Найти тему
Чердак Умной Эльзы

Гимн черчению (и здравому смыслу)

Не знаю уж, что там творится в школьном ФГОСЕ, но многие студенты заявляют мне, что черчения у них в школе не было. И вообще - зачем это надо. Есть куча программ, "Компас" там, "Автокад" и прочее. И если наивные дети бодро несут эту чушь, то это простительно. Но взрослых дядь и тёть из тех, что плавают по поверхности кастрюли, в которой булькает первичный бульон образования, хочется порой взять за лацканы дорогих костюмов и хорошенько потрясти. Потому что черчение - это одна из тех вещей, что тренирует мозги на всю жизнь.

Учебник "Черчение",М., "Просвещение", 1985 По такому я и училась.
Учебник "Черчение",М., "Просвещение", 1985 По такому я и училась.

1. Черчение учит не просто смотреть, но видеть. Воспринимать объем, соотношение частей объекта, соотношение с окружением. Зачем надо? Да хоть диван в квартиру купить такой, чтобы поместился и вписался. То есть черчение учит видеть мир целостно. И это не просто про рисунок на ватмане. Целостное видение легко переносится на что угодно - на любую работу, на любое пространство, да даже на человеческие отношения.

Рис. 41 учит тому, что не всё так однозначно, как кажется. Учебник "Черчение",М., "Просвещение", 1985
Рис. 41 учит тому, что не всё так однозначно, как кажется. Учебник "Черчение",М., "Просвещение", 1985

2. Черчение учит видеть внутренние связи. Как соотносится одна сторона с другой, сопоставимы ли две детали, как внутреннее обуславливает внешнее и наоборот. Например, вы будете высверливать отверстие в 50 мм. диаметром в бруске поперечного сечения 4×4 см.? Если вы в здравом уме, то не будете. Ибо диаметр отверстия больше ширины/высоты. Точно так же человек с нормальным мышлением не будет пытаться впихнуть десятикилограммовый арбуз в пакетик-маечку или "построить любовь" с запойным алкоголиком. Потому что мозг, натренированный черчением, чётко знает - есть объективная реальность, и она игнорирования не потрепит. Пакет порвется, алкоголик сопьётся.

А.А. Абрикосов. Черчение. Часть II. Руководство для учащихся 8 - 10 классов средней школы. М.,1958 http://fremus.narod.ru/java/h01/chr8a58.html
А.А. Абрикосов. Черчение. Часть II. Руководство для учащихся 8 - 10 классов средней школы. М.,1958 http://fremus.narod.ru/java/h01/chr8a58.html

3. Черчение учит читать чертежи. Здесь много бонусов - от облегчения сборки комода до разбора схем вязания носков. А ещё чтение чертежей учит последовательности и терпению. Одно за другим, системно, с учетом условных обозначений. Сначала одно, потом другое. Честное слово, люди, знакомые с черчением, в случае больших проблем не бегают кругами с воплями "Ойчтоделатьвсёпропало", а включают думалку и начинают действовать последовательно.

4. Чтение чертежей, безусловно, вещь прекрасная, но само черчение вещь, несомненно, гениальная.

Вот вам выдали некую детальку. И вам её надо начертить.

С чего начнёте-то? Схватите циркуль в одну лапку, а линейку в другую? Ай, маладца! Сидите дальше, держите крепче.

Черчение даёт четкое понимание - хочешь получить результат - начни с начала. Возьми то, что дано, разберись с ним досконально. И когда разобрался, что у тебя в руках - коленвал от трактора "Беларусь" или дверная ручка, исходи из реальных данных. Измерь, выбрав верно инструменты. Продумай, с чего начнёшь. И, прежде чем начать, разберись с главным - а что надо сделать-то? Начертить разрез? Прямоугольную проекцию? Развертку поверхности? И опять мы возвращаемся к главному - последовательности и логике. И только так возникает дисциплина ума. Нейронные связи. Аксончики-дендритики ветвятся, импульсы скачут, люди думают. Планируют, а не выдают желаемое за действительное.

А.А. Абрикосов. Черчение. Часть II. Руководство для учащихся 8 - 10 классов средней школы. М.,1958 http://fremus.narod.ru/java/h01/chr8a58.html5.
А.А. Абрикосов. Черчение. Часть II. Руководство для учащихся 8 - 10 классов средней школы. М.,1958 http://fremus.narod.ru/java/h01/chr8a58.html5.

5. Чему учатся студенты на первом же занятии инженерной графикой, так это тому, что вместо "дырка" надо говорить "отверстие", а вместо "бумага" - ватман или, допустим, калька. И не путать рейсшину с рейсфедером. Терминология - ключ к любой профессии. К пониманию между людьми. К однозначности и ясности. Предполагаю, что люди, вникнувшие в черчение, никогда не будут разговаривать на уровне "А мог бы и сам догадаться!". Потому что только ясная, внятная, однозначная коммуникация даёт внятный результат. Если вы просите "что-нибудь острое", а имеете в виду ледоруб, не обижайтесь, если вам протянут иголку, шампур, скальпель или васаби.

6. Черчение - одна из самых честных штук в этом мире. Сочинение можно сдуть с интернета, задачу скатать у товарища, но пересечение цилиндра проектирующей плоскостью вы будете чертить сами. Думая, что если накосячишь - перечерчивать придется всё. (Нет, я не так наивна, и знаю, что чертежи, допустим, к дипломам можно и умельцам заказать, но я сейчас о пользе разума, а не о лёгких обходных путях). Кстати сказать, даже те самые программы, на которые уповают наивные студенты, требуют пространственного и дисциплинированного мышления. И точно так же ошибок не прощают.

А.А. Абрикосов. Черчение. Часть II. Руководство для учащихся 8 - 10 классов средней школы. М.,1958 http://fremus.narod.ru/java/h01/chr8a58.html5
А.А. Абрикосов. Черчение. Часть II. Руководство для учащихся 8 - 10 классов средней школы. М.,1958 http://fremus.narod.ru/java/h01/chr8a58.html5

7. Если повезло с преподавателем, вам повезло на всю жизнь. Потому что есть шанс научиться получать высшее наслаждение от логических построений, не важно, буквенных или цифровых, плоскостных или пространственных. Это вам говорю я, чистый гуманитарий, сторонящийся по возможности циферок. Борис Михалыч, который у нас в школе вел черчение, рисование и музыку, черчение любил и объяснял с азартом и удовольствием. А если я что-то не понимала, то шла к отцу, который, будучи инженером-энергетиком, черчение знал и любил, и, увидев детальку, над которой я корпела, тут же включался и с удовольствием объяснял. И одобрял: "Соображаешь!" когда меня осеняло. Кстати, картинки-то из того самого учебника Абрикосова, по которому учились будущие советские инженеры в школьные годы. Листать его - кайф для моего гуманитарного, но отравленного логикой мозга.

(К удовольствию от процесса мышления меня приучило, конечно, не только черчение. Но об этом как-нибудь в другой раз).

А черчения, выкинутого из программы, жалко. Всего-то был академический час в неделю. Но... появились новые предметы, новые задачи, новые пути освоения бюджета. Старая идея о воспитании человека-творца умерла. Боюсь, умрет и идея о воспитании человека разумного, человека умелого. Это не про наших детей. Это про систему. Грустно, девушки.

P.S. Вы, конечно, поняли, что это я не только про черчение. Но и про него - тоже.

Всем ясности ума и творческих озарений!

Искренне ваша - Умная Эльза.