- А как вы поняли, что хотите стать психологом? - спросили меня недавно подростки, с которыми я провожу вводное занятие по профориентации в эколого-биологическом центре.
Ответ у меня был всегда простой: я объединила две своих самых любимых детских игры "в больничку" и "в школу". И получилась помогающе-просветительская профессия. Об этом я кстати уже писала в одном из постов.
Но именно благодаря этому вопросу ребят, я вдруг осознала, что интегрировала в себя трёх своих бабушек. И не столько их самих, сколько то, чем они занимались, как они проявляли себя и взаимодействовали с людьми и профессией.
Бабушка по маминой линии Екатерина Савельевна была сестрой-хозяйкой одновременно в гинекологии и женской консультации. Я часто болела и поэтому вместо детского сада бабушке приходилось брать младшего "сотрудника" с собой на работу.
Помню, как меня прятали, если приходил главврач. Это был единственный неприятный момент. Всё остальное - сплошные привелегии и бонусы. Правдышные, как говорили дети того времени, медицинские инструменты, а не пластмассовые. Помните, что шприцы были стеклянные? Вот. Зажимы, шпатели, отоскопы.
Бабушка замечательно шила и у меня был настоящий белый халат, перешитый из взрослого (на минуточку!) и колпак с красным крестом.
А ещё мне нравилось, когда весь коллектив садился обедать. И меня, пигалицу, тоже усаживали вместе со всеми. Я обожала слушать. Нет, никакого разглашения врачебных тайн не было. Были задушевные разговоры о жизни, о взаимоотношениях, про семью, мужей, детей. Вот это было для меня самое любимое. Интереснее любых сказок на свете. Понятно теперь, почему мне было выгодно болеть.
Вторая бабушка была не в прямом смысле мне родной. Она была сестрой дедушки и жила в далёком Ангрене. Учительница начальных классов. С ней у нас была налажена познавательная переписка. Она присылала мне удивительные загадки, задачки, ребусы, над которыми мне приходилось ломать голову, рассказывала смешные случаи из школьной жизни. И часто после какой-нибудь истории задавала мне вопрос: а как ты думаешь, Катюша? Как бы ты повела себя на его/еë месте?
И даже подарки у неё были когнитивного характера. Помню, подарила мне кубик по типу Рубика, только там нужно было из слогов собирать слова. В общем, Учительница первая моя - это про неё.
Однажды мы приехали к ней в гости в Ангрен и она повела меня с собой на уроки! Это была мечта! Я ещё была салага детсадовская, а тут школьники! Помню тепло и бережную заботу от ребят-октябрят, которые мне казались невозможно взрослыми! После уроков баба Валя разрешила мне взять из классного шкафа любой предмет на память. Я взяла Олимпийского Мишку.
Он долго потом стоял на моей книжной полке. А однажды ни с того ни с сего упал прямо на мой письменный стол. Если кто помнит советские школьные годы, то у многих на письменном столе лежало стекло. Под ним - школьное расписание и открытки. Так вот, он упал, разбив это толстенное стекло и отколов себе часть ушка. Я залетела в комнату, испугавшись грохота и сразу поняла, что что-то с бабушкой. В тот же день или на следующий пришла телеграмма, что её не стало. Такая вот связь.
Ну и третья моя бабуля Нинуля, папина мама. Про неë я тоже писала и смешное и грустно-трагичное. Я понимала, какое именно приданое ухватила от неë и сейчас расскажу, про что оно. Но я не осознавала, насколько уместно встроила это бабушкино наследство в свою работу, как оно мне помогает и возможно, является моим изюмом. Только отвечая на вышеозвученный вопрос детям, я поняла, как много взяла у неё. Это так греет, скажу я вам.
У неё не было никакого образования. Но она была очень артистичной и харизматичной. Легко копировала голоса, мимику, жесты, походку. Боже, сколько она знала присказок на все случаи жизни, частушек, анекдотов, побасëнок. Сама на ходу могла сочинить и правдоподобно рассказать историю, в которую верили даже взрослые. Про её талант сочинять сказки, я вообще промолчу. Могла разговорить любого, даже глухонемого. Шила костюмы для праздников из г****а и палок. Устраивала розыгрыши.
В какой-то степени умение пародировать передалось и мне. Однажды в школе, оставшись дежурить по классу, мы закрылись с девочками в кабинете и они меня попросили спародировать математичку. Хохотали все. А в институте на капустнике я пародировала преподавателя общей психологии. Она была родом из Одессы. Ну вы представляете темперамент и эмоции, да? Лекции перемежались тем, как она не может переносить эти морозы или смешным про засолку капусты.
Вот. Это совсем не значит, что я пародирую клиентов. Конечно же нет. Но лёгкое вхождение в чью-то роль и состояние здóрово помогает мне использовать элементы психодрамы в работе. Когда мы разыгрываем с клиентом сценки из его жизни, меняемся ролями. Ну и конечно, если добавить юмор, то получается вытащить наружу изрядную порцию напряжения и разморозить застывшее.
Ну и плюс моя эмпатичность наверное. Тоже писала про это, но повторюсь. Когда мама брала меня с собой на работу, то мне доверяли выдавать шахтёрам горячее питание и жетончик через окошечко. Моя задача была просто отдать термос с супом. Всё. Но нет же, я крестила каждого и говорила вслед: с Богом! Мне так хотелось, кроме борща добавить что-то и от себя, какой-то посыл, что-то личное.
Понятно, что с бабушек скопипастила, но использовала-то к месту. И со всей серьёзностью. И что самое ценное, никто не смеялся. Ни сами дяденьки-шахтеры, ни тëтеньки из маминого коллектива.
Вот такой долгий и собирательный путь в профессию оказался. Не со скамьи университета, а прямиком из детства. Аккумулировала, впитывала, соединяла, интегрировала. Сверху на благодатную почву накладывались и продолжают присоединяться знания, опыт.
И получается то, что происходит на консультациях. Смех, слëзы, разногласия, сопротивление, мини-спектакли, откровенность, доверие, открытия, принятие, кропотливый совместный труд, объятия. И всё это, как сиропом, пропитано большой любовью и интересом к людям и делу. Делюсь тем, что знаю, могу, умею. Что-то рождается спонтанно из общего поля, как сейчас модно говорить. Но это уже совсем другая история.
P. S. На фото, заметьте, я уже деловая колбаска, при часах. Любимые. С Карлсоном. Стрелочки были на пропеллере.
Психолог Катерина Арефьева
Записаться ко мне на консультацию можно через
WhatsApp: 8-906-926-87-00 или почту: katrin7613@yandex.ru