Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Психологический анализ рассказов А.Грина. 55 "Проходной двор"

«Тот, кто хочет понять символ, всегда идет на риск». (О.Уайльд)

Проходной двор, 1912

Сюжет:

Две части - два эпизода из жизни извозчика Степана Рощина. Неудачливый, «невидный, непредставительный, сутуловатый», сначала он ждет седоков у Николаевского вокзала. У Летнего сада. А затем на Моховой, где его нанимает барин сначала на Сергиевскую, а потом на Лиговку, затем на Гороховую... пока не останавливаются на Английской набережной, наездив на трешку.

Ожидая барина, здесь извозчик встречает знакомого, который рассказывает ему, как у него сбежал недавно, не заплатив, седок.

Рощин начинает волноваться. Вернувшись, барин снова убегает, на этот раз к какой-то барышне, с которой у него происходит бурный разговор. А затем седок просит ехать на Караванную.

На Караванной седок уходит в магазин, так и не отдав еще четыре рубля извозчику. Но Рощин успокаивает себя, хотя и видит перед собой тот самый проходной двор, по которому убежал месяц назад один вполне порядочный по виду господин.

...Приказчик и городовой выносят из магазина, который оказался оружейным, того самого седока, который купил пистолет и выстрелил себе в голову. Городовой велит Рощину везти окровавленного в больницу.

Озлясь и больно стегнув лошадь, Рощин направляется к больнице, продолжая свой внутренний монолог о том, получит он деньги, если обыщут карманы барина, или их можно записать в пропащие.

Самоубийство. Смещение двух сюжетных линий. Одна — линия извозчика, главного героя рассказа. Вторая — эпизодического персонажа, его седока, имени которого писатель не называет. Трагическая (самоубийство седока) и драматическая (забота извозчика о заработке). Грин концентрирует наше внимание на извозчике и драматической линии, погружает нас в его внутренний мир, его размышления, заставляет переживать именно за него (а не за будущего самоубийцу): получит герой деньги или нет — тревожная ситуация, знакомая многим читателям.

Параллельно и незаметно разворачивается объективно более насыщенно эмоционально ситуация, которая завершается самоубийством. Но она идет на заднем плане. И эмоционально выходит к нам только в самом конце рассказа.

Грин ставит перед нами очень важный вопрос: да, объективно ситуация с самоубийством более сильная, но совсем другая логика у мира субъективного. Даже несмотря на столкновение с человеческой смертью, с непоправимым, необратимым, Рощин продолжает переживать и думать о своем, о деньгах — о том, что можно исправить, поправить, наверстать, изменить, решить. И в этих мыслях героя писатель показывает нам выход. Выход из ситуации самоубийства.

Если бы самоубийца хоть на минуту проникнулся мыслями, переживаниями извозчика, или на худой конец, просто вопросом Рощина:

«А деньги, барин, коли не поедете? Четыре рублика».

то не смог бы совершить этот поступок.

И это весьма вероятно! Не зря Грин так живописует на всех страницах рассказа важность этого заработка, этих четырех рублей для извозчика!

Возможно, у него просто не хватило бы денег (предположение извозчика). И это спасло бы ему жизнь в роковую минуту измененного состояния сознания, когда оно катастрофически сузилось, вошло в туннель, в тупик, подошло к точки невозврата.

Проницательно в этой истории Грин уловил решающий момент, который может остановить человека у рокового шага. Это способность войти в душу, в мир, в сознание другого человека. Если бы самоубийца это сделал (например, прочитал рассказ Грина «Проходной двор» о том, что думает, чем живет, о чем переживает извозчик у Николаевского вокзала или на Моховой), задумался о другом человеке — это было бы второй мыслью (альтернативным переживанием), выходом из туннеля, от тупика, находкой еще одного пути — пути, на котором мыслит извозчик. На котором горит фонарик его сознания.

Хочется привести пример из интернета с женщиной, которая позвонила на телефон доверия: она жила одна и не видела смысла своей жизни после смерти единственного сына. Консультант сильно обрадовалась, когда они вместе нашли этот смысл в собаке (от сына осталась его собака, за которой женщина ухаживала).

Консультант поделилась своей радостью с читателями интернета, какая она молодец, что сумела найти это с клиенткой. Однако она упустила самое главное: не мысль о собаке дала смысл жизни этой женщине (или о деньгах, которые надо отдать извозчику за работу), а она сама — консультант, потому что она стала человеком в жизни этой женщины, которая ищет этот смысл с ней. Появление этого фонарика сознания — это и есть тот самый альтернативный путь в туннеле, концом которого, выходом из которого видится только смерть.

У меня самой есть такой пример из жизненного опыта. В эмоциональном состоянии, когда ты видишь никакого смысла в том или ином своем действии, я позвонила подруге. Выслушав меня, она замолчала. И в какой-то момент этого затянувшегося молчания мне стало тревожно за нее: о чем она думает? В каком состоянии находится сейчас? Это стало тем фонариком нового сознания, осветившего темноту. Вторая мысль после разговора: я могу выпить чаю.

Такой же альтернативный фонарик мысли загорается и у извозчика:

«Подождал бы стреляться-то, - сказал он, подумав, - или на леворверт денег тебе не хватило?»

О чем он думал? В каком он оказался состоянии? Почему покупка леворверта оказалась так важна? - мысль-фонарик о Другом, которая зажглась в голове извозчика.

Извозчик — это перевозчик умерших по реке Харон. Писатель уже рассуждал об этом образе (см. Рассказ «Река»). В «Проходном дворе» Грин дает в руки извозчика возможность выбора. Он по ту сторону жизни и смерти. Здесь можно повернуть назад.

Погоня. Традиционная гриновская тема погони, бегства, преследования. Название рассказа символично. Проходной двор — как результат блуждания в лабиринтах города, лабиринтах мозга. С одной стороны, намек на то, что каждый канет в эту бездну, попадет в этот проходной двор. С другой, напротив, возможность бегства из тупиковой ситуации, в которую попадает персонаж.

Автор: Орлова Ольга Анатольевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru