Вчера психологи отмечали профессиональный праздник. Я очень уважаю профессионалов в любой сфере, а в психологии особенно. Будучи довольно молодой наукой (я считаю психологию наукой), психология показывает отличные результаты не только с точки зрения теоретических исследований, но и практических результатов.
В жизни тысяч людей произошли позитивные перемены, благодаря психологической помощи. Такие результаты были бы невозможны без эмпирических исследований. Обычно ученые, проводящие эксперименты с живыми людьми, а тем более с детьми, думают об этической стороне вопроса, но и здесь случались провалы.
К сожалению, в психологии есть несколько экспериментов, которые можно назвать довольно жестокими. И пусть дело было почти сто лет назад, это, конечно, не оправдание.
Расскажу вам о двух таких экспериментах. Практическая ценность, безусловно, есть, а вот к этике проведения есть вопросы.
В 1938 году для участия в эксперименте доктора Джонсона было отобрано 22 ребенка. Все дети были из сиротского приюта. Некоторые дети имели логопедические проблемы, они заикались, другие дети были абсолютно здоровы и не имели никаких речевых нарушений.
Всех детей разделили на 4 группы. В первых двух группах были заикающиеся дети, во вторых двух группах — здоровые.
Двум группам детей дали название — «заикающиеся», причем это название получила и группа здоровых детей. Таким образом, так стали называть и заикающихся детей, и здоровых. Сами дети знали, как называется их группа, им периодически это напоминали.
Остальным группам никакого названия не давали, т.е. одна группа заикающихся детей и одна группа здоровых детей жили в условиях, когда не было никакого акцента на их речь.
В течение учебного семестра группе «заикающихся» всегда сообщалось, что они заикаются, преподаватели критиковали их речь, перебивали, не выслушивали до конца, не давали возможности договорить.
Обычной группе, наоборот, постоянно говорили, что в заикании нет никакой проблемы, что дети обязательно это перерастут и в будущем с их речью все будет в порядке.
Затем детей проверили на чистоту речи. Нетрудно догадаться, что издевки педагогов негативно повлияли на речь детей. Они отказывались читать вслух, говорить, заикание стало сильнее. Более того заикание появилось и у здоровых детей, которые до эксперимента не имели никаких проблем с речью.
Потом психологи работали с этими детьми в приюте, чтобы помочь им справиться с психологическими травмами и сделать речь нормальной. Но, к сожалению, все усилия оказались тщетными. Эти дети так и остались заиками.
Эксперимент показал, насколько дети восприимчивы к обратной связи от взрослых, и как важно всегда поддерживать ребенка. Слово, сказанное в адрес ребенка, может стать как лекарством, так и ядом. Оно может помочь ребенку излечиться от недуга, найти в себе силы бороться с ним, а может и сломать его, демотивировать на дальнейший рост и развитие.
Второй жестокий эксперимент известен миру как эксперимент с маленьким Альбертом. О нем я расскажу вам завтра.
Верите ли вы в психологию как в науку? С вашей точки зрения, психологи помогают людям или человек в состоянии сам справиться с любой своей проблемой?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Канал «Мама, не ори!»: пишу для родителей про детей и про жизнь в ее многообразии🤗