Найти в Дзене

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.20): ДАЛЬНЕЙШЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

“После этого пришёл Иисус с учениками Своими в землю иудейскую и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, ибо Иоанн ещё не был заключён в темницу. Тогда у Иоанновых учеников произошёл спор с иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: «Равви! Тот, Который был с тобой при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему»” (Ин. 3:22–26).

Стих 22. Фраза «после этого» относится к неопределённому периоду времени. Спустя какое-то время после посещения Иисусом праздника Пасхи и встречи с Никодимом Он и Его ученики отправились в землю иудейскую. До этого они были в Иерусалиме, который также находился в Иудее. Поэтому выражение «земля Иудейская» следует понимать как «окрестности Иудеи». Иисус пришёл со Своими учениками из Иерусалима в глубинку: из города в деревню. Там Он какое-то время жил с ними, хотя конкретный период не оговаривается. Б. Уесткотт отмечает, что Свою первую проповедь Иисус произнёс в храме. «Когда Он не нашёл там должного отклика, Он проповедовал в Святом городе, затем в Иудее, и потом уже в Галилее, которая и стала центром Его учительства».

Только в Евангелии от Иоанна говорится о том, что Иисус крестил, хотя фактически крещение проводили Его ученики (4:2). Несмотря на то, что в тексте не приводятся детали этого крещения, контекст предполагает, что это было водное крещение. Гай Вудс так комментирует это:

“Очевидно, это было крещение подобное Иоанновому, то есть подготавливающее к наступлению царства (Мф. 3:1 и далее). Оно не было во имя Отца, Сына и Святого Духа (Мф. 28:18–20), каким было крещение Великого поручения, начавшееся после дня Пятидесятницы (Деян. 2:1, 37, 38, 41). Оно никак не могло быть крещением «в смерть Христа», каким является христианское крещение, поскольку Христос ещё был жив... (Рим. 6:3, 4)”.

Леон Моррис соглашается с тем, что это не было христианское крещение и предполагает, что оно, вероятно «представляет преемственность с “крещением покаяния”, которое проповедовал Иоанн Креститель, хотя и в контексте прихода Иисуса». Всё остальное относится к области предположений.

Стих 23. В какой-то мере служение Иоанна Крестителя и служение Иисуса переплелись. Хотя к тому времени служение Иисуса уже шло полным ходом, люди по-прежнему приходили к Иоанну Крестителю и крестились у него. Если Иисус крестил в окрестностях Иудеи, то Иоанн крестил в Еноне близ Салима. Сложно с уверенностью утверждать, где находился Енон близ Салима. По мнению Джека Льюиса, «участок на месте пересохшего русла реки Фарах к востоку от Наблуса и горы Евал, возможно, и есть местом, где раньше находился Енон». И затем продолжает: «В этой местности до сих пор имеется множество источников. Здесь находится современная арабская деревня Салим, а далее неё ещё одна, называемая Айнум…». До этого Иоанн крестил в Вифаваре на восточной стороне от Иордана (1:28); возможно, он двинулся вверх на север, чтобы продолжать крестить там.

Иоанн крестил в Еноне, потому что там было много воды. Это замечание о том, что было «много воды», очень важно в свете того, что делал Иоанн. Вряд ли количество воды, необходимое для окропления или обливания, называли бы «много воды». Это полностью согласуется с значением слова «крестить» от баптизо, которое, согласно авторитетным греческим словарям, означает «окунать», «погружать» или «помещать под».

Стих 24. Поскольку Иоанн крестил, в то время он ещё не был заключён в темницу. Происшедшее в окрестностях Иудеи было ранее того, о чём сообщалось в Синоптических Евангелиях. И Матфей, и Марк начинают с Галилейского служения Иисуса после Его искушения в пустыне и заключения Иоанна Крестителя в темницу, ничего не говоря о предыдущем служении в Иудее (Мф. 4:12; Мк. 1:14). Настоящая книга сообщает читателям, что между искушением Иисуса и арестом Иоанна Крестителя был период, когда служения Иисуса и Иоанна происходили параллельно. Рассказ об этом раннем периоде служения Иисуса продолжается до конца гл. 4.

Стих 25. В Синодальном Переводе в этом стихе говорится, что тогда у Иоанновых учеников произошёл спор с иудеями об очищении. В сохранившихся манускриптах нет ясности, насчёт того был ли спор об очищении с «иудеями» (Синодальный Перевод), или с «иудеем» (Современный Перевод, Международное Библейское Общество, Новый Русский Перевод). В пользу варианта «иудей» имеется больше свидетельств. Однако намного важнее выяснить, о каком «очищении» здесь идёт речь. Очевидно, в начале их спор не был о ценности Иоаннового крещения в сравнении с крещением Иисуса, но об иудейском ритуальном омовении, когда ради достижения церемониальной чистоты людей и предметы погружали в воду (см. 2:6; Мк. 7:1–4). Возможно, затем спор между учениками Иоанна и этим иудеем перешёл к размышлениям об относительной важности Иоаннового крещения по сравнению с набирающим популярность крещением Иисуса. Вероятно, этот иудей сообщил об успехе Иисуса, который крестил не так далеко от Иоанна.

Стих 26. Когда ученики пришли к Иоанну, они даже не стали упоминать об очищении, с которого начался их спор. Их волновал только успех Иисуса и возможная угроза с Его стороны для Иоанна. Ученики обратились к Иоанну, назвав его «Равви!», что было общепринятой формой обращения к религиозному учителю. В это время подобный термин был допустим в отношении Иоанна, однако позднее так можно было называть только тех, кто прошёл специальное обучение в раввинской школе. Сама мысль о том, что кто-то иной, отличный от Иоанна, тоже крестил, очень беспокоила его учеников, несмотря на то, что к нему продолжали приходить люди, чтобы послушать проповедь Иоанна и креститься у него. Слова о том, что все идут к Нему креститься, были преувеличением. Служение Иоанна было направлено на то, чтобы указать людям на Иисуса. Он был вестником или глашатаем, возвещающим приход Иисуса. И хотя сам Иоанн хорошо знал, в чём заключалась его роль, судя по всему, некоторые из его учеников не до конца понимали её, хотя и слышали его слова в 1:29, 30. Вероятно, они решили, что Иоанн был слишком великодушным, свидетельствуя об Иисусе, и в их глазах, со стороны Иисуса было непростительно действовать независимо от Иоанна и приобретать себе больше учеников, чем у него. Уильям Темпл пишет: «Сложно вести за собой множество людей и обнаружить, что кто-то другой ведёт за собой ещё больше. Ещё сложнее видеть в этом причину для радости. И всё же это именно то, чему радовался Креститель». Итак, перед нами обстоятельства, при которых Иоанн Креститель произносит свои последние слова в Евангелии от Иоанна (3:27–30).

1, 2 Петра; Иуды