Найти тему
Хроники Пруссии

Янтарное посольство: как в Темные века эсты искали дружбы с остготами

С глубокой древности янтарь был желанным и весьма ценимым товаром на всех рынках Европы и Северной Африки. На протяжении примерно двух тысяч лет «солнечный камень» доставлялся в цивилизованные страны, в основном, с берегов Северного моря. Если еще точнее – с территории, на которой сегодня расположена федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн в Германии.

Главный поставщик сменился уже во времена Римской империи – теперь янтарь везли с Земландского полуострова. Дорога, связывавшая Восточную Пруссию с Апеннинами, приобрела исключительное значение где-то с 67 года нашей эры. Ну а своего наибольшего расцвета торговля янтарем достигла примерно к 150 году.

-2

Однако в начале III века, в период правления императора Гелиогабала янтарные пути пришли в упадок. Историки до сих пор спорят, почему: то ли попросту прошла мода на сей дивный камень, то ли в период бурных политических событий накануне Великого переселения народов всем стало не до прибыльного бизнеса. Ну а с падением Римской империи в 476 году и без того чахнувшая торговля янтарем окончательно свелась на нет.

Падение Рима.
Падение Рима.

Обитавшие на берегах Вислинского залива эсты (или эстии - не путать с чухонцами из нынешней Эстонии), до этого получавшие весьма недурной профит от продажи своего едва ли не главного природного богатства, выжидали приблизительно полвека в надежде, что все как-нибудь утрясется и вернется на круги своя. А когда поняли, что под лежачий камень, будь он солнечный или не солнечный, вода не течет, снарядили делегацию в Равенну, вместо Рима ставшую столицей Королевства остготов. Тем более что там сменилась власть. Победителя римлян Одоакра собственноручно и буквально надвое разрубил мечом Теодорих Великий, слава о котором быстро докатилась и до балтийских берегов.

Теодорих Великий.
Теодорих Великий.

Организация далекого и опасного путешествия потребовала некоторого времени. К тому же, нужно было собрать лучшие образцы «фирменного» товара. Наконец, в 523-м внушительный конвой двинулся по проторенному веками пути, и в итоге вполне благополучно прибыл ко двору «Дитриха Бернского», как еще величали правителя остготов.

«В собрании официальной переписки Теодориха <…> имеется одно письмо, из подлинного текста которого явствует, что в последние годы жизни этого короля к нему из Страны янтаря на побережье Балтики прибыло посольство, принятое чрезвычайно радушно, - подтверждает немецкий исследователь Рихард Хённиг. – В те смутные времена поездка в оба конца через Центральную Европу, несомненно, была большим и исключительным достижением».
Мозаичное изображение дворца Теодориха в Равенне.
Мозаичное изображение дворца Теодориха в Равенне.

Действительно, узнав о том, что его имя теперь гремит едва ли не на самом краю ойкумены, Теодорих был чрезвычайно польщен. К тому же он не мог не понимать всей пользы поддержания дипломатических и торговых связей с народом, о котором писал еще знаменитый древнеримский историк Тацит. Поэтому в своем послании правителям эстов король не скупился на благожелательные слова.

«По прибытии сюда ваших послов мы узнали о проявленном с вашей стороны горячем стремлении познакомиться с нами, дабы вам, живущим у берегов океана, установить связи с нашей благосклонной милостью. Ваше желание, чтобы и от нас также дошла весть до вас, к коим мы не имели возможности снарядить посольство, было нам угодно и приятно. Проявите же расположение к тем, кто отныне вам знаком, и кого, преисполненные интереса, вы искали как незнакомцев. Впервые пуститься в путь, проходящий через множество народностей – это нечто такое, чего нельзя предпринять опрометчиво. Поэтому от всего сердца мы приветствуем вас и уведомляем, что присланные вами через послов куски янтаря приняты с чувством благодарности».

Далее Теодорих упоминает о своей беседе с послами, у которых, судя по всему, интересовался природным происхождением замечательного камня. И эсты-эстии не стали скрывать, что его во множестве выбрасывают на берег морские волны. Но вот откуда именно янтарь берется, ответить затруднились.

Романизированные эстии. Рисунок из Этноциклопедии.
Романизированные эстии. Рисунок из Этноциклопедии.

Король заметил, что по сравнению с другими народами эсты находятся в преимущественном положении, поскольку земля вот так запросто дарит им такие богатства. А заодно не упустил случая щегольнуть собственной ученостью:

«По сообщению Корнелия (то, бишь, вышеупомянутого Тацита – «ХП»), янтарь, видимо, происходит из смолы (ex suco) одного дерева, растущего на более отдаленных островах океана, в связи с чем его называют также sucinum, а затем он медленно твердеет под влиянием солнечного тепла. Просочившись, смола становится нежным прозрачным материалом, то принимающим красноватый цвет крокуса, то ярко пламенеющим (pinguescens), как огонь, так что, прибитый к морским берегам и отшлифованный чередующимися приливами и отливами, он преподносится над волной, выбрасывающей его на ваш берег».

Теодорих не скрывал, что этим подробным описанием он давал понять: остготы отлично знают то, чем эсты хотели бы владеть как тайной. То есть, фактически лишний раз подчеркивал свое могущество. Впрочем, в заключение милостиво прибавлял:

«Итак, почаще посещайте нас по путям, которые открыло ваше расположение, ибо всегда полезно снискивать дружбу богатых царей, кои, порадованные малым подношением, всегда помышляют отдарить бо́льшим. Вашим послам мы поручаем передать вам кое-что устно, и они же доставят вам то, что должно вас порадовать».
Волны Южной Балтики до сих пор выбрасывают янтарь на берег.
Волны Южной Балтики до сих пор выбрасывают янтарь на берег.

Чем именно отдарился Его Величество, осталось неизвестным. Да и развития взаимовыгодного сотрудничества так и не последовало. По совершенно банальной причине – 30 августа 526 года Теодорих Великий скончался.

«Со смертью короля, последовавшей сравнительно скоро за отправлением письма, исчез, вероятно, и главный стимул к дальнейшему поддержанию отношений и повторению столь продолжительного и изнурительного путешествия», - резюмирует Хённиг.

Так что, как бы марксисты не клеймили в пользу народных масс абсолютизацию роли личности в истории, на примере Теодориха и эстов видно, что именно этот фактор зачастую становился определяющим.

По крайней мере, в Темные века.