Найти в Дзене
По волнам моей памяти.

Без "московского" обеспечения.

вход на рынок города Кызыл-Кия.
вход на рынок города Кызыл-Кия.

Ну и о жизни в обычном городке, где не было московского снабжения. Это небольшой шахтерский городок на юге Киргизии, население, как и в Учкудуке, около 30 тыс. Здесь я родился, здесь проживала многочисленная родня, все летние каникулы я проводил здесь и после женитьбы, опять вернулся сюда из Учкудука.
Не скажу, что магазины сильно отличались, вроде все тоже самое. Мясо на прилавках было редко, хоть и свой мясокомбинат. Но это беда всех городов. Мне кажется дело в том, что хоть мяса и не было в свободной продаже, оно было в меню всех рабочих, школьных, детсадовских столовых. Тушенки тоже, скорее всего не было на витринах. Но помнится, как один из двоюродных братьев принес домой, так называемый сухпай. Его выдавали в училище тем, кто не питался в столовой и не жил в общежитии. Там было несколько банок со сгущенкой и тушенкой, ну и еще что-то, что не могло нас заинтересовать. К тому же, цена банки тушенки (325гр.) была 87 копеек, при цене мяса 1-80 за кг., и если она появлялась на прилавке, ее сметали враз. Дешево, вкусно и практично, в смысле хранения.
А вот со спиртным здесь было проще, оно продавалось в любом из многочисленных магазинов. Запомнилась трехлитровая оплетенная бутылка Гымзы, говорят фуфло, а не вино. Пиво тоже было, здесь выручала Фергана, она в 40 км. от Кызыл-Кия. Было и джалалабадское пиво, но это недоразумение мало кто пил. В воскресение многие ездили в эту Фергану, пройтись по базару, попить пивка. Был в городе и пивбар, но он мне не нравился, шумно и грязно. Проще было выйти с кружками пива на улицу, где из-за заборов свисали ветки вишни и яблони, протянув руку можно было сорвать что-нибудь на закусь. Ведь пиво без водки – деньги на ветер. Мне это нравилось, все же в Учкудуке в то время, кроме карагачей и акаций, мало что росло.
Помнится, в сельпо увидел объявление о продаже мотоцикла Урал, но не за наличку, а за несколько тысяч куриных яиц, количество точно не помню. Еще в городе проще было купить то, что называют предметами роскоши. Ювелирные изделия, хрусталь и ковры здесь были представлены в большом ассортименте. В 1982 году мы с женой купили свободно в мебельном магазине, германский гарнитур. Это была большая стенка, диван с креслами и журнальным столиком, обеденный стол со стульями. И еще, год точно не помню, но ясно, что до Горбачева, в кредитном магазине выставили на продажу Москвич и Запорожец. Они так и стояли некоторое время перед магазином, пока их не купили.
Ну и естественно базар, тот, что на фото в заглавии, он был небольшой, но было все. В воскресные дни тут продавали и кур, и кроликов, и щеглов с голубями, и попугаев. А магазин 1000 мелочей, такого в Учкудуке не увидишь, от гвоздей и сверл, до различных дрелей и топоров с лопатами и прочим. Ну и посуда, конечно, но это для женщин интересно. В 1983 году, когда у меня родился первенец, я для обмывания на работе, купил на базаре самое дорогое мясо, по 8 рублей и рис, по такой же цене. Но это для плова. Были сорта и подешевле, но сами понимаете, в этом деле, не плов имеется ввиду, а рождение сына, не экономят. На плове, тоже желательно, не экономить.

-2

Ну и конечно многочисленные кафе и чайханы, с пловом, шурпой, шашлыком и самсами с мантами. А какие здесь жарили чебуреки! Вот здесь, как мне кажется, и кроется причина некоторого отличия этих южных городов от тех, что севернее. Тысячелетиями здесь народ жил торговлей, это в крови, на генетическом уровне заложено, купить и перепродать. Запретами это не выведешь. Здесь все вертится вокруг товара, причем любого, что может принести некоторую прибыль.
Ну и подводя некоторый итог, столь сумбурного изложения, вспомню 1982 год. День рождения у меня в ноябре 13-го, а в тот год решили отметить его 7 ноября. Жена и двоюродная сестра готовили на стол, строго настрого предупредив меня и зятя, чтобы мы воздержались до прихода гостей. А потом мол, сколько хотите. Гости же, мужская часть, пройдя на демонстрации, таких наказов не получали и пришли все еле-еле держась на ногах, а мы тут, как стеклышки. Но посидели хорошо. А 13-го были траурные дни. В тот год закончилась эпоха Брежнева, пошли смены ежегодные Генсеков, пока на престол не влез Горбачев…

-3