Для того, чтобы Москва могла эффективно обходить западные санкции, связанные с "потолком цен". Интересно, конечно. В начале они считали, что "потолок цен" на российскую нефть ощутимо иссушит России финансовые потоки. Потом оказалось, что обойти эти санкции можно с помощью страховых компаний, не работающих на Западе. И судов, не связанных с Западом.
И теперь внезапно открылось, что у России есть свой собственный танкерный флот. Правда, про него пока пишут, что его "недостаточно".
Как сообщают, со ссылкой на мнения аналитиков и наблюдателей за рынком, флот российских нефтяных танкеров слишком мал, чтобы полностью обойти план Европейского союза, стран G7 и Австралии по введению с 5 декабря ценового предела на морской экспорт российской сырой нефти.
Ожидается, что количество нефти и нефтепродуктов, которое Россия не сможет экспортировать, увеличится после того, как 5 февраля вступят в силу санкции ЕС в отношении поставок российских нефтепродуктов.
В целом дефицит танкеров может означать, что Россия остановит экспорт примерно 1 миллиона баррелей в сутки (баррелей в сутки) нефти и нефтепродуктов. Текущие российские поставки на мировой рынок составляют около 3,5 миллионов баррелей в сутки. Такое сокращение приведет к росту цен на нефть и топливо и увеличению глобального инфляционного давления.
Россия заявила, что не будет продавать нефть странам, поддерживающим ограничение цен.
Запреты ЕС направлены на то, чтобы лишить Москву доходов от экспорта нефти для финансирования ее военной операции в Украине.
Влияние западных финансовых санкций и отказа нефтеперерабатывающих заводов покупать российскую нефть пока было для России ограниченным, потому что Китай, Индия и другие азиатские импортеры увеличили закупки российских углеводородов.
Ограничение цен также может иметь ограниченный эффект, если оно вызовет сбои, которые поднимут цены на сырьё, что компенсирует России сокращение объёмов экспорта.
План G7, который вступит в силу 5 декабря, позволит судоходной отрасли помочь экспортировать российскую нефть, но только по установленной цене — предельной цене.
По словам Алексея Громова, аналитика московского Института энергетики и финансов, для поддержания нынешних морских перевозок на уровне 3,5 млн баррелей в сутки потребуется примерно на треть больше нефтяных танкеров, чем есть у России.
Россия может попытаться обойти ограничения, объединив свои транспортные ресурсы с ресурсами ведущих стран-покупателей.
Как сказал Александр Дукич, партнер международной юридической фирмы Hogan Lovells:
«Если они (россияне) самострахуются, если они используют суда, не подпадающие под юрисдикцию США или ЕС, будь то китайские, индийские или российские суда, они [покупатели российской нефти] могут попытаться найти способы не запускать эти ограничения сразу. Конечно, создание собственного флота займет некоторое время».
Андреа Оливи, глобальный руководитель отдела грузоперевозок сырьевого гиганта Trafigura, сообщила, что в сентябре компаниям с Востока было продано почти 40 танкеров для сырой нефти и нефтепродуктов по ценам выше рыночных.
Оливи добавил, что теоретически Россия может найти достаточно судов для перевозки сырой нефти, но ей особенно не хватает танкеров для перевозки нефтепродуктов.
По словам представителя министерства финансов США, экспорт российской нефти и нефтепродуктов может быть ограничен на уровне от 1 до 2 миллионов баррелей в сутки.
Американский банк JP Morgan в целом согласился с нижней границей этой оценки и заявил, что не верит, что Россия сможет отгружать всю свою нефть с помощью вновь приобретаемых танкеров до 2024 года, а нефтепродукты как минимум до 2025 года.
Тот самый момент, когда доверия больше вызывают не оценки властей США и американского банка JP Morgan, а представителя Trafigura и Hogan Lovells.