В майский визит в Москву удалось побывать в ВДНХ на выставке «Мечта Москвича». Если вы думаете, что москвич мечтает только о бабле,
то глубоко ошибаетесь.Чисто богатство — это не наша мечта: пиратский сундук, пещера с сокровищами. У нас или глобальнее (щука, золотая рыбка), или локальнее (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы) — из крайности в крайность. Да и Собянин не стал бы лично открывать такое мероприятие. А вот о возрождении народной марки «Москвич» помечтать уже нужно и не вредно. Как на советских граждан, в своё время, так и на россиян, посыплются они как из рога изобилия. И огромная инсталляция в фойе прямо на это указывает.
Правда это еще не Москвич, а его предтеча — довоенный автомобиль КИМ 10-50. А в зале стоит другая его модификация КИМ 10-51.
А назывался он так потому, что выпустили его на «Московском автомобильном заводе имени КИМ», где КИМ это вовсе не кореец какой-то, а Коммунистический интернационал молодежи.
Организаторы выставки свои экспонаты соотносят с кинокартинами тех лет. В частности автомобиль КИМ с фильмом 1941 года «Сердца четырёх». Если бы не было прямого и явного отсыла к фильму, я бы никогда не догадался, что утилитарное нечто с предыдущих фотографий, имеет отношение к авто из фильма:
выступающая подножка, фара вне корпуса, пижонская выемка на двери, хромированные элементы.
Как я понимаю, это влияние Сталина и в этом случае я склонен с ним согласиться. О непростой судьбе автомобиля можно прочитать на сайте АиФ, на Дзене Гараж Автоклассика и совсем подробно на Drive2.ru в статье от Avtostarevchik.
А вот дальше уже пошли непосредственно Москвичи. И выпускались они уже не на заводе имени странного корейца, а на Московском заводе малолитражных автомобилей.
Первый из них засветился в оскароносном советском фильме «Москва слезам не верит», который относится к числу моих любимых и многократно смотренных.
Это Москвич 400-420, который специалисты не считают «истинным» Москвичом, а пока ещё перелицованным Опелем. На выставке его попытались «вставить» в дачное окружение.
Его собрат Москвич 400-422 по кличке Буратино в фильмах не снимался, но не показать такое устроители просто не смогли, да и не имели права.
Я представить себе не мог, что и у нас были такие авто. Раньше мне попадались только американские мебельные гибриды, которые относил на зажратость проклятых империалистов.
А тут вовсе наоборот — экономия!
О семействе Москвич-400 можно почитать на Дзене Сайт Авиационной истории.
Окончательно нашим, советским был Москвич-407.
Он тоже герой кинофильма, на сей раз «Зелёный огонёк». Как пить дать про таксистов. Но я такой не помню. Когда спросил у смотрителя зала, то меня успокоили: «Его никто не знает».
Для желающих окунуться в ту эпоху и попробовать себя на кинематографическом поприще, организаторы выставки устроили настоящий съемочный павильон.
Судя по всему раньше в экспозиции находился и Москвич-401, герой фильма 1960 года «Осторожно, бабушка» в препарированном виде, но к моему визиту его там уже не было. Фильм я также видел неоднократно, но уже не по любви, а потому что в моём детстве телепрограмма разнообразием не отличалась.
На мою долю остался полноприводный Москвич-410, который устроители искусно раскорячили в демонстрации его проходимости.
Очень ностальгически смотрится девиз «Добьёмся чтобы наш Москвич был лучшим в мире«.
На ум приходят: «Самый большой в мире троллейбусный парк«, «Советские микросхемы — самые большие микросхемы в мире!«. Ну и «СССР — родина слонов!«.
Очередной Москвич-408 в 1967 году окончательно перевернул немецкую страничку автомобиля.
В следующем году был снят кинематографический шедевр «Бриллиантовая рука» и два этих явления не смогли разминуться.
Что, собственно говоря, на стенде и отображено.
Таинственный Шеф, впрочем как и весь остальной советский народ, не знал о еще одном варианте Москвича-408 под названием «Турист».
Прям живое воплощение девиза «Жизнь удалась». Поэтому его и не планировали продавать в частные руки.
Следующая последовательность моделей представляет собой апогей развития марки: Москвич-412 (у тестя был), фургон Москвич-434 и универсал Москвич-427
Последняя модель, которую я худо-бедно в те годы идентифицировал, это Москвич-2140.
И то, только потому, что их владельцы страшно обижались когда их «железных» коней опускали до Москвича-412.
У кого аналогичные проблемы с идентификацией, то им в помощь вот такая временная диаграмма.
Последующий модельный ряд для меня terra incognita , включая вот эти спортивные болиды.
Вот кто знал, что был проект рамного внедорожника Москвич-2150?
Минивэна Москвич-2139 «Арбат»?
Электропикапа Москвич-2335 «Е1»?
Пижонистого Москич-2143 «Яуза»?
И еще кучи всяких разных прототипов,
включая Москвич-2901 «Скорая помощь»,
чьё агрессивное оформление и не дало нормально рассмотреть и пофотать все вышеперечисленные концепты!