Найти тему
Екатерина Ларионова

Формирование ответственности у подростков. Часть 3

И вновь беседуем о подростковой ответственности. В прошлый раз упоминалось, что нельзя говорить подросшему ребёнку сделай сам, получишь то-то и то-то. Верно, нельзя. Но зато можно перестроить предложение по-другому, тем самым как бы подкрепляя его права обязанностями. Например: «Если ты возьмёшь на себя ответственность за то, чтобы вещи всегда лежали аккуратно, я разрешу тебе дольше сидеть в интернете». К слову сказать, пользование гаджетами и интернетом лучше бы ограничить, но эта отдельная тема. И самое главное, следует уточнить насколько дольше, и сколько вообще можно техникой баловаться. То есть, для формирования ответственности строим предложения по конструкции: «если…, то…»

Очень важно разграничивать зоны ответственности. Техника для родителей. Взять лист бумаги и написать на нём всё то, что раздражает, пугает, беспокоит в подростке. Затем просмотреть его и подумать, какие пункты касаются лично родителей. Например, пункты могут быть такими:

· Не моет посуду после еды;

· Не убирает комнату;

· Разбрасывает тетради;

· Слишком открытый;

· Слишком замкнут.

Разбросанные тетради и вещи будут зоной ответственности подростка. Все получившиеся пункты обсуждаются с пубертатом. При этом не надо ставить ультиматумов, кричать и излишне беспокоиться. Стоит объяснить подростку как невыполненные обязательства могут повлиять на семью и окружающих, к каким последствием приведут. Например, неубранная комната — хороший рассадник для тараканов, которые мало того, что заведутся, дак ещё и по всему дому расползутся.

Родители инстинктивно пытаются оградить ребёнка и маленького, и подростка от всех трудностей и невзгод. В результате дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. И в любой нестандартной ситуации, требующей решения, теряются, не знают, как поступить. Поэтому готовить к трудностям подростка стоит заранее. Пубертат должен понимать, что мир устроен не просто. В мире у каждого свои задачи и обязательства. Например, можно рассказать сыну или дочке о своей работе. Если она не нравится, так и объяснить: работа не нравится, но надо оплачивать коммуналку и сменить её нельзя. Эта информация даст подросшему ребёнку представление о семейной ответственности. Он вполне сможет её переварить. Но не следует объяснять, перегружать его подробностями. Успеет ещё понять всю не идеальность мира.

Екатерина Ларионова

Психолог - консультант, практикующий психотерапевт психоаналитического направления, групповой аналитик, духовно-центрированный лайф-коуч, мастер медитаций, счастливая мама и жена.