Это ЧП ещё не один год затем обсуждалось моряками Северного флота. Более того, случившееся в ночь на 27 января 1961 года вошло в историю всего советского военного подплава, как одна из наиболее известных катастроф: в полигоне боевой подготовки исчезла ракетная подводная лодка С-80, которой командовал капитан III ранга Анатолий Дмитриевич Ситарчик.
Лодка на тот момент числилась в 1-й линии и по своему техническому состоянию и по подготовке личного состава была готова к выполнению задач. На плавбазе командира дивизии подлодок, которая располагалась на штабном судне «Иртыш», приняли решение – в связи с начинавшимся штормом подлодке С-80 срочно возвратиться в базу. Дали радиограмму. На неё ответили, но в адрес штаба подводных сил Северного флота, а потому сначала на «Иртыше» её не смогли раскодировать. Только к утру по кораблям прошла тревожная команда: узел связи Северного флота постоянно вызывает С-80, но та не отвечает.
Если быть точным, связь с подлодкой прервалась в 00.47 27 января. База подводных сил в Полярном погрузилась в тягостное молчание. Естественно, пошли многочисленные версии, что могло случиться. Вскоре в море на поиски вышли два эсминца и четыре противолодочных корабля. С-80 по-прежнему молчала и начатые, было, поиски корабля затянулись на целых… восемь лет!
Переполох поднялся очень большой, ведь С-80 считалась опытовой супер-секретной подводной лодкой. Она принадлежала к кораблям 644 проекта, вооружённым двумя крылатыми ракетами. Работы по овладению флотом ракетной техникой тогда только начинались и многие аспекты этих испытаний разглашению не подлежали. Работы над 644 проектом (это ракетная модификация проекта 613) проводили корабелы «Красного Сормова», начав их в 1957 году. А С-80 являлась головным кораблём серии. Поэтому в штабах было и над чем призадуматься, и даже запаниковать. ЧП постепенно выросло до масштабов союзного масштаба.
В Полярный зачастили проверки различных комиссий. В том числе приехал и маршал Константин Константинович Рокоссовский, который тогда был заместителем министра обороны СССР и являвшийся также Главным инспектором советских Вооружённых сил. По взбудораженному Полярному продолжали ходить слухи, порой самые нелепые. Об одном из них (говорят, «ноги его выросли» в одном из политотделов Северного флота) доложили К.К. Рокоссовскому, дескать, секретную С-80 подводники могли «угнать за границу»!
Стали разбираться. Считавшаяся совершенно невероятной версия (слух) возникла так… Когда беседовали с семьями подводников С-80, слёз и эмоций было через край, а с ними порой выплёскивалиось и глубоко личное. И вот жена командира лодки А.Д. Ситарчика, будучи в крайне взвинченном состоянии, якобы выкрикнула: «Да как же вы могли такую лодку ему доверить?! Она, наверное, уже за границей!». Многих свидетелей от такой фразы бросило в пот!
Личность А.Д. Ситарчика, со слов тех, кто его знал, представляется противоречиво. Герой Советского Союза вице-адмирал Е.Д. Чернов (в конце 50-х – капитан-лейтенант и старпом С-80) говорил о нём так: «Смелый и решительный грамотный подводник. Отец его, генерал авиации, погиб в войну. Анатолий Дмитриевич выходил в море в отцовском лётном шлеме и его перчатках. Это был его талисман»… К слову, об отцовском шлеме и перчатках вспоминали почти все северодвинцы, знавшие Ситарчика: он гонял в них по городу на мотоцикле, и запомнился ещё тем, как стремительно проносился по Ягринскому мосту – к пирсу, на утреннее построение команды.
По иному высказывался о командире подлодки адмирал флота Герой Советского Союза Г.М. Егоров (в 1961 году – начальник штаба дивизии): «Подводные лодки с крылатыми ракетами – новые сложные по устройству и управлению корабли. Поэтому нам приходилось часто выходить в море на них, изучить личный состав, особенно командиров. Тогда-то я обратил внимание на одного из них. В море он допускал оплошности, часто нервничал, что совершенно недопустимо для подводника. Я не раз обращался к командующему подводными силами контр-адмиралу Г.Т. Кудряшову с просьбой отправить этого командира на тщательную медицинскую проверку его психологического состояния, но этого не было сделано.
Вскоре я снова вышел в море в море на подводной лодке для проверки корабля и всех его систем на глубоководное погружение с уходом на глубину до 170 метров. Испытания показали, что прочный корпус, все забортные отверстия, механизмы удовлетворяют предъявляемым требованиям. Но снова возникли претензии к командиру корабля. Поэтому я приказал начальнику штаба дивизии капитану I ранга Н.Г. Баранову не отправлять лодку в море, а заняться совершенствованием подготовки командира и личного состава непосредственно в базе».
Как командир Ситарчик был слаб, - подтвердил бывший боцман С-80 И.А. Кравченко, - К тому же, по словам Ивана Алексеевича, ещё и пристрастился к командирской водочке, а вкупе эти два обстоятельства стали причиной того, что Ситарчика очень долго не утверждали в должности командира и держали, как и.о.
Ещё откровеннее высказался северодвинец капитан II ранга М.В. Пуссе (один из штурманов С-80 ещё до переоборудования в ракетоносец). «Дело, конечно, прошлое, но Ситарчик крепко выпивал. В дивизии этот грех знали, но было кому на это закрыть глаза». Марк Васильевич припомнил даже эпизод, когда выход подлодки из Северодвинска в полигон на стрельбы едва не сорвался – командира долго искали по злачным местам в городе.
Ясно, что после тех слов жены особисты и политодельцы готовы были перевернуть всё… Но маршал К.К. Рокоссовский на одном из заседаний комиссии тогда, почти невзначай, обронил фразу, которую затем передавали, порой по-разному, но с одним смыслом: «О пропавших в море не надо думать плохо». Так версию с пьянством командира подлодки и якобы о тайном бегстве секретного корабля за рубеж отставили.
Финал поисков С-80 произошёл через 8 лет, когда спасатели уже вооружились более совершенными кораблями АСС и аппаратурой. Они обследовали место, где по сообщениям рыбаков, наиболее часто их тралы «цеплялись за некий предмет». К тому же, оказалось, что корпус аварийной лодки лёг на дно как раз на самой границе полигона. Отчасти поэтому её так долго искали.
К этому моменту маршал К.К. Рокоссовский уже ушёл из жизни. Комиссию по расследованию причин гибели С-80 возглавил Герой Советского Союза подводник Г.И. Щедрин. Подробнее об этом трагичном случае (причём, на основе документальных фактов) мы расскажем в следующих публикациях, тем более, многие авторы, описывающие события вокруг исчезновения подводного ракетоносца С-80 позволяют себе без оснований слишком вольно «фантазировать».
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.