(Нет) Но повод для этой фразы о крошечной православной церкви Святого Георгия в иорданском Салте все же в самом деле есть.
Святой Георгий родился в Каппадокии…
Святой Георгий родился в Бейруте, у подножия Ливанских гор…
Святой Георгий родился в палестинской Лидде…
Все источники — серьёзные и практически официальные: православные сайты, электронные энциклопедии. Спорить? Нет, зачем? Все равно доказательств нет. А что до личности и легендарности святого великомученика Георгия, его рождения, жизни, смерти и посмертной жизни, скажу словами Папы Геласия I, в 494 году произнесшего: «Георгий был среди тех святых, чьи имена справедливо почитаются среди людей, но чьи деяния известны только Богу».
Мусульмане "нашего" святого чаще всего именуют Аль-Хадер и почитают его точно не меньше нашего. Да и в жизнеописании святого Георгия и Аль-Хадера сходится практически все, кроме того, что несовместимо с собственно религиями.
К воину-христианину, брошенному в тюрьму и пытаемому за его веру, в христианской истории являлся сам Иисус Христос, в исламской — Ангел. Цари-гонители — Диоклетиан у христиан и правитель Мосула у мусульман. Ну, и годы жизни никак не совместить, но мы в это углубляться не будем. Просто примем как факт: и христианство, и ислам святого великомученика Георгия/Аль-Хадера (а ещё Гиргиса, Аль-Худи и во множестве других вариантов имени) почитают одинаково. И нет у мусульман и христиан разногласий в монастыре Святого Георгия в палестинском городке Аль-Хадер близ Вифлеема.
Палестинцы, да и не только они, считают, что именно здесь была тюрьма святого великомученика. Каждый год 6 мая здесь, в монастыре, празднуется День Святого Георгия. Когда-то сюда съезжались арабы со всей Палестины, сейчас традиция хотя и не такая массовая (не особо на оккупированные территории и приедешь), но все равно сохраняется.
Христиане приходят сюда крестить детей, обмениваются хлебом, дают обеты, идут крестным ходом и устраивают пикники под оливковыми деревьями.
Мусульмане в этот день традиционно охраняют вход в монастырь и приветствуют паломников. И тоже просят омыть своих детей водой из купели, просто без обряда таинства Крещения.
И те, и другие приносят в дар/жертву овец, раздавая милостыню сами или отдавая мясо священнику, чтобы тот распорядился им лично, зная нужды своих прихожан. Мусульмане оставляют и второе животное, живое — дар Святому Георгию.
Для чего я так подробно? Ну, как видите, все же трудно происходящее назвать общей молитвой христиан и мусульман, правда?
Вот и в церкви, фотографиями которой наполнена статья, конечно, не читаются одновременно молитвы христианские и исламские, не склоняются в намазе одни, пока осеняют себя крестом другие. Но прийти сюда одновременно, помолиться про себя, напитаться душевным спокойствием — да, такое здесь совершенно нормально, хотя для остальной Иордании и уникально.
И если верить свидетельствам старинным и не очень старинным, в этой церкви случались чудеса исцеления больных. Какой веры были исцеленные, не говорится, но мне думается, обеих.
Православный храм Святого Георгия (Аль-Хадер) в Салте, Иордания
Да-да, мой любимый иорданский Салт (Ас-Сальт) ещё не раз удивит вас своими историями на этих страницах…
Обычно пишут, что эту церковь трудно найти. Ну да, указателей нет, куполов и колокольни нет, издалека не увидишь. Только крест на крыше, но когда заметил его, считай, уже и так нашел. Но только на самом деле, поиск несложен: к церкви ведет красивая улица (она сама по себе достопримечательность Ас-Салта)...
...с еще одной православной церковью, а любой прохожий чуть ли не сам отведет вас к воротам храма, если вы произнесете «Аль-Хадер».
В само помещение храма надо спуститься по лестнице за его воротами, изначально он был сооружен в пещере, где одной холодной зимней ночью и началась его история.
Город Ас-Сальт — город на холмах, где люди издревле зарабатывали разведением овец. Однажды зимой (а ночи зимой в Салте очень холодные) пастух отвел городских овец в одну из пещер, чтобы укрыться от сильного дождя. В тот вечер святой Георгий явился пастуху прямо там, под землей, и наказал ему передать жителям деревни, что надо им построить церковь «на том же самом месте».
Говорят, в то время пещера была 1 км в длину и 1,5 м в высоту, но, к сожалению, из-за разрастания города и строительства новых зданий она почти полностью исчезла, оставив от себя лишь большое отверстие в горе. Находится оно внутри церкви, благодаря чему вообще и сохранилось. Именно это место – часть первоначального храма Святого Георгия, построенного в 1682 году.
И это не просто углубление в скале. Когда пытаешься заглянуть глубже, конца его не видно. Здесь молятся и оставляют записки с просьбами к Всевышнему. Стены пещеры пропитаны душистым благовонным маслом, только не спрашивайте меня, верю ли я в его чудесное происхождение – я не отвечу.
Под стеклом – отпечаток следа святого, оплавивший скальную породу, а у алтаря на камне можно различить черты лица. В самом деле, хотя там я этого сделать не смогла, сейчас вижу лицо совершенно отчетливо…
Ремонтировали церковь в 2004 году всей общиной, свое время деньги тоже жертвовали на благое дело и христиане, и мусульмане. Это ли не чудо, когда такое происходит и объединяет людей разных религий в то время, когда мир пытается всех разлучить?!
Люди обеих религий верят, что Святой Георгий все еще с нами и может появиться в любое время. В Вифлееме говорят, что если в течение короткого периода времени вы продолжаете встречать одного и того же человека в разных местах, вы можете сказать, что они подобны Святому Георгию/Аль-Хадеру. Маленьким детям иногда говорят, что гром — это святой Георгий/Аль-Хадер на своем коне, скачущий по небу.
А еще с древности считается, что Святой Георгий может исцелить безумие. Раньше рядом с церковью в Аль-Хадере даже открыли психиатрическую больницу. А в статье о «Церкви карты» я уже говорила о том, что в храмах, посвящённых этому святому, нередко держали цепи: душевнобольных приковывали ими на ночь в надежде на исцеление, и надежды порой сбывались. Есть такие цепи и в церквях Святого Георгия в Аль-Хадере и в Лидде.
Не удивляйтесь, если увидите над дверями арабского дома в Леванте резную фигурку святого Георгия. В этих землях верят, что он может защитить от зла.
P.S. Мы были в этой церкви вместе с @travelstaruchka , а когда выходили из нее, каждой из нас дали по кусочку простого хлеба (не арабской лепешки) и по ленточке, отрезанной от зеленой ткани. И вот этот дар остался для нас не разгаданным. Может быть, кто-то из вас знает его смысл? Если да, знаете, не промолчите, пожалуйста!