В Казахстане в середине ноября 2022-го стартовал один из крупнейших инфраструктурных проектов Центральной Азии — строительство вторых железнодорожных путей на участке Достык – Мойынты, что позволит в пять раз увеличить пропускную способность последнего — до 60 пар поездов в сутки. Об этом сообщается на официальном интернет-ресурсе Премьер-министра Республики. Стальная магистраль является частью основного транзитного коридора Европа – Китай.
С целью расширения транзита из Китая
На трассе протяженностью около 835 км возведут свыше 400 различных искусственных сооружений, включая 92 моста. На площадке будет задействовано порядка 3,5 тыс. человек. Большинство материалов предполагается изготавливать на местных производствах. Доля импортной продукции не превысит 20%. Реализовать проект стоимостью $2 млрд власти намерены до 2026 года. В роли финансового партнера выступает Всемирный банк.
О необходимости модернизации железной дороги на данном направлении говорили активно на протяжении последних нескольких лет на фоне все возрастающего объема транзитных перевозок — в четыре раза с 2017-го. Год назад президент РК Касым-Жомарт Токаев во время Восточного экономического форума подтвердил намерения властей провести масштабную кампанию по модернизации действующих железных дорог и приграничной инфраструктуры с целью расширения транзита из Китая.
Все началось с «Дружбы»
Стальная магистраль в направлении границы с КНР для связи с соседним государством была построена еще в 1950-х. Тогда же появилась и станция Достык, которая в те годы получила символическое название «Дружба». Однако к концу следующего десятилетия отношения Москвы и Пекина ухудшились, и после известного конфликта у озера Жаланашколь Китай разобрал часть участка железной дороги на своей стороне. Поезда через «Дружбу» в Поднебесную и обратно пошли лишь спустя двадцать лет, когда сообщение было снова восстановлено.
Дальше — больше
В июле 2021-го мощность терминала станции Достык (Dostyk TransTerminal) после запуска первой очереди составила 160 тыс. TEU. Ровно через год, благодаря строительству новой инфраструктуры, она увеличилась в два раза. Сегодня через погранпереход ежедневно может проходить до 22 поездов. Также была построена линия (13 км) в обход ст. Достык. В будущем планируется реализация третьей и четвертой очередей с целью увеличения мощности Dostyk TransTerminal и полноценной загрузки реконструируемой «железки».
Помимо вторых путей на линии Достык – Мойынты, в Казахстане планируется строительство с нуля железной дороги Дарбаза – Мактаарал, которая позволит перераспределить грузопоток и соединить агропромышленный регион с основной сетью КТЖ.
В ближайшее время будет реализован и проект обводной линии — дороги в стороне от Алматы для разгрузки действующей инфраструктуры и сокращения времени пути. В Казахстане сегодня почти 90% транзитных грузов перевозится по стальной магистрали — 21 млн тонн. К 2025 году государство нацелено довести данный показатель до 30 млн тонн.