Запросы клиентов – крайне важная и интересная информация о них. Но не в смысле реальной рабочей цели. Скорее, запрос клиента, в том виде, в котором он изначально сформулирован им самим, может многое рассказать об их самовосприятии и о том, как они представляют себе устройство своего внутреннего мира.
Некоторые виды запросов позволяют предположить, что клиент ощущает себя или, как это ни печально, желает ощущать себя чем-то вроде хорошо работающего механизма, то есть неживым.
Какие это запросы?
- Хочу быть всегда спокойным (счастливым)
«Я хочу всегда чувствовать себя спокойно/ни на что не реагировать/не обращать внимание на неприятности» и т п. При конкретизации к этому может добавиться: «я не хочу печалиться, когда что-то или кого-то теряю, не хочу злиться и обижаться, когда происходит что-то несправедливое по отношению ко мне, не хочу беспокоиться о важных для меня вещах». По сути, если обобщить эти мысли, то общий запрос звучал бы так: «я не хочу, чтобы моя эмоциональность работала, я хочу ничего не чувствовать». Что возможно только если превратиться в своего рода «неодушевленный объект», стать «неживым». Такие клиенты воспринимают свой внутренний мир как механизм, который неправильно работает, и который нужно починить. Им может быть непонятен и неприятен присутствующий так или иначе в большинстве психотерапевтических направлений интерес и внимание к эмоциям. Им хочется стать еще менее чувствительными к себе, чем они есть сейчас.
Иногда существует «компромиссный вариант». Клиенты не хотят «полной анестезии», а скорее, частичной. Которая бы позволила им «всегда чувствовать себя счастливыми», а всего остального – не чувствовать. Что, как и в случае с настоящей анестезией, невозможно. Чувствительность отключается целиком, а не выборочно.
Как правило, у таких клиентов есть идеальный образ «других людей», которые живут, ни о чем не беспокоясь, всегда довольных и счастливых. Что позволяет предположить, что этот образ является частью их «идеального я», присутствующего не в качестве мотивирующей цели, а в качестве заведомо недостижимой. Между мной реальным и тем, чего я от себя хочу, оказывается пропасть, которая делает неизбежным сравнение, укрепляющее ощущение «неполноценности» и «дефектности».
Можно заметить, что эмоциональная боль (а иногда и любой эмоциональный отклик) воспринимается как источник проблем, а не как их индикатор. Как если бы мы считали физическую боль при переломе его причиной. Поэтому как такового запроса на «лечение перелома» нет, есть запрос на «лишение себя возможности чувствовать боль».
- Хочу никогда не уставать.
«Я хочу всегда со всем справляться, продолжать активно и эффективно действовать, никогда не уставать». Зачастую такой запрос (а вовсе не запрос на отдых и восстановление) есть у людей, находящихся в состоянии явного истощения, которое их и привело к психологу. Усталость, ограниченность ресурсов и необходимость их время от времени восстанавливать – нормальные характеристики любого живого существа. Но на практике такие клиенты до последнего стараются заставить себя проявлять активность, «делать дела», как если бы они пытались убедить себя в том, что их усталость «ненастоящая». Поскольку, на самом деле, они должны уметь работать, как механизм, которому не нужен отдых. И уж тем более, механизм не может позволить себе работать хуже, когда он расстроен или огорчен. Если в процессе терапии, они вынужденно осознают, что их ресурсы ограничены и усталость неизбежна, как и в предыдущем случае на сцену выходит образ «идеальных других людей», которые, с точки зрения клиентов, обладают практически неисчерпаемым запасом энергии и сил, и им не нужен отдых, с ними не бывает эпизодов усталости, истощения, апатии.
Одновременно с этим такие клиенты могут хотеть найти психологическое объяснение своему истощению (в отношениях с родителями, детских травмах, не пройденной сепарации и т.п.) Это объяснение должно сработать как «волшебный инсайт», который, опять-таки, должен мгновенно «все починить». Связь истощения с текущим образом и качеством жизни, работы и распределением времени бывает очень сложно признать. Признать, что истощаюсь, потому что сейчас так устроена моя жизнь, что в ней недостаточно времени и пространства для восстановления. И это про мое настоящее, а не про мое прошлое.
Поэтому не формулируется запрос «я хочу организовать свою жизнь так, чтобы не истощаться», а скорее, как «я хочу не чувствовать истощения, хочу жить, как будто его нет».
- Хочу иметь высокую самооценку
«Я хочу иметь высокую самооценку, не обращать внимание на то, что думают обо мне другие, не реагировать на критику». Этот запрос также «неживой», поскольку желаемое состояние доступно лишь механизму, который, ввиду отсутствия эмоциональности и способности к рефлексии, не задается вопросами об оценке своей деятельности, а просто функционирует. Поскольку клиенты страдают от постоянно находящейся в нижней точке оценки себя (или чрезмерных колебаний), им хочется избавиться от чувствительности к оценкам как таковой, а не сделать ее оптимальной.
Самооценка зачастую воспринимается как некое фиксированное качество или состояние, хотя это просто инструмент, который позволяет мне оценить результаты того, что я делаю, исходя из того, что на самом деле получилось, чего я ожидал, и чего ожидали окружающие. Если результаты оцениваются положительно, я испытываю удовлетворение собой или даже гордость, если нет – неудовлетворенность и желание переделать. Поскольку нам приходится решать разные жизненные задачи, то мы неизбежно какие-то из них решаем лучше, а какие-то – хуже, а некоторые вообще не можем решить. Поэтому самооценка не может быть фиксированно высокой или фиксированно низкой, она должна следовать за тем, что происходит на практике. Если, например, вы недостаточно готовились к экзамену и не сдали его в итоге, очень странно было бы испытывать по этому поводу удовлетворение и гордость (что предполагалось бы, обладай вы постоянно высокой самооценкой). Также странно было бы не испытывать возмущения или огорчения, если, например, вы поступили в университет, а кто-то из близких говорит вам, что «тебя взяли, только потому что конкурс был маленький». Естественно переживать, если что-то ценное для вас подвергается критике.
Независимость от оценок других людей невозможна, нас всегда будут оценивать, как и мы оцениваем других. Более того, многие вещи заведомо делаются именно для того, чтобы получить оценку или соответствовать ей (если вы оказываете услуги, они должны нравится вашим клиентам, если вы выбираете подарок, он должен нравиться вашему другу и т.п.).
Чаще всего реальная проблема не в том, что нам нужно быть постоянно довольными собой, а в том, что мы не выдерживаем или с большим трудом выдерживаем «недовольство». Оно переживается как однозначное указание на собственную «безнадежность», некий неисправимый «внутренний дефект», который становится заметен окружающим, как только вы совершаете «ошибку». Такое переживание, помимо болезненности, является дезорганизующим, часто лишает мотивации и способности продолжать действовать. Скорее хочется уползти в угол и затаиться.
Эмоции из зоны «недовольства собой» не используются просто как информация: «да, я сделал это плохо, пойду переделаю» или «друзьям не понравилось, как я это сделал, а мне нравится, не буду переделывать». Они воспринимаются как информация о личности в целом (о том, что именно я «не такой, как надо»), а переделывать в таком случае нечего.
Спасибо за внимание!
Мой телеграм-канал https://t.me/psychology_of_aliveness
Запись на консультацию @pershikova_psychoanalyst
Автор: Першикова Лариса Евгеньевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru