Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Slumberland (2022): Здоровый сон лучше, чем нездоровый сон

Оглавление

Новая картина от автора “Я – Легенда” (I Am Legend), “Красного Воробья” (Red Sparrow) и “Константина: Повелителя тьмы” (Constantine).

Постер к фильму Slumberland, 2022
Постер к фильму Slumberland, 2022

Режиссёр в интервью редактору сайта Collider сказал о своём решении взяться за этот проект следующее: “Мне казалось, что я застрял в создании антиутопий, занимаясь мрачными и глубокомысленными проектами. Честно говоря, будучи критиком своей собственной работы, я понял, что в моих фильмах почти не хватает радости и легкомыслия, и я хотел посмотреть, смогу ли я немного потренировать эти мускулы. Затем появился этот проект благодаря людям из Chernin Group, с которыми я работал. Я подумал, что в нем есть то, что я люблю, а именно построение мира и воображение. В нем есть эмоции и интимность, в Slumberland есть размах, а также нём оказались надежда, радость и легкомыслие, и всё же он основан на реальных великих тематических универсальных идеях. Поэтому я хотел сделать что-то совершенно другое, и действительно рад, что сделал это”.

Общие впечатления от просмотра

“Страна сновидений” (Slumberland) – сказка для взрослых от Фрэнсиса Лоуренса (Francis Lawrence), которую могут смотреть и дети. “Страна” наполнена красивыми картинками, в нём милая главная героиня Нима путешествует по загадочному миру сновидений, взяв свою любимую плюшевую игрушку по имени Свин, по пути она сталкивается с колоритными персонажами, самым запоминающимся является Флип (хотя мне больше приглянулся дядя Филипп из реальности). В мире сновидений ей интереснее, чем в реальности, потому что в сновидениях кровать может прокатить тебя по улице, а плюшевая свинка сама умеет ходить (но это поверхностное суждение, ведь причина её интереса к сюрреальности лежит в личной выгоде). Всё это понравится детям, как ожившая на экране фантазия. Взрослым понравится очень по-доброму преподнесённая проблема самоопределения, избегания и принятия себя. Эти сложности зашифрованы тут в очаровательные метафоры, несложные для разгадки, но неизменно наталкивающие на размышления.

Флип и Нима в сновидении мальчика, который наяву строит игрушечный город, а грузовик просто стоит среди маленьких построек
Флип и Нима в сновидении мальчика, который наяву строит игрушечный город, а грузовик просто стоит среди маленьких построек

Мне очень понравилось, как ловко вписали фрейдизм в детскую сказку. В какой-то момент я оторопела, но сделано это деликатно. Всё же тема сновидений (а именно это и является базой сюжета) и правда пересекается с фрейдистской философией. Тут и вытеснение, и восприятие, и потайные мысли. Его знаменитое “сигара – это просто сигара” тут переделали в “иногда свинья – это просто свинья”.

И потом, за основу взяли сновидения, важно было создать историю, которая сможет запасть в душу зрителю. Авторам важно было попытаться представить себе что-то и сделать эти вещи реальными. Ведь у кинематографиста задача всегда заключается в том, чтобы заставить придуманный сюжет чувствовать себя как можно более реальным. Я считаю, что это получилось. Удалось сохранить сюрреальность комиксов Уинзора Маккея, добавить знакомых большинству переживаний и объединить это всё в семейный аттракцион.

***

Ссылка на примеры комикса о малыше Немо Уинзора Маккея:

The Museum of Dreams

***

Первое знакомство с творчеством Фрэнсиса Лоуренса

Люблю творчество этого режиссёра. Я впервые познакомилась с ним в 1999 году, когда поймала канал MTV – это был музыкальный клип Дженнифер Лопез Waiting For Tonight. И, хотя контент музыкального канала обрушился на меня мощной волной, завладев сознанием на продолжительный срок, я всё же сохранила симпатию к первому увиденному клипу. Он не потерял своего обаяния, по-прежнему остаётся одним из самых любимых. Чуть позже вышел клип Энрике Иглесиаса Rhythm Divine, который утвердил статус моего любимого клипмейкера.


Художественный стиль режиссёра

В Slumberland Фрэнсис Лоуренс остаётся верен своему стилю – его приятным глазу картинкам, сбалансированным оттенкам, похожим на леденцовую поверхность, клиповый монтаж и активный темп повествования. Всё же работа над рекламными роликами и музыкальными видео вырабатывает способность создавать лаконичные планы с креативными переходами от одного к другому, соединённые в полноценный фильм и не дающие скучать.

По словам самого режиссёра, он любит строить миры. Идея создания визуального мира для него – это часть удовольствия от кинопроизводства. “Мне также нравятся истории, которые сосредоточены вокруг очень одиноких, изолированных персонажей. Я думаю, что различного рода антиутопические пейзажи в некотором роде хорошо подходят для такого рода историй. Это интересно”. В этом высказывании содержится ответ его почерка и это отображается в его новом фильме.

Аудитория с каждым днём становится всё более сообразительной с точки зрения того, что реально, а что фальшиво. Поэтому необходимо находить верные решения для создания истории без перегиба в сторону одних лишь VFX, не забывая и практические эффекты. Это крайне важно именно по причине искушенности современного зрителя. Если не забывать о практических эффектах, тем более правдоподобным может быть фильм. В данном случае при обилии VFX ставка сделана на классную историю и живую яркую игру основных действующих лиц, а они действительно мощно вытягивают фильм, одна Марлоу Баркли (исполнила роль Нимы) чего стоит.

Мои личные впечатления

При просмотре вспомнила историю из жизни 20-летней давности, как я с однокурсницей ходила в гости к парням. Точнее – она попросила меня составить ей компанию в этом приключении. Мы приехали в невероятную даль к каким-то непонятным парням, чтобы дождаться возлюбленного моей подруги. Она думала, что он в тот вечер тоже окажется там, а она на него хотя бы посмотрит. Парень тот не пришёл.

По факту, мы приехали, чтобы это узнать – он не придёт. Но поскольку уже приехали с пересадками и блужданиями в незнакомом районе, то решили остаться. Планируемый короткий визит перерос в нежданные ночные посиделки. Мы всю ночь слушали Jetro Tull на кассете, у одного из парней был насморк, и он всю ночь сморкался в наволочку, мы ходили варить глинтвейн в кухню, призывали всю фантазию мира, чтобы рождать темы для общения, боролись со сном и шутили из последних сил. И в какой-то момент сморкающийся парень сказал, что здоровый сон лучше, чем нездоровый сон.

Весь последующий день в университете я отключалась на лекциях, помню только, как моя голова соскальзывала с её плеча, а я грезила наяву. Моя однокурсница не встретилась с тем, кого искала. Она не поделилась инсайтами от такой необычной ночи, а я была как плюшевый Свин, сопровождавший отчаянного путешественника.

Как дядюшка Филипп, мы с однокурсницей не хотели признавать каждая своё. Она – то, что тот парень не ищет с ней встречи, и ей нужно включаться в новую жизнь, не школьную, а университетскую. Я тогда была слишком ведомой, и почему-то не отказала ей в этом глупом путешествии. Мы не спали всю ночь, обманывали себя и друг друга, что мы друзья, а в глухом районе нас ждёт любовь. Не один в один, но история по смыслу похожа на Slumberland – мы предпочитали уходить в мир грёз, чтобы не прощаться с детством, желая растянуть придуманные игры, как будто детство можно выследить и поймать. Но в итоге мы обе поняли, что здоровый сон лучше, чем нездоровый сон. Лучше жить наяву. Ведь реальный мир таит множество открытий, а нормальный сон ночью укрепляет здоровье.


Интересные факты о фильме

1) По большей части сказка “Страна сновидений” создана с помощью VFX. Парадоксально, но сейчас в киноиндустрии эта сфера деятельности испытывает сложности. Фрэнсис Лоуренс отметил, что VFX стали колоссальной проблемой в работе над фильмом. Процесс оказался более медленным, чем хотелось. Изначально было достаточно подписанных контрактов на выполнение определённых эпизодов. Но, когда дело дошло до монтажа, когда состоялась передача файлов исполнителям, они сильно задерживали сдачу. А в итоге и вовсе отказались от выполнения со словами: "Мы их не делаем. Мы перегружены." Так, создание спецэффектов для фильма было своего рода безумием, а чудесным неожиданным моментом оказалось то, производство удалось закончить вовремя. Это потому, что не все VFX-команды отказались от работы, они не бросили проект в самый сложный момент. Режиссёр сказал, что именно самые стойкие и ответственные команды он оставил на примете и продолжит с ними сотрудничество.

Фон полностью создан с помощью VFX. Это множество бабочек, которые разлетелись в разные стороны
Фон полностью создан с помощью VFX. Это множество бабочек, которые разлетелись в разные стороны

2) “Малыш Немо в Стране Сновидений” (Little Nemo in Slumberland) – комикс на один разворот, который публиковали еженедельно в газете The New York Herald, персонаж создан американским художником и мультипликатором Уинзором Маккеем (Windsor McCay) в 1905 году. Его идею взяли для разработки полнометражного фильма для Netflix. В кино не взяли все приключения мальчика, но сохранили эстетику художника. А также заменили пол главного героя, вместо мальчика Немо в фильме девочка Нима.


3) В Slumberland есть два точных цитирования.

  • Первое – это ночное путешествие Нимы на длинноногой кровати по улице. Этот сюжет Уинзор Маккей нарисовал в 1908 году. Комикс был опубликован в The New York Herald 26 июля. Правда, в этой зарисовке ещё считывается отсылка к картине Сальвадора Дали “Искушение святого Антония” (1946). На это осознание меня натолкнули тонкие ножки кровати. И Дали часто обращался к теме сновидений в своём творчестве, да и был первым, кто стал рисовать сюрреальный мир сновидений. Можно ещё, кстати, отметить и момент с бабочками в Slumberland (во сне страстной танцовщицы). Это неявное, но тоже упоминание Дали – картина “Корабль с бабочками” (1937).
Нима на длинноногой кровати
Нима на длинноногой кровати
  • Второе цитирование – это музыкальный клип Джанет Джексон Son Of A Gun (I Betcha Think This Song Is About You). Тут Фрэнсис Лоуренс воссоздал момент из клипа, который он снял для певицы в сентябре 2001 года. Это один из многих моих самых любимых музыкальных клипов. Я давно не испытывала такого восторга, как при лицезрении этого момента – он заставил меня вспомнить восторг первого просмотра Son Of A Gun. Процитирован момент с унитазом, из которого кто-то выбирается. В фильме Нима и Флип выбираются из сливного бачка, переходя из одного сновидения в другое. В клипе у Джанет Джексон зомби-мстители выбираются из разных предметов, в том числе из унитаза. Ещё в клипе есть и свинка. А Лоуренс с прикольным чувством юмора.