Найти тему
Архивариус Кот

«Тьма сгущается перед рассветом»

(«Гроза»)

Когда-то давно я выписала слова одного из современников Островского (увы, сейчас, как ни старалась, не смогла найти первоисточника): «Нас не поразило явление Кабанихи, Диких и прочих страшных представителей нашей жизни, потому что мы слишком пригляделись к ним, слишком долго жили в удушливой атмосфере, наконец, потому что они засели в наши кости и мы сами подчас были готовы разыграть их роль». А ведь слова, думаю, очень верные!

«Купец, значительное лицо в городе» Дикой и богатая вдова-купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова «правят бал» в Калинове. Что же это за люди?

«Уж такого-то ругателя, как у нас Савёл Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт», «Пронзительный мужик!», «Как с цепи сорвался!» Эти характеристики предваряют его появление на сцене. И первая же реплика купчины полностью их подтвердит: «Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!»

Однако очень быстро мы узнаем, что вовсе не всегда Дикой так себя ведёт. Кудряш и Борис будут вспоминать, как «его на Волге, на перевозе, гусар обругал. Вот чудеса-то творил», и отыгрывался на домашних: «После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам».

Противостоит ему и Кудряш: «Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею… Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдёт». И напомнит, что Дикой его в солдаты отдать «хотел, да не отдал»: «Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дёшево не продам».

Наверное, не лишним будет напомнить, что здесь драматург практически цитирует статью Добролюбова «Тёмное царство»: «Не бойтесь вступать в серьёзный, решительный спор с самодурами. Из ста случаев в девяноста девяти вы возьмёте верх. Только решитесь заранее, что вы на полуслове не остановитесь и пойдёте до конца… Первая ваша попытка заикнуться о вашем мнении будет предупреждена возвышением голоса самодура…Но вы не смущайтесь: возвышайте ваш голос наравне с голосом самодура, усиливайте ваши выражения соразмерно с его речью, принимайте более и более решительный тон, смотря по степени его раздражения… Самодур возненавидит вас, но ещё более испугается. Он рад будет прогнать и погубить вас, но, зная, что с вами много хлопот, сам постарается избежать новых столкновений и сделается даже очень уступчив».

Однако, похоже, такой Кудряш в городе один, а остальные предпочитают с Диким не связываться. Да он и не со всяким будет говорить. Вспомним: «Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли? Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать».

Однако, мне кажется, Кабаниха ещё страшнее Дикого. Её появление на сцене предвосхищено репликой Феклуши: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живёте! И купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им ещё больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых». И тут же будет пояснение Кулигина: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

-2

Почему Кабаниха страшнее? Вспомним её появление: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала», «Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят», «Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь?», «Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать», «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем». Долгие рацеи, елейный тон, нарочитое самоуничижение, обращение «мой друг»… Если Дикого можно оборвать, «поставить на место», то с Кабанихой это не пройдёт: она не оскорбляет открыто. Но можно ли долго сносить её поучения? «Точит она его теперь, как ржа железо», - скажет о ней Варвара, и, наверное, это самое верное определение.

Позднее мы увидим, что в доме у себя она бывает и груба, и резка, но всё же в основном действует «под видом благочестия», всеми силами изображая заботу о домашних…

При этом очень легко справляется она и с Диким. Вспомним, как пресечёт она его попытки наорать («Ну и, значит, нечего разговаривать. Что я, под началом, что ль, у кого? Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!..»): «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей дорогой, куда шёл». Она чётко видит все его слабости:

«Дикой. А коли я не хочу домой-то?

Кабанов. Отчего же это, позволь тебя спросить?

Дикой. А потому что у меня там война идёт.

Кабанова. Да кому ж там воевать-то? Ведь ты один только там воин-то и есть.

Дикой. Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого?

Кабанова. Что? Ничего. А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что».

И сам Дикой будет её просить: «А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить».

Что даёт им возможность и право так вести себя? Естественно, деньги, которые обеспечивают их положение в городе. Мы услышим от Дикого, что для него нет ничего дороже: «Только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». Кабаниха помянет и о его своеобразной «тактике»: «Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт». И он как будто бы даже гордится, рассказывая, как однажды каялся перед оскорблённым: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся». Как он объясняется с городничим, я уже писала.

Тёмное царство? Бесспорно! Однако автор не случайно же будет показывать нам страх Кабанихи перед чем-то непонятным ей, но идущим на смену вековым устоям («Так-то вот старина-то и выводится»): «Хорошо ещё, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».

-3

Может быть, именно поэтому она настаивает на соблюдении старых традиций:

«Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька!

Кабанова (жестом показывает на землю). В ноги, в ноги!

Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью.

Прощайся с женою!

Кабанов. Прощай, Катя!

Катерина кидается ему на шею.

Кабанова. Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»

При этом её интересует, как мы увидим, прежде всего внешняя сторона: «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего… Хитрость-то не великая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах-то только».

Однако не случайно Добролюбов сказал о «луче света в тёмном царстве». И это не Катерина, как традиционно принять считать. «Луч света» - сама пьеса - показывает нам, что конец власти кабаних уже близок (что придёт ей на смену – вопрос уже другой). И именно поэтому так лютуют самодуры – замечено ведь уже давно, что «тьма сгущается перед рассветом».

В статье использованы иллюстрации С.В.Герасимова к пьесе

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского - здесь