Найти в Дзене

Проверим сами навык чтения ребенка

Оглавление

Уважаемые родители, вы сами можете провести диагностику сформированности навыка чтения вашего ребенка. Я предлагаю вашему вниманию тест Л.А.Ясюковой, который позволит вам получить ответы на ряд очень важных вопросов.

1. Какого уровня сформированности навыка чтения достиг ваш ребенок?

2. Насколько быстро и адекватно он понимает смысл текста или не понимает совсем?

3. Как сформированность навыка чтения связана с грамотностью письма?

Первоначально тест был разработан для учащихся 1-2-х классов, но практика его использования показала, что он не имеет верхних возрастных границ.

И что важно!!! Применение его в 3-6-х классах поможет вам разобраться в причинах неграмотности ваших детей и предупредить дальнейшие осложнения в обучении, которые возникнут из-за неспособности ребенка прочесть и понять задание к упражнению, условия задачи или текст параграфа. Всякое учебное осложнение негативно сопряжено с требованиями психогигиены.

Тест навыка чтения по Л.А.Ясюковой


Прочитайте и вставьте слова в пропуски.

Скоро она зашла в самую чащу ______________.

Ни одна ____________________ не залетала сюда, ни единый ____________________ не проникал сквозь ___________________ ветви. Высокие стволы ___________________ плотными рядами, точно стены. Кругом было так ___________________, что Элиза ______________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ________________________, попадавшего ей __________________ ноги. Никогда еще Элиза_______________________________ в такой глуши.

Ключ к тесту навыка чтения:
1 – леса
2 – птица, птичка
3 – луч света, лучик, луч, звук
4 – густые
5 – стояли, деревьев стояли, встали
6 – тихо
7 – слышала
8 – листа, листочка, листика
9 – под
10 – не бывала, не была, не ходил

Зона 1 - (0-4 балла)
Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает слово или части слова, коренная основа. Ученик образно, обобщенно воспринимает слова (угадывает), может не видеть падежных окончаний или окончаний, характеризующих время, число. Только тогда, когда он читает очень медленно, то может точно воспринять смысл слова. Однако при медленном чтении ему трудно схватывать смысл предложения, т.к.
подробно разбирая слова, он затрудняется с удержанием их в памяти. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз. Самостоятельно не читает не только книги, но и тексты в учебниках.
Пишет он настолько неграмотно, что обычно получает диагноз «дисграфия». Допускает ошибки при списывании текстов (даже при хорошем произвольном внимании), так как не может пользоваться смысловым контролем, а использует только визуальный. Диктанты, изложения и сочинения не может писать совсем.

Зона 2 - (5-7 баллов)
Навык чтения сформирован еще не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения понимается не сразу, а как бы складывается из двух-трех кусков.
При неполноценном навыке только короткие рассказы или
сказки оказываются доступны для понимания, но для подростка они уже не представляют никакого интереса по содержанию, поэтому он их тоже читать не хочет.
Письмо также страдает специфической неграмотностью. Стилистические и пунктуационные ошибки неискоренимы. Много ошибок может встречаться в окончаниях там, где надо согласовывать отдельные части сложно построенного предложения. Такие ошибки ребенок может допускать и при списывании, так как сознательно контролировать может только словосочетания, отдельные части предложения, но не все целиком.
Относительно грамотного письма
подросток может добиться только в том случае, если будет пользоваться простыми, короткими фразами.

Зона 3 - (8-9 баллов)
Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого подросток схватывает сразу. Пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Если ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются, и проблемы исчезают. Читать он может много и с удовольствием, если с самого начала ему «не отбили» желание читать.
Уровень навыка чтения вполне достаточен, чтобы на его базе сформировалось грамотное письмо. Если ребенок пишет неграмотно, то надо искать другие причины.

Зона 4 - (10 баллов)
Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты. При чтении подросток не только легко воспринимает содержание, но и невольно отмечает особенности литературного языка, характерные для того или иного автора.
Закладывается база гуманитарных способностей, формируется литературный вкус, развивается эстетическое восприятие. Грамотность может быть абсолютной. Если ребенок все же пишет неграмотно, то тому имеются другие причины.