Найти в Дзене
"Путешественник во Времени"

Что юнкера передавали институткам в коробках из-под конфет

Любопытные воспоминания об этом оставила известная советская писательница Ольга Дмитриевна Форш (в девичестве - Комарова). Ольга Дмитриевна родилась на Кавказе в семье русского генерала, рано потеряла родителей и была отдана мачехой в Московский Николаевский сиротский институт, готовивший гувернанток и учительниц танцев из осиротевших детей военных и чиновников. Еще в родительском доме она столкнулась с необходимостью скрывать от взрослых свои мысли, после того как с гордостью поделилась с родителями и приехавшей к ним в гости семьей местного губернатора знаниями, полученными от отцовского денщика о том, чем "собачка-мальчик" отличается от "собачки-девочки". Результатом этого стали наказание денщика, высказанные им упреки девочке, и ее решение вести свой личный дневник в зашифрованном виде — с тех пор она заносила в него события и чувства в виде рисунков, на которых люди обозначались как животные. Так себя она изображала в виде воробушка. Оказавшись в сиротском институте, девочка
Юнкера
Юнкера

Любопытные воспоминания об этом оставила известная советская писательница Ольга Дмитриевна Форш (в девичестве - Комарова).

Ольга Форш (1873-1961)
Ольга Форш (1873-1961)

Ольга Дмитриевна родилась на Кавказе в семье русского генерала, рано потеряла родителей и была отдана мачехой в Московский Николаевский сиротский институт, готовивший гувернанток и учительниц танцев из осиротевших детей военных и чиновников.

Отец Ольги Форш генерал Д.В.Комаров (1831 — 1881)
Отец Ольги Форш генерал Д.В.Комаров (1831 — 1881)

Еще в родительском доме она столкнулась с необходимостью скрывать от взрослых свои мысли, после того как с гордостью поделилась с родителями и приехавшей к ним в гости семьей местного губернатора знаниями, полученными от отцовского денщика о том, чем "собачка-мальчик" отличается от "собачки-девочки".

Результатом этого стали наказание денщика, высказанные им упреки девочке, и ее решение вести свой личный дневник в зашифрованном виде — с тех пор она заносила в него события и чувства в виде рисунков, на которых люди обозначались как животные. Так себя она изображала в виде воробушка.

Оказавшись в сиротском институте, девочка начала писать письма... Кавказу, о котором у нее сохранились яркие и добрые воспоминания. После отбоя в общей спальне она пересказывал их подругам, за что те расплачивались с юной писательницей кусочками сахара, которые, за неимением денег, использовались юными институтками в качестве платежного средства.

Зал Московского Николаевского сиротского института
Зал Московского Николаевского сиротского института

Как и всех девочек, воспитанниц Николаевского института интересовало и волновало все, что относилось к любви во всех ее проявлениях.

Воспитанницы Московского Николаевского сиротского института. Фрагмент фото К.Булла - общественное достояние
Воспитанницы Московского Николаевского сиротского института. Фрагмент фото К.Булла - общественное достояние

С этим связан один удивительный случай. Однажды одна из старших воспитанниц начала рассказывать впечатлительной Оле гадости, силой удерживая ее и не давая ни убежать, ни заткнуть уши. Тогда Оля обратилась с мольбами о помощи к Богу и Богородице. И случилось чудо — она перестала слышать то, что произносила ее мучительница. Только видела, как у той открывается рот. Слух вернулся к ней сразу после окончания этой моральной пытки.

"Как мне помогла молитва "Отче Наш"

В институте была большая библиотека, но педагоги тщательно следили за тем, чтобы к их воспитанницам не попадали "порочные книги". Однако, как вспоминала Ольга Дмитриевна, запреты и принимаемые в этих целях меры не помогали. Молодые люди — родственники воспитанниц и юнкера, — которых приглашали на уроки танцев и балы, приносили девушкам "запрещенные" книги Золя, Мопассана, Ренана и т.п. в красивых коробках из-под конфет, содержимое которых институтские воспитательницы не догадывались проверить.

Книга Александр Дюма "Людовик XVI. Революция", изданная в С-Петербурге в 1878 Товариществом "Общественная польза"
Книга Александр Дюма "Людовик XVI. Революция", изданная в С-Петербурге в 1878 Товариществом "Общественная польза"

Интересно, что они не застали ни одной из девушек так же и за чтением этих книг, что свидетельствует о не достаточно строгом надзоре за воспитанницами, что, впрочем, отмечает в своих воспоминаниях и Ольга Дмитриевна.

Идеи, заложенные в этих книгах, не встречая никакого критического противодействия и не подвергаясь глубокому осмыслению, недоступному юным созданиям, превращались в крайне экстремистские устремления -

Из всех попыток социального преобразования общества, из столкновений различных общественных течений, проникавших в нестройном виде сквозь институтскую ограду, самым романтическим соблазном были террористы. И, конечно, мечталось умереть на эшафоте.
О.Д.Форш. Дни моей жизни

Остается добавить, что именно безотцовщина и чтение "прогрессивной" литературы для многих молодых людей того времени проложили "дорогу в революцию", а для некоторых и на эшафот.

Вера Засулич стреляет в генерала Трепова
Вера Засулич стреляет в генерала Трепова

А вот Ольга Форш, хотя и могла пойти по этому же пути, но вошла в историю как автор исторических романов, большинство главных героев которых являются благородными и самоотверженными борцами за справедливость и талантливыми творцами и художниками.

Следите за публикациями на ДЗЕН-канале "Путешественник во Времени" и в моем аккаунте Телеграмм