Найти тему
История живописи

Затерянные во времени братья Егорновы - пейзажист и портретист

"Летний пейзаж с костром", А.С. Егорнов, 1886. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
"Летний пейзаж с костром", А.С. Егорнов, 1886. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

Вообще, изначально я хотел написать статью только об Александре Семёновиче Егорнове, возможно потому, что мне пейзажная живопись более близка. Но информации о нем настолько мало, в основном это сухие факты его достижений, что я решил расширить статью, рассказав сразу о двух братьях.

Старший из них, Александр, родился в Москве в 1858 году и поначалу получил духовное образование (в московском Евангелическом училище). Но тяга к живописи, очевидно, взяла свое, и в возрасте 25 лет он переезжает в столицу для обучения в Академии живописи. За пять лет учебы там он соберет коллекцию всех возможных медалей, и триумфально ее закончит с максимальной наградой в 1888 году за эту картину:

"Дубовый лес", А.С. Егорнов, 1888. Новгородский музей-заповедник. В конкурсе на большую золотую медаль Академии художеств картина участвовала под названием "Дубы".
"Дубовый лес", А.С. Егорнов, 1888. Новгородский музей-заповедник. В конкурсе на большую золотую медаль Академии художеств картина участвовала под названием "Дубы".

Естественно, как это я уже много раз рассказывал, он получил право на поездку в Европу, которым воспользовался, путешествуя по различным странам Старого света в течение двух лет. А спустя всего лишь два года после его возвращения (то есть в 1893 году) он получит звание академика за две картины: "Перед грозой" и "Нормандский берег". До нас дошли только названия этих работ, по которым можно утверждать, что, как минимум на одной из них, был запечатлен именно европейский пейзаж.

"Крым", А.С. Егорнов, конец 1880х-1890е годы.
"Крым", А.С. Егорнов, конец 1880х-1890е годы.
"Мисхор, близ Ай-Петри в Крыму", А.С. Егорнов, 1887. Ярославский художественный музей.
"Мисхор, близ Ай-Петри в Крыму", А.С. Егорнов, 1887. Ярославский художественный музей.
"Крымский вид", А.С. Егорнов, 1895. Переславль-Залесский музей-заповедник. Художник много путешествовал по просторам Российской империи и неоднократно бывал в Крыму.
"Крымский вид", А.С. Егорнов, 1895. Переславль-Залесский музей-заповедник. Художник много путешествовал по просторам Российской империи и неоднократно бывал в Крыму.

Как я уже упоминал выше, в основном в его работах можно увидеть пейзажи, написанные маслом, однако, кроме того он работал и с акварелью, причем, очевидно, вполне неплохо, раз он долгое время (пять лет, до самой смерти) оставался главой Общества русских акварелистов.

Быстрый взлет карьеры был прерван ранней смертью в возрасте 44 лет на рубеже 1902-1903 годов. Год спустя в столице, где его и похоронили, произошла посмертная выставка работ художника, которую организовал его брат.

"Сирень", А.С. Егорнов. Одесский художественный музей.
"Сирень", А.С. Егорнов. Одесский художественный музей.
"Жатва", А.С. Егорнов, 1889. Переславль-Залесский музей-заповедник.
"Жатва", А.С. Егорнов, 1889. Переславль-Залесский музей-заповедник.

Младший брат Сергей, закончив Московское реальное училище святого Михаила, подался в Петербург еще раньше своего брата и поступил на работу в типографию. Известно, что в этот период он брал частные уроки рисования у Павла Брюллова. Далее Сергей Семёнович Егорнов поступает в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, а затем обучается и в Академии художеств, но задержится он там на гораздо более долгий срок (десять лет), нежели брат.

"Портрет цесаревича Алексея Николаевича", С.С. Егорнов, 1911. Русский музей, СПб.
"Портрет цесаревича Алексея Николаевича", С.С. Егорнов, 1911. Русский музей, СПб.

Однако успехи Сергея в академическом обучении будут не столь впечатляющи: он тоже получит все медали, но кроме самой заветной - большой золотой. Далее он будет участвовать во множестве художественных выставок в Петербурге (а с 1914 года - Петрограде), а также будет преподавать в собственной школе-студии.

Среди его работ представлены самые разные жанры живописи, прямо как у его первого учителя Павла Брюллова: портрет (в том числе и с обнаженной натурой), бытовой жанр и пейзаж. А вот с акварелью, в отличие от брата, он практически не работал.

"Уборка урожая", С.С. Егорнов, 1906. Частное собрание.
"Уборка урожая", С.С. Егорнов, 1906. Частное собрание.
"На болоте", С.С. Егорнов, 1906. Частное собрание.
"На болоте", С.С. Егорнов, 1906. Частное собрание.
"Летний пейзаж", С.С. Егорнов, 1910-е. Пермская художественная галерея.
"Летний пейзаж", С.С. Егорнов, 1910-е. Пермская художественная галерея.
"Морской берег", С.С. Егорнов, 1913. Частное собрание.
"Морской берег", С.С. Егорнов, 1913. Частное собрание.

Младший брат переживет старшего на целых 17 лет и умрет (погибнет?) в Геленджике в 1920 году. Погибнет под вопросом потому как в те годы, как вы все наверняка знаете, в России шла Гражданская война, и именно в 1919-1920 годах бои шли на юге страны.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

Коллаж из фотографий двух братьев Егорновых.
Коллаж из фотографий двух братьев Егорновых.