В Российской империи женщины не могли получить высшее образование. Высшие женские курсы откроются в Петербурге только в 1872, в Казани – в 1876 г. Единственный шанс для девушки освоить университетскую программу раньше - стать вольнослушательницей в университете.
Вольнослушатели посещали занятия, но не имели студенческих льгот и привилегий. Каждый вуз самостоятельно определял правила приёма и количество таких учеников сверх ежегодного набора.
Будущая революционерка Вера Фигнер и её сестра Лидия в 1871 г. решили поступить вольнослушательницами в Императорский Казанский университет. И, хотя многие профессора выступали за женское образование, никто не знал, как это лучше организовать. Могут ли девушки и юноши заниматься в одной аудитории? С чего начать преподавание? Например, химик В.В.Марковников допустил сестёр Фингер в лабораторию, но не на лекции.
Иначе их встретили в анатомическом театре - отдельном университетском корпусе, где студенты медико вскрывали мертвые тела. Девушки пришли туда, чтобы поговорить с анатомом Петром Францевичем Лесгафтом.
Вера Николаевна вспоминала, что студенты были так заняты работой, что даже не обратили внимание на их появление. Пётр Францевич выслушал сестёр, согласился обучать и даже разрешил приходить на студенческие лекции. А ещё предложил достать скелет из кошки.
В анатомическом театре была своя атмосфера. Медики в Российской империи отличались прогрессивными взглядами и смелостью поступков и слов. Медицина и патологическая анатомия - были главными науками XIX столетия. И очень часто врачи, гигиенисты, хирурги были ещё и общественными деятелями. Таким был и П.Ф.Лесгафт, который помимо медицины уделял много сил педагогическим исследованиям. Он, кстати, в качестве ассистентки взял на работу в университет девушку Евгению, Вера Фингер в мемуарах упоминает ее.
Лекции профессора Лесгафта Вера Фингер запоминала на всю жизнь. И спустя 35 лет уже в Санкт-Петербурге они встретились как старые друзья.
Источник: Университет во времени