Найти тему
ШЕСТЬ ОКЕАНОВ

Маршал Рокоссовский прервал домыслы политотдела: «О пропавших в море не надо думать плохо…»

Это ЧП ещё не один год затем обсуждалось моряками Северного флота. Более того, случившееся в ночь на 27 января 1961 года вошло в историю всего советского военного подплава, как одна из наиболее известных катастроф: в полигоне боевой подготовки исчезла ракетная подводная лодка С-80, которой командовал капитан III ранга Анатолий Дмитриевич Ситарчик.

Дизель-электрическая подводная лодка 644 проекта. В двух контейнерах на внешнем корпусе такие корабли несли по две крылатые ракеты
Дизель-электрическая подводная лодка 644 проекта. В двух контейнерах на внешнем корпусе такие корабли несли по две крылатые ракеты

Лодка на тот момент числилась в 1-й линии и по своему техническому состоянию и по подготовке личного состава была готова к выполнению задач. На плавбазе командира дивизии подлодок, которая располагалась на штабном судне «Иртыш», приняли решение – в связи с начинавшимся штормом подлодке С-80 срочно возвратиться в базу. Дали радиограмму. На неё ответили, но в адрес штаба подводных сил Северного флота, а потому сначала на «Иртыше» её не смогли раскодировать. Только к утру по кораблям прошла тревожная команда: узел связи Северного флота постоянно вызывает С-80, но та не отвечает.

Если быть точным, связь с подлодкой прервалась в 00.47 27 января. База подводных сил в Полярном погрузилась в тягостное молчание. Естественно, пошли многочисленные версии, что могло случиться. Вскоре в море на поиски вышли два эсминца и четыре противолодочных корабля. С-80 по-прежнему молчала и начатые, было, поиски корабля затянулись на целых… восемь лет!

Переполох поднялся очень большой, ведь С-80 считалась опытовой супер-секретной подводной лодкой. Она принадлежала к кораблям 644 проекта, вооружённым двумя крылатыми ракетами. Работы по овладению флотом ракетной техникой тогда только начинались и многие аспекты этих испытаний разглашению не подлежали. Работы над 644 проектом (это ракетная модификация проекта 613) проводили корабелы «Красного Сормова», начав их в 1957 году. А С-80 являлась головным кораблём серии. Поэтому в штабах было и над чем призадуматься, и даже запаниковать. ЧП постепенно выросло до масштабов союзного масштаба.

Маршал Советского Союза, главный инспектор Вооружённых сил СССР Константин Константинович Рокоссовский
Маршал Советского Союза, главный инспектор Вооружённых сил СССР Константин Константинович Рокоссовский

В Полярный зачастили проверки различных комиссий. В том числе приехал и маршал Константин Константинович Рокоссовский, который тогда был заместителем министра обороны СССР и являвшийся также Главным инспектором советских Вооружённых сил. По взбудораженному Полярному продолжали ходить слухи, порой самые нелепые. Об одном из них (говорят, «ноги его выросли» в одном из политотделов Северного флота) доложили К.К. Рокоссовскому, дескать, секретную С-80 подводники могли «угнать за границу»!
Стали разбираться. Считавшаяся совершенно невероятной версия (слух) возникла так… Когда беседовали с семьями подводников С-80, слёз и эмоций было через край, а с ними порой выплёскивалиось и глубоко личное. И вот жена командира лодки А.Д. Ситарчика, будучи в крайне взвинченном состоянии, якобы выкрикнула: «Да как же вы могли такую лодку ему доверить?! Она, наверное, уже за границей!». Многих свидетелей от такой фразы бросило в пот!

Личность А.Д. Ситарчика, со слов тех, кто его знал, представляется противоречиво. Герой Советского Союза вице-адмирал Е.Д. Чернов (в конце 50-х – капитан-лейтенант и старпом С-80) говорил о нём так: «Смелый и решительный грамотный подводник. Отец его, генерал авиации, погиб в войну. Анатолий Дмитриевич выходил в море в отцовском лётном шлеме и его перчатках. Это был его талисман»… К слову, об отцовском шлеме и перчатках вспоминали почти все северодвинцы, знавшие Ситарчика: он гонял в них по городу на мотоцикле, и запомнился ещё тем, как стремительно проносился по Ягринскому мосту – к пирсу, на утреннее построение команды.

Адмирал Георгий Михайлович Егоров в Северодвинске
Адмирал Георгий Михайлович Егоров в Северодвинске

По иному высказывался о командире подлодки адмирал флота Герой Советского Союза Г.М. Егоров (в 1961 году – начальник штаба дивизии): «Подводные лодки с крылатыми ракетами – новые сложные по устройству и управлению корабли. Поэтому нам приходилось часто выходить в море на них, изучить личный состав, особенно командиров. Тогда-то я обратил внимание на одного из них. В море он допускал оплошности, часто нервничал, что совершенно недопустимо для подводника. Я не раз обращался к командующему подводными силами контр-адмиралу Г.Т. Кудряшову с просьбой отправить этого командира на тщательную медицинскую проверку его психологического состояния, но этого не было сделано.

Вскоре я снова вышел в море в море на подводной лодке для проверки корабля и всех его систем на глубоководное погружение с уходом на глубину до 170 метров. Испытания показали, что прочный корпус, все забортные отверстия, механизмы удовлетворяют предъявляемым требованиям. Но снова возникли претензии к командиру корабля. Поэтому я приказал начальнику штаба дивизии капитану I ранга Н.Г. Баранову не отправлять лодку в море, а заняться совершенствованием подготовки командира и личного состава непосредственно в базе».

Два бывших члена экипажа С-80 – слева боцман Иван Алексеевич Кравченко и справа – старпом Евгений Дмитриевич Чернов, будущий Герой Советского Союза. Полярный, 1954 год
Два бывших члена экипажа С-80 – слева боцман Иван Алексеевич Кравченко и справа – старпом Евгений Дмитриевич Чернов, будущий Герой Советского Союза. Полярный, 1954 год

Как командир Ситарчик был слаб, - подтвердил бывший боцман С-80 И.А. Кравченко, - К тому же, по словам Ивана Алексеевича, ещё и пристрастился к командирской водочке, а вкупе эти два обстоятельства стали причиной того, что Ситарчика очень долго не утверждали в должности командира и держали, как и.о.

Ещё откровеннее высказался северодвинец капитан II ранга М.В. Пуссе (один из штурманов С-80 ещё до переоборудования в ракетоносец). «Дело, конечно, прошлое, но Ситарчик крепко выпивал. В дивизии этот грех знали, но было кому на это закрыть глаза». Марк Васильевич припомнил даже эпизод, когда выход подлодки из Северодвинска в полигон на стрельбы едва не сорвался – командира долго искали по злачным местам в городе.

Корпус С-80 после подъёма со дна в бухте Завалишина
Корпус С-80 после подъёма со дна в бухте Завалишина

Ясно, что после тех слов жены особисты и политодельцы готовы были перевернуть всё… Но маршал К.К. Рокоссовский на одном из заседаний комиссии тогда, почти невзначай, обронил фразу, которую затем передавали, порой по-разному, но с одним смыслом: «О пропавших в море не надо думать плохо». Так версию с пьянством командира подлодки и якобы о тайном бегстве секретного корабля за рубеж отставили.

Финал поисков С-80 произошёл через 8 лет, когда спасатели уже вооружились более совершенными кораблями АСС и аппаратурой. Они обследовали место, где по сообщениям рыбаков, наиболее часто их тралы «цеплялись за некий предмет». К тому же, оказалось, что корпус аварийной лодки лёг на дно как раз на самой границе полигона. Отчасти поэтому её так долго искали.

К этому моменту маршал К.К. Рокоссовский уже ушёл из жизни. Комиссию по расследованию причин гибели С-80 возглавил Герой Советского Союза подводник Г.И. Щедрин. Подробнее об этом трагичном случае (причём, на основе документальных фактов) мы расскажем в следующих публикациях, тем более, многие авторы, описывающие события вокруг исчезновения подводного ракетоносца С-80 позволяют себе без оснований слишком вольно «фантазировать».

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.