Как вы реагируете на критику? Для многих из нас первой реакцией часто является гнев. В конце концов, никому не нравится, когда ему говорят, что он не справился с работой, а некоторые из нас стараются избегать любой негативной обратной связи!
Однако если реагировать на критику непредвзято, то можно использовать ее для выявления своих слабых сторон, роста и повышения эффективности.
Как определить, справедлива ли критика или несправедлива?
Как относиться к критике с хорошим настроением и заставить ее работать на вас?
Как отличить справедливую критику от несправедливой
Скорее всего, вы будете по-разному реагировать на справедливую и несправедливую критику.
Справедливая критика дается в уважительной, конструктивной и не угрожающей форме. Она включает в себя фактические утверждения и фокусируется на действиях, которые необходимо предпринять, а не на человеке, ответственном за них.
Например, ваш начальник может сказать вам после презентации: "Ваши слайды были не такими эффективными, как могли бы быть. Если бы на них было меньше текста, люди бы больше слушали вас, а не просто пытались прочитать ваши слайды. Несколько дополнительных картинок тоже сделали бы выступление более интересным в следующий раз".
Справедливая критика - это возможность. Будьте непредвзяты и, по возможности, готовы признать свои ошибки и приложить усилия для их исправления. Если ситуация того требует, всегда будьте готовы извиниться. Наконец, старайтесь не зацикливаться на полученной критике. Вместо этого извлеките из нее положительные моменты и двигайтесь дальше.
Несправедливая критика может быть высказана в резком тоне, с использованием широких, неконкретных терминов или обобщений, и, возможно, в общественном месте, где есть другие слушатели. Однако, что действительно отличает несправедливую критику, так это когда критика "тает", когда вы оспариваете ее рационально.
Работа с первоначальной реакцией на критику
Когда нас критикуют, легко сразу же почувствовать себя защищающимся. Другие реакции, такие как шок, смущение, обида, страх или плач, также являются обычными. В конце концов, критика подразумевает, что мы сделали что-то не так или что мы не достигли того уровня эффективности, который должны.
Ваша первоначальная реакция является самой важной - она имеет наибольшие возможности для ухудшения или улучшения ситуации. Вот возможный подход к управлению своими эмоциями:
Шаг 1: Сохраняйте спокойствие
Первое, что нужно делать - сохранять спокойствие, независимо от того, исходит ли критика от коллеги или начальника. Негативная критика может вызвать гнев или чувство неадекватности. Выражая эти эмоции, вы только глубже зароетесь в яму - и дадите критикующему преимущество. Это также может повредить вашей репутации.
Если вам нужно больше, чем несколько секунд, чтобы успокоиться, скажите об этом. Попросите время, чтобы сформулировать свой ответ, и вернитесь с ним позже.
Если вы получили критику по электронной почте или в социальных сетях, не нажимайте сразу кнопку "Ответить". Возьмите паузу.
Шаг 2: Повторите критику
Если критика прозвучала при личной встрече, просто и спокойно повторите претензии, чтобы убедиться, что вы правильно их поняли.
Установите устойчивый зрительный контакт и неагрессивным тоном скажите: "Итак, вы хотите сказать, что..." и изложите критику своими словами. Цель состоит в том, чтобы отвлечь внимание от вашей реакции и направить его на существенные вопросы - не принимая и не отрицая их.
По-настоящему агрессивный критик может надеяться подтолкнуть вас к конфликту или, по крайней мере, заставить вас выдать гнев. Или же он ожидает, что вы уступите и признаете свое поражение.
Опирайтесь на факты и избегайте преувеличений. Таким образом, вы будете выглядеть как разумный человек, стремящийся решить проблему.
Шаг 3: Открыть обе точки зрения
Возьмите уважение за правило, как ключевой элемент разговора. Например, вы можете сказать: "Я понимаю, как вы это поняли, но, возможно, я не совсем правильно объяснил". Сделав это, вы покажете, что готовы посмотреть на вещи с точки зрения вашего критика. И вы дадите им возможность оказать ответную услугу.
Если критикующий недостаточно конкретен, задавайте вопросы, чтобы выяснить, в чем на самом деле дело. Если ваш начальник говорит: "Мне не понравился ваш последний отчет", то узнайте подробности. Что именно им не понравилось?
Используйте активное слушание, чтобы действительно понять, что говорит ваш критик, а не кивать головой в ожидании следующего ответа.
Шаг 4: Вежливо двигаться дальше
Если, несмотря на все ваши усилия, ваш критик не сдается, значит, пришло время изящно выйти из сложившейся ситуации.
Вы можете сказать: "Это, конечно, повод для размышлений, и я благодарен за обратную связь" или что-то подобное. Это покажет вас как человека, искренне старающегося сделать свою работу как можно лучше, и сфокусирует внимание на будущих взаимодействиях.
Последующие действия после первоначального ответа
Теперь вы выиграли немного времени. Если вы по-прежнему считаете, что критика несправедлива, вот несколько шагов для разрешения ситуации в долгосрочной перспективе:
Шаг 1: Рассмотрите источник
Является ли ваш критик уважаемым человеком в компании, или он постоянно нападает на других, чтобы подкрепить свою неуверенность в себе?
Если верно последнее, то, возможно, вы уже решили проблему, спокойно повторив критику во время встречи. Однако мнение вашего критика может иметь вес в организации. Хуже того, это может быть ваш начальник. Об этом чуть ниже.
Шаг 2: Предложите последующую встречу
Хорошей идеей может быть предложение провести встречу, чтобы обсудить ваши разногласия. Даже если вы считаете аргументацию вашего критика ошибочной, не сбрасывайте со счетов возможность того, что вам есть чему поучиться. Возможно, вы вместе выработаете более совершенную стратегию, и в результате взаимодействия вы приобретете репутацию командного игрока, который преследует наилучшие интересы компании.
Шаг 3: Обратитесь за помощью к авторитетному лицу
Если ваш критик упорствует, а вы убеждены, что он не прав, вы можете обратиться за поддержкой к вышестоящему начальству. (Это особенно важно, если вы считаете, что над вами издеваются).
Будьте осторожны и не начинайте личных нападок. Вместо этого точно представьте обе стороны спора и объясните, что вы понимаете их точку зрения, но ваша сторона лучше.
Будьте спокойны и рациональны. Даже если ваш начальник примет сторону вашего критика, вы будете выглядеть как человек взвешенный и открытый для разных точек зрения.
Если вы и ваш критик будете помнить о целях команды, а не о личных или профессиональных разногласиях, вы сможете договориться о позитивном пути продвижения вперед.
Работа с критикой со стороны начальника
Что же делать, если ваш критик - ваш начальник? Во-первых, назначьте встречу и выслушайте. Если в словах есть смысл, то уступите и скорректируйте свой подход соответствующим образом.
Если вы по-прежнему убеждены, что критические замечания не соответствуют действительности, любезно попытайтесь вернуть ситуацию к своей точке зрения. Если это не удается, вы можете попросить о встрече с кем-то, кто выше по служебной лестнице.
Однако осознайте, что вы рискуете еще больше подорвать свою позицию. Всегда излагайте свои аргументы как можно спокойнее и рациональнее.
Работа с критикой, когда вы босс
Что делать, если кто-то из членов вашей команды сомневается в вашей работе? Прежде всего, покажите, что вы услышали их слова и обдумываете их. Справедлива ли критика, или они просто выходят из себя?
Если критика справедлива, примите меры и покажите, что вы это делаете. Умейте признать свои промахи, и имейте уверенность, чтобы сделать все по-другому.
Если, поразмыслив, вы решите, что критика несправедлива, спокойно и рационально оспорьте ее. Не надо просто опускать руки и сворачивать дискуссию. Возможно, у вашего критика есть скрытые претензии, которые вам необходимо обсудить.
Поддержание самооценки
Несправедливая критика может быть очень болезненной, как бы хорошо вы ни справились с критикой. Поэтому важно не допустить, чтобы этот опыт повредил вашей самооценке или уверенности в себе.
Иногда критика несправедлива, потому что она просто неверна. В других случаях она несправедлива, потому что касается чего-то, что не имеет никакого отношения к тому, как вы выполняете свою работу. В любом случае, помните, что она указывает на недостатки вашего критика, а не на вас.
Если вы обнаружите, что продолжаете зацикливаться на этом, используйте техники осознания мыслей, рационального мышления и позитивного мышления, чтобы прояснить для себя, что вы, ваши навыки и действия не заслуживают той критики, которую они получили.
Ключевые моменты
Существует большая разница между справедливой и несправедливой критикой, но иногда грань между ними трудно заметить. Справедливая критика может помочь вам расти и учиться, в то время как несправедливая критика может тянуть вас вниз.
Естественно бурно реагировать на несправедливую критику, но это редко бывает мудрым карьерным шагом. Сохраняйте спокойствие, заставьте своего критика повторить замечания и покажите, что вы их понимаете. Если критика основана на недопонимании или иной точке зрения, вы должны быть в состоянии решить проблему.
Вам часто приходится выслушивать критику? Ваше мнение часто отличается? Обращайтесь ко мне – давайте, обсудим.
🆘Обращайтесь за помощью 👉 fampsytm.ru