравнению с ацтекскими обычаями войны, японцы или османы кажутся просто лапочками. Традиции «великой цивилизации» вроде сбора дани людьми для жертвоприношений популярности не добавляли.
В общем, те самые "лошади, огнестрел и европейские болезни" были далеко не единственными проблемами государства в 1520 году. А уж первые две - вообще не были, но об этом мы ещё поговорим.
Высадка Кортеса
О том, сколь ошибочно представлять Эрнана Кортеса "первым конкистадором", я писал уже много раз. Вспомним Понсе де Леона, Васко Нуньеса де Бальбоа, Себастьяна де Белалькасара, Эрнандо де Сото... с 1492 года, по 1519 - когда Кортес высадился в Мексике, случиться в Новом Свете успело очень многое. Но однако, не было события, равного по масштабу военной победе над таким государством, как Ацтекская империя. Ночь Печали же - пролог той победы.
На тот момент Эрнан Кортес не имел никакого военного опыта. Он прибыл в Новый Свет, чтобы стать фермером, и именно этим занимался долгое время: пока конфликт с губернатором не подтолкнул этого человека к действиям куда более решительным. Но даже тогда именно военной славы он ещё не ждал.
Эрнан Кортес, уже в преклонные годы
Итак. Когда в феврале-марте 1519 Кортес высадился на берегах современной Мексики (кстати, Теночтитлан они сразу же окрестили Ciudad de Mexico, как город и именуется теперь), испанцы уже обладали приличным опытом взаимодействия с индейцами.
Опыт этот бывал очень разным. В принципе, конкистадоры совершенно не стремились воевать со всеми, что было вполне разумно: первоначальные силы Кортеса составляли 350 человек, а существенно более тысячи испанцев водить ему и вовсе не придётся. Ситуации случались разные: где-то сразу завязывали союзнические отношения, где-то испанцы "принуждали к миру", а иногда, увы, говорить оказывалось не о чем.
Что бы ни говорила нам "чёрная легенда", сам Кортес относился к вопросу завоевания не то, чтобы гуманно... но, как минимум - разумно. Со многими встреченными индейцами он нашёл общий язык, что особенно ярко проявилось в двух фактах.
Во-первых, в его отношениях с доньей Мариной – индианкой Малинели Тенепатль, которую в основном мы знаем под именем Малинче, "любимой" женой обладающего солидным гаремом конкистадора. Во-вторых, что исторически много важнее – в быстро заключённом союзе с государством Тлашкала, состоявшем в весьма враждебных отношениях с ацтеками.
Кортес и Малинче
Большая часть испанцев, закрепившись на берегу, не особенно желала двигаться вперёд. Было разными путями (где торговлей, где войной) добыто немало золота, с которого уплатили в Испанию положенную королевскую пятину. Таким образом, совершили важнейшее: доказали экономическую рентабельность завоевания этих земель.
Основанный порт Веракрус в качестве опорного пункта большинство конкистадоров вполне устраивал, что резко противоречило амбициям Кортеса. К тому же, Эрнан имел очень напряжённые отношения с Диего Веласкесом, губернатором Кубы. Многие в экспедиции были верны именно ему, скептически относящемуся к планам Кортеса. И яростно ненавидящему его лично.
Теночтитлан
Этот вопрос уже не просто расходился с амбициями Кортеса, а напрямую относился к его безопасности. Эрнан раскрыл в Веракрусе некий заговор людей Веласкеса - казнив двоих, а многих подвергнув телесным наказаниям. Затем Кортес поступил и вовсе сурово: затопил в гавани корабли, отрезав путь к отступлению. И, оставив небольшой гарнизон в Веракрусе, выдвинулся вглубь империи ацтеков. Как раз по дороге был заключён союз с тлашкаланцами.
Какого-то чёткого плана действий Кортес не имел, и иметь не мог - оставалось импровизировать. Ясное дело, что сил на открытый военный конфликт он не имел, но знать Теночтитлана обеспокоили сведения о его альянсе с Тлашкалой (а они сильно опередили Кортеса).
До столицы ацтеков дошли 8 ноября 1519 года. Встретили испанцев мирно, но настороженно. Крайне интересен тут вопрос поведения императора...
Встреча Кортеса и Монтесусы
Кортес, отчитываясь перед Карлом V Габсбургом о ходе своей деятельности, приводил очень интересные слова, якобы сказанные ему Монтесумой II. Конечно, поручиться за их правдивость невозможно, но источники-то наперебой утверждают, что к испанцам император относился очень хорошо. Достаточно сказать, что он позволил возвести в Теночтитлане католическую церковь. И эти слова могут объяснить, почему всё было именно так...
"У моего народа есть сообщение от предков, что мы не коренные жителями сих земель, а прибыли сюда из мест очень далёких; и также у нас есть сведения о том, что к этим местам наш род привел с собой правитель, чьими вассалами они все были, который вернулся в свои родные края, и возвратился спустя долгое время. И так много времени прошло, что поженились те, кто остался с женами местных жителей, и народили много поколений, и построили поселения. Судя по тому, что вы пришли оттуда, где восходит солнце, и по вашим словам о великом короле, который вас сюда послал, мы считаем, что он и был нашим правителем. Ведь вы говорите, что ему нужно много дней, чтобы получить отсюда сообщение. Стало быть, вы те, которых мы будем слушаться, и будем считать правителем того короля, о котором вы говорите. Да будут ваши распоряжения, я буду их слушаться и исполнять их; и всё, что у нас есть - в вашем распоряжении."
Судя по поведению Монтесумы в последующие полгода, подобный разговор действительно был. Интереснее другое: искренне ли он принял испанцев за потомков легендарного правителя, или же прикрутил легенду к политическим соображениям? Вероятнее второе, а романтичнее, конечно, первое. Так или иначе, представление "испанцев приняли за богов" идёт именно отсюда. Как вы понимаете теперь, оно не вполне верное.
Конечно, обстановка была напряжённой: все стороны не доверяли друг другу. Тем не менее, ацтеки, тлашкаланцы (которых при Кортесе насчитывалось "до десяти тысяч" - хотя это выглядит очень сильно завышенными данными), и испанцы начали искать некие пути к сосуществованию.
Когда вам говорят, что в Мексике нет памятников Кортесу — не верьте
Ясное дело, разговоры про "Кортес взял Монтесуму в плен, войдя в город" - ересь. Как вышло на самом деле, поговорим ниже. Резюмируя эту часть статьи, скажем: Монтесума, безусловно, поддерживал Кортеса. Скорее всего - потому, что рассчитывал при помощи испанцев подавить собственных врагов внутри страны. В принципе, надежды не напрасные - многим "царькам" колоний это позднее ещё как удалось.
Но вот те самые внутренние враги, естественно, не дремали. Они сеяли сомнения в императоре, подогревали ксенофобию, устраивали провокации. Увы, но и у испанцев не всё было гладко с дисциплиной - это мягко говоря. Полгода копилась напряжённость, и итог вышел... Печальным.
Начало конца
Итак, с ноября 1519 года испанцы живут в Теночтитлане, но обстановка всё накаляется и накаляется. Выхода из кризиса не видно. Монтесума теряет авторитет, люди всё меньше подчиняются ему - но другого рычага Кортес не имеет. А дальше начались роковые события. В своём цикле статей я сильно упростил историю (такой формат у журнала), указав, что судьбоносное случилось во время отъезда Кортеса из города. Но это не совсем так, точнее - даже совсем не так.
Первыми источником проблем стали индейцы тотонаки. Тотонаки решили, что платить дань ацтекам они больше не хотят, и с этой идеей отправились... в Веракрус, к тамошнему испанскому гарнизону. И нашли понимание, поскольку Веракрус - как раз на землях тотонаков. А это ключевой порт. Дружить с ними - полезно. По этому поводу возмутились науа во главе с Чуапопокой - лояльные "вассалы" Монтесумы. Итогом стало вооружённое столкновение, которое привело к гибели нескольких испанцев. Включая весьма важных людей.
Теночтитлан, карта и миниатюра
Кортес возмутился, потребовав выдать ему Чуапопоку. Монтесума то ли не смог, то ли не захотел сделать этого (полагаю - скорее, первое). В итоге императора действительно взяли под стражу: да, как видите, не просто так. А именно после агрессии индейцев, вызванной вовсе и не враждой с испанцами самой по себе.
Уже в июне 1520 года случилась ещё одна проблема. Учитывая, что отношения с кубинским губернатором Веласкесом были накалены уже просто-таки до предела, ничего удивительно не было в том, что появились слухи о высадке в Веракрусе кубинского десанта. По голову Эрнана Кортеса, разумеется. Тот понимал: решать такую проблему следует явно не в Теночтитлане, среди сотен тысяч индейцев, авторитет перед которыми ронять никак нельзя.
И поспешил в Веракрус, взяв с собой Берналя Диаса - а вот Педро де Альварадо, другого важного сподвижника, оставив в индейской столице. Он же позже станет одним из главных фигурантов «чёрной легенды», и, в отличие от Кортеса - заслуженно. Это и правда был очень жестокий, временами не особо управляемый человек.
Мы никогда уже доподлинно не узнаем, что же случилось в Теночтитлане без Кортеса. Даже повод для конфликта описан туманно. Индейцы утверждали, что это Альварадо начал их резать во время религиозного праздника. Альварадо твердил, что защищался и подавлял восстание. Так или иначе, пока предводитель был в отъезде, пролилась кровь.
Педро де Альварадо — да, он был не то блондином, не то рыжим
Эрнан Кортес не являлся самым блистательным полководцем, но вот харизмы и красноречия ему было не занимать. Невесть как, но удалось переманить на свою сторону почти весь отряд испанцев, который прибыл для его ареста. И, уже с этими силами, выдвинуться обратно в Теночтитлан.
Данные о численности сильно разнятся по источникам. Под командованием Кортеса было от 1000 до 1500 испанцев (считая оставшихся в столице - до 2000), причём автор этих строк верит в нижний предел диапазона. Ещё имелось до 2000 индейцев: тех самых тлашкаланцев, в основном носильщиков. В этом месте важно заметить: даже самые щедрые на число войск источники не дают Кортесу более сотни всадников, и более 180 стрелков (причём арбалетчиков и аркебузиров примерно пополам). Доспехов также имелось маловато. Как видите, "ружья, микробы, и сталь"... в изобилии были микробы, разве что?
24 июня 1520 года. Кортес возвращается в Теночтитлан, и застаёт там относительный порядок, но атмосферу - хуже некуда. Началось расследование инцидента с Альварадо, но истину не установили. Местные уже однозначно смотрели на испанцев, как на врагов, а говорить об авторитете Монтесумы (с которым и пытались урегулировать конфликт) просто не приходилось. Когда он вышел зачитать подданным речь о необходимости мирно выпустить Кортеса, императора освистали, и стали швырять камни.
Ацтеки начали вооружаться, собираться на улицах. Фактически, Кортес оказался со своими людьми в осаде.
Монтесума из Кодекса Диего Дурана
Неизвестно, кто же 29 июня убил императора Монтесуму. Возможно, это были испанцы - но зачем им это? Монтесума был едва ли не единственной надеждой решить дело миром, и он неплохо относился к Кортесу, несмотря ни на что. Возможно, его убили индейцы, разочаровавшиеся в императоре. Возможно, самоубийство - к которому на территории современной Мексики относились примерно так же, как в Японии. Увы, нет данных, которые ответят нам на важный вопрос…
Для понимания неясности истории достаточно привести краткие версии. По одной, испанцы задушили Монтесуму (не понятно, правда, какой источник об этом рассказал). По свидетельствам большинства испанцев, уже в ходе первых столкновений императора убил камень, пущенный из пращи. Другой же испанец, участвовавший в событиях, писал иначе: якобы Монтесума вообще пропал, и уже позже испанцы наткнулись на его труп с колотыми ранами груди.
Так или иначе, но Кортес остался без последней соломинки, за которую имел возможность хвататься. Выход был один: бежать, прорываясь из осады.
La Noche Triste
Что представлял собой Теночтитлан? Город занимал примерно 13,5 квадратных километров, на которых жило около 200 тысяч человек (это по адекватным оценкам, максимум - до 300). Чтобы вы понимали: в Севилье, крупнейшем городе Испании, тогда жило 150 тысяч. Теночтитлан, таким образом, был сравним разве что с Парижем.
Теночтитлан
Как видите, фактически город стоял на озере, обладал огромным количеством дамб и мостов, многие перемещения совершались на лодках. Этакая индейская Венеция. Испанцы оказались зажаты в центре города, во дворце - и, как вы понимаете, нетривиальна задача выбираться из такого места.
Тем более, при скудных силах Кортеса. В огромном городе ему противостояло не меньше 10 тысяч восставших, скорее - больше, ведь бузить на улицах - это не в поле выходить... Так и дожили до ночи с 30-го на 1-е число.
Было очевидно, что нужно как-то прорываться, и уходить в сторону Тлашкалы. Но сказать проще, чем сделать. Во-первых, как я уже описал - испанцев мало, да и союзных им тлашкаланцев тоже. Во-вторых, уносить надо не только собственные ноги.
И ладно уж золото с немногочисленной артиллерией: то и другое готовы были бросить, и бросили (хотя есть сведения, что некую небольшую часть золота всё же унесли). Куда большая проблема - некомбатанты. При конкистадорах было очень много женщин и детей (включая пресловутых дочерей Монтесумы, да и сыновей тоже), и прочих неспособных сражаться. Ацтеки, между тем, уже избрали себе нового вождя - Куитлауака, младшего брата прежнего.
Карта окрестностей Теночтитлана: Кортес мог уходить только на западный берег озера, а союзники располагались много восточнее
Куитлауак ранее тоже был в заложниках у испанцев, но Кортес отпустил его по просьбе императора. Не стоит, впрочем, обманываться родством - вполне естественным образом, в планы Куитлауака входило избавиться не только от испанцев, но и от противников в борьбе за власть. Куитлауак в итоге прикажет перебить детей Монтесумы (и многих убить ему удастся - тех, кто не сбежит вместе с испанцами).
Как видите, Ночь Печали - возможно, больше даже эпизод "гражданской войны", чем борьба именно против испанцев. Ставших своеобразным катализатором событий в борьбе Монтесумы и людей, возвысивших Куитлауака.
Попытки прорваться Кортес предпринимал и до этой ночи, но безуспешные. В итоге, на 1 июля была намечена уже решительная - победа или смерть.
Дамбы Теночтитлана
Дамбы, по которым можно попасть на землю с островов, перерезаны каналами - а мосты через них разрушены ацтеками. Озеро, каналы - это всё кишит лодками индейцев. Много их и на улицах. Процитируем Диаса:
"…а теперь я сообщу, как мы приготовились. Прежде всего построен был переносной мост из надёжных брёвен и досок, чтобы перекидывать его через каналы взамен убранных; несли его впереди армии. Для транспортировки его, установки и охраны назначены были 400 индейцев-тлашкальцев и 150 солдат; также для переноски артиллерии назначены были 200 индейцев из Тлашкалы и 50 солдат. Авангардом командовали Гонсало де Сандоваль и Диего де Ордас; а для поддержки их в бою были, между ними и серединой, Франсиско де Сауседо и Франсиско де Луго с отрядом из 100 молодых и ловких солдат; затем в середине были Кортес и другие капитаны; арьергард поручен был Педро де Альварадо и Хуану Веласкесу де Леону. И присоединены были к середине капитаны и солдаты Нарваэса; а в середину, для переноса груза и охраны пленников и женщин, были назначены 300 тлашкальцев и 30 солдат."
Кортес поначалу ещё надеялся сыграть на менталитете индейцев - которые, как он знал, сдаются при захвате главного храма города. Совершенно тщетно, контроль испанцев над храмом уже никого не смущал. Ацтеки всё же были не идиотами, и прекрасно понимали своё колоссальное преимущество.
Бой описан довольно путано, источники постоянно друг другу противоречат. Есть сведения о штурме храма при помощи чего-то, вроде осадных башен, и многие другие яркие детали (почему-то, не всеми свидетелями замеченные). Боевые действия, как я уже говорил, шли все несколько дней с момента гибели Монтесумы.
Конкистадоры сражаются с ацтеками
Но сидеть в осаде не имело никакого смысла. На помощь никто не придёт, а тот факт, что ацтеки не отступят и не успокоятся, был очевиден. Новый император уже получил власть, и никакого выбора, кроме полного уничтожения угрозы ей, не имел. Пойди Куитлауак на какие-то переговоры - самого ведь убьют. Выбора у Кортеса не оставалось, необходимо было как-то уходить. Осталось только выбрать оптимальный момент. Естественно, ночью - и дождавшись плохой погоды, по возможности. С этим повезло.
Решающий прорыв испанцев к западным дамбам ацтеки заметили далеко не сразу - что, во многом, стало залогом спасения. Это было вызвано как слабой организованностью (по словам испанцев, нормального охранения не было), так и отвратительной погодой в эту ночь - шёл ливень. Однако, уже перед самыми дамбами колонну всё-таки заметили.
Немедленно начали сбегаться ацтеки. Именно в этот момент испанцы бросили и пушки, и (почти) всё золото - изначально довольно многое пытались унести. Надо отметить, что Кортес рванул через временные мосты первым, и не слишком беспокоился об остальных (что является важной причиной негатива по отношению к нему у ряда участников событий). С ним ушли ближайшие люди, включая того самого Диаса.
Но не стоит думать, что он так уж легко убежал. Авангард потерял почти всех лошадей, сам полководец был ранен. Позади, на узких дамбах и улицах перед ними, шёл плотный бой. Из-за ливня стало скользко, многие падали в воду, и тонули.
Это уже взятие Теночтитлана в 1521 году, зато хорошо видна дамба
Гибли и некомбатанты: Диас насчитал среди них 72 убитых, включая пятерых испанских женщин. Даже у испанцев в строю царила известная неразбериха - в конце концов, это далеко не терция, а колонисты. Профессиональных военных очень мало, союзные индейцы вносят лишний хаос, надо как-то защищать тех, кто не способен сражаться.
Это всё ночью, под дождём, на узких улицах и дамбах. Ничего толком не видно, информации о происходящем в 100 метрах впереди/позади нет, да и усталость страшная - уже который день боёв. Малейшее промедление - смерть, противник пусть слаб тактикой - но исключительно силён духом.
Берналь Диас также красочно рассказывает, как Кортес плакал, полагая, что все оставшиеся на островах в озере обречены теперь на гибель. К счастью, это было отнюдь не так - прежде всего, стараниями Педро де Альварадо.
Художники любят Ночь Печали, хотя и и редко рисуют её достоверно
Да, Педро был знатным мерзавцем, но зато отчаянно храбрым человеком и великолепным командиром - как-никак, потомственный военный. Несмотря на убитого под ним коня и собственное серьёзное ранение, он продолжал уверенно командовать арьергардом. Кое-как держали плацдарм, и переправляли людей, гасили панику среди своих.
Ацтеки наседали огромным числом. Почти все кони уже потеряны (что остались - ушли на ту сторону). Говорить о стрельбе из аркебуз бессмысленно - их было мало, а тут ещё дождь. Да и порох кончался. Помогала, помимо отчаянности собственного положения и выучки, слабая координация противника. Как я уже говорил, с точки зрения испанцев, воевали ацтеки отвратительно - иначе прорыв, разумеется, был бы пресечён.
В историю вошла легенда о том, как сам Альварадо в итоге перепрыгнул через канал, используя в качестве шеста пику: мост горел, и пройти по нему не представлялось возможным. Как говорится, "вам запомнится тот день, когда едва не был пленён Педро де Альварадо!" Правда это или нет - неведомо, но в Веракрусе нынче есть мост имени Педро де Альварадо, отсылающий к тому эпизоду.
Такие канавы разрезали дамбы
Мексиканцы любят эту историю. Диас её излагает в книге, но подвергает сомнению. А вот автор "Истории Тласкалы" Муньес Камарго лично получил свидетельства индейцев (sic!) из арьергарда, что всё было именно так. Надо сказать, что тлашкаланцы в этом бою проявили полную бестолковость, в чём сходятся все очевидцы. Неудивительно, впрочем: ведь воюй они наравне с ацтеками, не оказались бы на 1519 год в угнетённом положении.
Мост Альварадо
Сколько солдат потеряли испанцы, точно сказать трудно. Наиболее адекватной цифрой (по анализу всего массива данных) я считаю 450 человек. Также погибло более половины тлашкаланцев, их осталось примерно 800. Но в целом, диапазон оценок - 400-800 испанцев, 2000-4000 союзных индейцев. А потери ацтеков посчитать, конечно же, невозможно. Скорее всего, они были средними, учитывая специфику боя. А также тот факт, что в погоню выйдет очень большая армия: дух явно не был сломлен.
Что и говорить, Ночь Печали. Тяжелейшие потери (едва ли не самые высокие за один бой в Конкисте), утрата почти всего ценного, а главное - уязвлена была честь. Кроме того, нечем теперь платить королю его пятину - но эта проблема, конечно, пока лежала на дальнем плане. Кортес вообще слабо представлял, что будет дальше: ведь и на Кубе его ждала, судя по всему, смерть. Что в Веракрусе - неизвестно. Но что ж теперь, опускать руки? Конкистадоры были не из тех людей - иначе вовсе не оказались бы в Новом Свете. Оставалось лишь решать проблемы по мере поступления.
Дальнейшее движение Кортеса
Кортес повёл выживших к тлашкаланцам, но войско шло медленно: ранены почти все, женщины с детьми не прибавляют скорости, лошадей осталось два десятка. Через неделю войско ацтеков нагонит конкистадоров, и состоится битва при Отумбе. А та битва — конечно, тема отдельная. И о ней я уже подробно писал, в том самом цикле статей. Да и в паблике.
Во многом, La Noche Triste запустила ту цепь событий, благодаря которой сегодня полмиллиарда человек от рождения говорит на испанском языке. Иногда, чтобы достигнуть в итоге успеха - сначала нужно потерпеть горькое поражение. Всё же умудрившись выжить, и сохранив армию. Somos lo que perseguimos, вот что важно.
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей!