Найти тему
"Путешественник во Времени"

Проект реформы по введению в России единой школьной формы

"Может быть, с цветовой дифференциацией, как в фильме "Кин-Дза-Дза""
"Может быть, с цветовой дифференциацией, как в фильме "Кин-Дза-Дза""

Сейчас в Интернете эту тему довольно активно обсуждают, потому что якобы такие намерения есть у российских властей, что не может не настораживать.

Вчера я немного подискуссировал об этом в Дзене.

Аргументы несогласных сводятся к следующему:

1. Единая форма подавляет личность, не давая ей самовыражаться через одежду.

2. Форма уродует фигуры девочек.

3. Форменный пиджак неудобен.

4. В форменной юбке зимой бывает холодно, а одевать теплые колготки запрещают.

5. Форменный школьный фартук — "как у горничных".

6. Это задумано не для детей, а для капиталистов.

Какие аргументы в ответ привел я:

1. Самовыражаться посредством гардероба надо в специально отведенных для этого местах и по специально предназначенным для этого поводам. Во время прогулок, визитов в гости, посещений театров, клубов и т.д. и т.п. Ведь никто туда не ходит в рабочей одежде. А школьная одежда это рабочая одежда школьника.

2. Недавно прочитал в одной иностранной книге: "Армейская форма сильно скрадывает привлекательность девушек. Это сделано специально, чтобы в голову не лезли лишние мысли".

Один и тот же американский морпех в форме (слева) и "в гражданке" (справа).
Один и тот же американский морпех в форме (слева) и "в гражданке" (справа).

Думаю, это справедливо и для школы. Причем, речь идет не только о сексуальности. Меня спросили: "Кому помешает, если девочка придет на урок в розовой кофточке с вышитым на ней Пяточком или Винни Пухом?".

Пятачок и Винни Пух из культового советского мультфильма 1977 года.
Пятачок и Винни Пух из культового советского мультфильма 1977 года.

Я ответил: "Ее одноклассникам, которых это будет отвлекать от урока".

3-4. Пиджак и строгая юбка попали в школьный гардероб не так давно по причине необоснованного снобизма работников образования и родителей. Их использование в качестве школьной формы как бы указывает — "здесь учат будущих менеджеров". Именно среди них принят деловой стиль одежды. Но, поскольку в средней школе учат всех, то пиджак со строгой юбкой здесь неуместны, ибо, кроме причиняемых школьникам физических страданий, вносят фальш в дело профессиональной ориентации. Не от того ли у нас многие выпускники после окончания школы вступают в ряды "офисного планктона", что все школьные годы их приучали одеваться как "офисный планктон"?

5. Фартучки "как у горничных" стали носить еще благородные девицы из дореволюционных институтов. (См. фото к заметке "Что юнкера передавали институткам в коробках из-под конфет").

Почему?

Да потому что в те времена все, включая дворян и дворянок, понимали, что, когда работаешь, надо одевать рабочую одежду. А фартук был тогда основным (и достаточно удобным) универсальным элементом рабочей одежды. Во всяком случае, он эффективно защищал от чернильных пятен и других загрязняющих факторов платья институток и гимназисток. Думаю, с появлением шариковых авторучек утилитарное значение фартука сильно упала, а с ней и целесообразность его использования в качестве элемента школьной формы. Хотя... над этом надо еще подумать.

Школьная форма 1950-х. Рис. К.Васильева из статьи Википедии "Школьная форма в России"
Школьная форма 1950-х. Рис. К.Васильева из статьи Википедии "Школьная форма в России"

6. Если капиталистам все равно, что шить, лишь бы деньги получить, то им надо подсказать, как сделать так, чтобы и дети были живы и здоровы, и ... они сыты.

Вот этим сейчас и займемся.

Правильная школьная форма и для мальчиков, и для девочек, по моему мнению, должна включать в себя штаны свободного кроя на широкой резинке вместо ремня, майку, безрукавку (типа армейской разгрузки) и флисовую толстовку. Штаны и толстовку, думаю, можно без карманов. Все карманы для телефонов, денег, ключей, салфеток, конфеток и т.п. — в безрукавке, которую можно одевать на майку, под и на толстовку, и даже на голое тело.
Берет, кепка или шапка с полями — чтобы не напекло головку во время занятий на улице, а на уроках химии волосы не попадали в пробирки.
Кроссовки. Может быть к ним еще и гетры.
Плащ-пончо из непромокаемой синтетики от ветра и непогоды, а также в качестве подстилки. Скатываемый в комок размером в кулачок. Для него можно предусмотреть карман в безрукавке, чтобы всегда был под рукой.
Если делать форму и на холодное время года — теплую куртку, шарф (как вариант — морской), вязанную шапочку (как вариант — балаклаву). Свободный крой штанов и толстовки позволяют одевать под них при необходимости термобелье. И, что еще важно, ребенку при таком фасоне одежды одного набора школьной форму гарантированно хватит, как минимум, на учебный год даже при его интенсивном росте. А порвет — защить или наложить заплаты. На такой форме они будут смотреться стильно. Разве что обувь может стать маловатой... В этом случае ее можно передать тому, кому она впору. Так же и с остальной формой, пока она годится для носки. Как в многодетной семье, где одежда переходит от старших к младшим.
Цвет, думаю, нейтральный и немаркий.
Может быть — светоотражающие вставки и/или нашивки "на липах" с разной полезной информацией, типа, ФИО, школа и класс, вплоть до "группы крови на рукаве".

Кроме сказанного у меня есть и еще одно интересное, на мой взгляд, соображение:

Школьную форму должны носить не только школьники, но и все работники образования от уборщиц до работников министерства с министром включительно. Может быть, с цветовой дифференциацией, как в фильме "Кин-Дза-Дза". :) Может быть, фасоны посложнее. Но чтобы взрослые, которые работают с детьми, были вместе с ними не только по содержанию, но и по форме. А дифференциация — чтобы каждый, даже лично с ними незнакомый, мог по внешнему виду отличить (при всем моем уважении к представителям этих славных званий) завуча от практикантки, а физрука от завхоза. Думаю, если одеть работников образования в одну форму с детьми, это у многих уменьшит предубеждения по отношению и к ним, и к форме.

Кого-то, может быть, напрягает, что то, что я предлагаю имеет армейские корни.

Это не случайно. Исторически школьная форма, особенно для мальчиков, копировала военную. Это оттого, что при создании военной формы дизайнеры прошлого, как правило, исходили из ее функциональности. Даже красивые цветные мундиры 18-19 веков были не столько для красоты, сколько для того, чтобы полководцы могли издалека различать свои войска в дыму и пламени сражений.

Сегодня армейская форма по своему функционалу, как минимум, наполовину соответствует задачам, стоящим и перед школой. Я говорю об обучении и сохранении здоровья тех, кто ее носит. Поэтому при подборе оптимального варианта сходство неизбежно. Главное различие — в школьной форме не надо воевать. От этого и цвет может быть другой, и материал более дружелюбный к человеческому телу.

И, конечно, я думаю, школьная форма должна быть бесплатной. Как и школьные принадлежности, и школьное питание. И, на первых порах, необязательной. То есть, чтобы, по желанию родителей, можно было получать либо форменные комплекты, либо денежные компенсации в размере их стоимости.

Если то, что вы, мои дорогие читатели, сейчас прочитали, вам понравилось — поделитесь устно или в виде репоста этим с другими.

Такую тему, как введение единой школьной формы, нельзя отдавать на откуп чиновникам и примкнувшим к ним бизнесменам.

Может, общими информационными усилиями у нас и получится одеть наших детей в правильную школьную форму.

Дзен-канал "Путешественник во Времени"

Подборка публикаций "Вопросы образования"

Телеграмм-канал "Путешественник во времени"