На автовокзале нам подали могучий российский микроавтобус под названием "Газель" и мы за 1,5 часа доехали до Саяногорска по живописным хакасским степям. Не успели мы въехать в Саяногорск, как за нашей Газелью пристроился автобус №2 марки Дэу. Разглядев маршрутник мы поняли, что это то что надо, идет он прямо в Черемушки и это такой городской маршрут. Мы быстро среагировали, я даже не заметил этой пересадки. Вот так бы всегда находился нужный транспорт. Правда, автобус был порядочно набит желающими отдохнуть в той стороне и ехать больше часа в этой тесноте, да еще в 30-градусную жару, было занятием тяжелым. Автобус, тем не менее, вскоре выехал из Саяногорска и пошел по долине Енисея и чем ближе были Черёмушки, тем теснее становилась долина. Рядом с автодорогой постоянно идет полотно разобранной железной дороги Саяногорск - Майна - Черемушки, причем на вид - как будто только вчера разобрали.
Проехав поселок Майна с Майнской ГЭС, наш Дэу въехал в Черемушки. Тут же и появилась та заветная однопутная трамвайная линия, ради которой весь этот заезд в Черемушки задумывался. Линия, кстати, идет по трассе все той же железной дороги, рельсы тум лежат железнодорожные и вообще дорога иногда выглядит так, как будто просто взяли натянули над железной дорогой трамвайную контактную сеть и всё. Дима Кречетов в свое время подробно описывал эту трамвайную "сеть", где-то даже была его карта. Линия построена для работников Саяно-Шушенской ГЭС, как и сам поселок Черёмушки. Где-то в середине маршрута трассы трамвая и железной дороги расходятся, железная дорога раньше переходила на другой берег Енисея по мосту, который сохранился. Трамвай же идет прямо к ГЭС. На линии путевого развития нет, есть только стрелка в депо. Маршрут называется "Терраса - СШГЭС". Трамваи используются питерские, только, естественно, двухсторонние. Пожалуй, учитывая окружающие пейзажи, это самый красивый и необычный в России трамвай.
Черёмушкинский трамвай, на заднем плане флагман российской гидроэнергетики - Саяно-Шушенская ГЭС:
Стрелка в депо:
Надо заметить что нам тут, как всегда, "повезло". Трамваи по какой-то непонятной причине не ходили. Оказалось ремонт, а так, они раз в 30 минут ходят. Позже, когда мы уже пошли назад, сняли выезд сцепа из двух вагонов из депо.
Дойдя до конечной "Терраса" трамвай вернулся назад, тут мы его тоже сняли на остановке. На фото видно, что водитель закрыла свое лицо ладонью. Интересно зачем? Не понимаю я иногда наших людей.
Немного природы:
Ну и сама СШГЭС, одна из самых мощных в мире, перепад воды больше 200 метров. Сдана в строй полностью в 1984 году, а строить начали, укладывать бетон, во второй половине семидесятых:
Слева от плотины что-то строят. Гигантские ступеньки, целый каскад, выдолбленные в скале:
Бывший железнодорожный мост через Енисей:
Черёмушки - очень приятный поселок!
Ну и на последок - мы с Игорем и Женей на фоне СШГЭС:
*Это оригинальный текст 2007 года с небольшими исправлениями и воспринимать все даты и отсылки по времени нужно исходя из этого.