Найти тему

Путь британского фолк-рока. Часть 16. Через запотевший бинокль будущего без электричества и топлива — к свету!

Давно мы не забредали на тропки джетрофилии и талловедения. А ведь сколько ещё чудес предложит нам автор А ЖАН? А, ПАШ? — тонкий знаток классик классического рока вообще и Jethro Tull в частности!

Предыдущая часть:

Добрый день, друзья! Чем ближе к нефтяному заводу, тем жарче. БИНОКЛЬ ПОТЕЕТ (С). Мы завершаем рассказ о так называемой «фолк-трилогии» группы. «Орион» прозвучит в память о басисте Джоне Глэскоке. Он ушел после неудачной операции на сердце вскоре после выхода альбома «Stormwatch». Глэскок сыграл лишь на трёх вещах. На остальных его подменял Андерсон.

«Улетел, как "Летучий голландец"», — так грустно отозвался во время нашей встречи в середине 1980-х мой постоянный собеседник в сериале «Путь британского фолк-рока», эдинбургский дискОграфер Мартин Стронг о факте ухода музыканта...

Далее — наши с Мартином реминисценции будут даны вперемешку. Мы придерживаемся схожих взглядов на рок-музыку.

...Сентябрь 1979-го. Декада медленно, но верно подходит к концу. Какие веяния принесут 1980-е, ясно уже сейчас. Признаки синтезаторной «новой волны» призраками витают в пред-апокалиптической атмосфере «Stormwatch». Кто таков? Вопрошаем мы у этого мистического ледяного божества, ощущая себя язычниками. Ведь фолкеры в роке — всегда нехристи. Наш народец...

22-е место в США. 27-е — в Королевстве. Сильно? Скорее, да.

На этом лонгплее, о чём мы говорили в прошлый раз, Андерсон оставляет фолк-экскурсы в прошлом. И моделирует особую ситуацию будущего: на Земле кончаются запасы топлива. Начинается новый Ледниковый период. (А в роке? Тоже пред-ледниковый... Во многом).

Во всём мире отключается свет, гаснут телевизоры, парализована работа транспорта (московские пробки?), разрушаются все бюрократические системы управления...

Погромы в городах, безудержные вечеринки, в пьяном угаре которых люди пытаются избежать надвигающегося холода. «Развлекайся, пока не замерзнешь!»

Кроме эскапизма, который вполне логично заканчивается массовыми самоубийствами, Андерсон рассматривает ещё вариант выхода. Это развитие новой индустрии, строительство футуристических городов нового типа.

Тип этот — закрытый. В таких городах тепло и уютно. Но все живые чувства отмирают. «Нефть Северного моря» вновь нам в помощь. Как и в прошлой серии.

Звучит как название корпорации. Город как феномен — тоже. Та ещё корпорация...

Сам Йэн предпочитает другое альтернативное сообщество. Вернемся к кельтским корням! Вперед — в прошлое!

Андерсон особо не акцентирует наше внимание на вопросе, в чем причина катаклизмов. То ли это вина цивилизации, как в услышанном «Голландце». То ли это следствие тепловой смерти Вселенной. Энтропия? Почему бы нет.

А языческий бог безжалостно взирает через свой запотевший (от перепада волнений?) бинокль (обложку рисовал сам Андерсон) на огромного Белого Медведя, топчущего (!) замерзший завод по переработке нефти. Есть вина бога? И кто Медведь? Мы?

Не суть важно.

Самое главное — катастрофа МОЖЕТ произойти. Тогда человечество покажет, чего оно стоит. А над всем этим хаосом и страданиями всё так же бесстрастно будет струиться холодный свет далекого Ориона. Ещё один трек с басом ушедшего...

Пора бы и далее, друзья. 1970-е нами ещё не закрыты. Напоследок на тему трилогии — цитата из Андерсона:

«Это был последний альбом с таким составом группы: Иванс, Глэскок, Палмер, Барр и Барлоу. Я думаю, в этом альбоме Барлоу играл лучше, чем когда-либо. Отчасти потому, что я подыгрывал на бас-гитаре. Нам никогда не удавалось сделать вместе что-то очень хорошее. Я никогда не считал его хорошим барабанщиком. Но, так как я исполнял партию баса, мы должны были работать вместе, и я думаю, что мы преуспели. Это один из альбомов, которые мне действительно нравятся» (октябрь 1982 года)

Двигаемся далее. Трилогия в прошлом. Снова Chrysalis Records. Год 1980-й.

«A» должен был стать сольным альбомом Андерсона: мастер-ленты маркировались буквой по его фамилии. Лейбл настоял на коллективном. Андерсон неоднократно заявлял о том, что «жалеет, что дал согласие».

Исчезло очень многое из предыдущего саунда: ориентиром служил теперь синтезаторный электронный рок. Фирменные фолк-влияния и флейта, однако, остались.

Холодная война стала одной из тем. Война горячая шла в Афганистане.

Клавишники и Барлоу ушли после смерти Глэскока. На басу появился знаменитый и нам известный по Fairport Convention Дэйв Пегг. За барабаны на один альбом присел Марк Крейни, только что поигравший с Жан-Люком Понти. Эдди Джобсон, которого представлять совершенно не нужно, играл на клавишных и своей электроскрипке...

Выше всех остальных опус оценили норвежцы: 9-е место. 25 и 30 — в Британии и США. В Голландии — 60-е. Кризис? Наверняка...

«Но фолк жив!» — написали мы с Мартином, стерев граффити «Eric Is God!» Оно всё равно выцвело от времени...

1981-й был ПЕРВЫМ, когда не вышел свежий альбом... Тем не менее, сессии имели место при участии Андерсона, Барра, Пегга и Джерри Конвэя (этот уйдет, решив, что он — не замена Барлоу...)

На клавишных на этих сессиях играл Андерсон. Несколько вещей этого года всплывут потом на «Nightcap», компиляции 1993-го года.

10 апреля 1982 года вышел 14-й студийник группы «The Broadsword and the Beast». С оружием, «широким клинком», понятно. Но что за зверь в названии?

Чудная вещица, не правда ли? «Зверь шотландских клавиш» — так мы со Стронгом прозвали Питера-Джона Веттиза, нового клавишника группы. Можно сказать, игра в составе Jethro Tull даст ему путёвку в жизнь.

По признанию Андерсона, на этом альбоме содержатся одни из лучших вещей коллектива. «Я вижу на горизонте тёмный парус. А чёрная туча скрывает солнце. Дай мне мой клинок и чёткое понимание. Принеси мне мой золотой крест, талисман...» (С)

Критика была сдержанной: «Если ты фанат, покупай. Возможны приятные сюрпризы. Если нет, возьми проиграть. У друга. Возможно, тоже "сюрпризнёшься"» (с)

Стив Хэккетт как-то заявил, что это один из его любимейших альбомов.

Продажи диска были получше, чем у двух предыдущих. Сингл про «тяжелые времена» стал небольшим хитом...

...А потом раздалась команда: «ЗАЙДИ В СВЕТ!»

Вышел сольник Андерсона. Год 1983-й.

По поводу «Walk Into Light» Стронг — прекрасно помню наш разговор в 1984-м — высказался следующим образом:

«"А" звучал, как хард под седативами. "Зверь" был послан нам за грехи. "Under Wraps" — это Asia, перебравшая с транквилизаторами. Эти никогда не слушай! Лучше "Walk Into Light"!»

Мартин всегда был излишне резок и откровенен: не англичанин. Шотландец. Ему можно... Мы же продолжим в следующей серии, друзья! Разберём и помоем кости мне и вышеупомянутым опусам. И поищем следы британского фолк-рока ещё разок!

Продолжение следует!

Спасибо за внимание!