Найти тему
Без музыки совсем не то

Manfred Mann’s Earth Band «Angel Station», 1979 г. ~ прекрасный образец «прогрессивного» арт-рока

В 1979 году известный музыкант Манфред Мэнн полностью обновил состав своей старой прог-рок-группы Manfred Mann’s Earth Band и записал очередной свой шедевр «Angel Station», лишенный практически всех следов прогрессивного рока, за малым исключением. Он планировал с этим альбомом заблистать на богатом американском рынке, но неблагодарные янки трудов маэстро не оценили, обрушив его в чартах продаж. Однако новая пластинка полюбилась европейцам и австралийцам, которые подтвердили высокий статус Манфреда Мэнна как создателя прекрасных музыкальных полотен.

Российский выпуск альбома Manfred Mann’s Earth Band «Angel Station», 1979 г., совместное производство двух лейблов - Santa Records и Антроп, 1994 г.
Российский выпуск альбома Manfred Mann’s Earth Band «Angel Station», 1979 г., совместное производство двух лейблов - Santa Records и Антроп, 1994 г.

Альбом «Angel Station» группы Manfred Mann’s Earth Band – это третье ее произведение, попавшее в чарты Великобритании, и 8-е, попавшее в US Billboard 200. Правда, попадание это было не совсем в топы, но диск все же в чартах удержался, хотя и засел в США всего на 144-й позиции. Однако следует сказать, что тогда, как в родной Англии группа до 1976 года вообще не котировалась, в США почти все ее альбомы, начиная с дебютного, все же были хоть как-то популярны, о чем говорит постоянное попадание их в американские чарты.

Да и в Центральной и Северной Европе MMEB тоже начали котироваться после того, как в 1975-м сменился фронтмен, и группа начала дрейфовать в сторону арт-рока. Таким образом получается, что Манфред Мэнн, поэкспериментировав с прогрессивной музыкой, и не сумев найти баланс между «авангардом» и коммерцией, решил все же, что Боливар не выдержит двоих, и бизнес в Америке лучше, чем настоящее искусство в нищем Старом Свете, где даже «платина» приносит в разы меньше денег, чем американское «золото».

Manfred Mann’s Earth Band «Angel Station», 1979 г., передняя и задняя стороны конверта
Manfred Mann’s Earth Band «Angel Station», 1979 г., передняя и задняя стороны конверта

И вот, наступил момент, когда казалось, что со сменой направления музыки группа наконец-то заблистает в мире, как и многие европейские счастливчики, «переобувшись» за Атлантикой, подобно Эрику Клэптону или Роду Стюарту. Поначалу все так как бы и выглядело, но альбом «The Roaring Silence», подскочивший в 1976 году до 10-й позиции в US Billboard 200, желаемой «платины» не принес, добравшись только до «золота».

Вырезка с задней стороны конверта, на которой есть вся информация по альбому - состав группы, где записано и прочее
Вырезка с задней стороны конверта, на которой есть вся информация по альбому - состав группы, где записано и прочее

Следующий альбом «Watch», появившийся в 1978-м, порадовал еще меньше, и хотя из американского топ-100 не вылетел, (№ 83), все же про успех в США можно было забыть. Правда, диск произвел сенсацию в Германии и Скандинавии, добравшись до топ-3 и даже топ-2, но все же в некоторых знаковых странах, таких, как Канада и Австралия, он фактически провалился, показав в тамошних чартах очень низкие результаты.

Сингл с альбома, на котором запечатлен почти тогдашний состав группы MMEB, кроме нового барабанщика, сменившего Бриттона. Слева направо - Джон Лингвуд (барабаны), Крис Томпсон (лидер-вокал), Манфред Мэнн, Пат Кинг (бас), Стив Уоллер (лидер-гитара и лидер-вокал)
Сингл с альбома, на котором запечатлен почти тогдашний состав группы MMEB, кроме нового барабанщика, сменившего Бриттона. Слева направо - Джон Лингвуд (барабаны), Крис Томпсон (лидер-вокал), Манфред Мэнн, Пат Кинг (бас), Стив Уоллер (лидер-гитара и лидер-вокал)

И тогда Манфред окончательно понял, что как не извращайся, а в Америке и некоторой другой «Заокеании» прог-рок в музыке даже в малых дозах – это все равно, что ложка дегтя в бочке с мёдом. А прогрессива в двух предыдущих альбомах все же хватало, поэтому маэстро решился на искоренение из своей музыки вообще всего, что могло бы напоминать о роке в его изначальном виде. Он подумал о том, чтобы вообще отказаться от корней, из которых группа MMEB произросла, поэтому гитариста Дейва Флетта отправил в отставку, а Крису Томпсону вообще запретил прикасаться к гитаре во время записи.

Британский выпуск альбома. Внутренняя вкладка - кофейного цвета
Британский выпуск альбома. Внутренняя вкладка - кофейного цвета

Но Томпсон устроил бучу и поначалу вообще отказался записываться на новом альбоме. Впрочем, решение это было не окончательным, потому что с финансами у него на тот момент было туго – он вложил все, что заработал, в свой сольный, отдельный от MMEB проект. И впоследствии на конверте нового альбома появилась надпись, сделанная лично рукой Манфреда Мэнна, что это произведение группы – последнее, на котором можно услышать ангельские трели Криса Томпсона.

Лейблы британского выпуска
Лейблы британского выпуска

Однако руководство лейбла Warner Bros., которое платило Манфреду денежки, резко восстало против этого, и ничего с этим восстанием поделать было нельзя – пришлось снова вводить в состав группы гитариста, но на этот раз был подобран музыкант с более экзотическими навыками. Это был уроженец Лондона Стив Уоллер, который до этого играл ритм-энд-блюз, фанк, джаз, был страшным почитателем Би Би Кинга, да к тому же еще и хорошо пел. Правда, Манфреду права выбора не дали, потому что Уоллер был порекомендован Warner Bros. очень настоятельно. Но новый гитарист, в принципе, не подкачал, и MMEB записали с ним прекрасную музыку, причем в студии новый гитарист перепел самого Топмсона, выступив, по сути, главным вокалистом.

Американский выпуск. Вкладка - белого цвета
Американский выпуск. Вкладка - белого цвета

Кстати, новое направление музыки не понравилось и барабанщику группы Крису Слэйду. С одной стороны, он мог продолжать спокойно зарабатывать деньги и в своей альма-матер, но с другой - у него, как и у Томпсона, появилась идея создать собственную рок-группу, объединившись с бас-гитаристом MMEB Колином Паттенденом, ушедшим ранее. Позже, в 1980 году, такая группа была создана, называлась Terra Nova, но до этого Слэйд побывал в составе группы Uriah Heep, с которой записал в 1979-м альбом.

Немецкий выпуск альбома
Немецкий выпуск альбома

На смену Слэйду Манфред Мэнн рекрутировал «барабанщика-неудачника» Джеффа Бриттона, которого в 1975-м, во время работы над своим альбомом «Венера и Марс» изгнал из Wings Пол МакКартни, и который потом, в 1977-м, поучаствовал в неудачном проекте Дэйвида Байрона «Rough Diamond». Однако Манфреда это не смущало, потому что Бриттон, несмотря на все его карьерные неурядицы, все же был прекрасным музыкантом, кроме того, он еще играл и на саксофоне.

Лейблы немецкого выпуска
Лейблы немецкого выпуска

Таким образом из старого состава группы остался Крис Томпсон и бас-гитарист Пат Кинг. Наняв еще нескольких сессионных музыкантов, Манфред Мэнн приступил к записи нового альбома, как всегда, сделав упор на переработку чужих шлягеров. Однако тут он был уже полным хозяином своей группы, и мог делать музыку, как ему самому заблагорассудится. В итоге вышел прекрасный воздушный, то есть атмосферный, или даже парящий в Космосе альбом, наполненный массированием звучанием синтезаторов с минимумом хард-роковых гитар.

Российский виниловый выпуск на лейблах Santa Records и Антроп, 1994 г.
Российский виниловый выпуск на лейблах Santa Records и Антроп, 1994 г.

И, что самое интересное, на этом альбоме впервые за несколько лет, появились самые настоящие хиты, один из которых («Angels at My Gate») принадлежал перу самого Манфреда, что очень удивительно – Манфред Мэнн писал прекрасные прог-роковые композиции, а тут несомненный поп-роковый шедевр, да еще какой! Правда, Манфред тут расщедрился, и написал еще целый ряд песен, которые хоть и такие же шикарные, но, к сожалению, не стали ни хитами, ни шлягерами. О них я напишу ниже.

Лейблы российского выпуска 1994 года
Лейблы российского выпуска 1994 года

Тем не менее, даже такой сугубо артовый альбом «Angel Station», сваянный Манфредом с огромной любовью к будущим свои слушателям из американской глубинки, буквально провалился в Штатах и даже не попал в канадские чарты. Альбом вышел в начале марта 1979 года и за 3 с лишним месяца, которые он провел в US Billboard 200, умудрился попасть только в ТОП-150, добравшись до 144-й позиции (против 83-й у предшественника «Watch»). Впрочем, об этом я уже писал выше.

Некоторые постеры, которые шли к альбому в Германии и некоторых других странах
Некоторые постеры, которые шли к альбому в Германии и некоторых других странах

Однако в Европе, включая Великобританию, очередное творение Манфреда Мэнна удержало позиции, а, кроме того, почти вдвое улучшило их в далекой Австралии. Это говорит о том, что Манфред создал несомненный шедевр, однако не для американцев. Неблагодарные американцы так и не оценили «американское» творчество одного из корифеев британского арт-рока. Интересно, что в США более-менее хорошо пошел только сингл с танцевальной песней «You Angel You», остальные все синглы вообще в американские чарты не попали.

Да, не того Манфред ожидал от своего альбома. Впрочем, возвращаться к прогрессивным корням он уже не собирался, хотя и откровенную попсу в угоду американцам сочинять тоже не стал. Впоследствии он продолжал записывать ту музыку, какая котировалась в Европе и приносила хоть какие-то дивиденды. Маэстро начал экспериментировать с самыми разными стилями, вкладывая в новые свои полотна всю свою душу, но это уже было потом, а сейчас надо углубиться в альбом 1979 года «Angel Station» и посмотреть, что там есть в нем, а чего нету.

Сторона 1:

1). Don't Kill It Carol (6:15) «Не убивай, Кэрол». Мотив песни сочинил британской музыкант Майк Херон, песни которого Манфред использовал для своих альбомов в прошлом, и будет использовать в будущем. Впрочем, мелодия - это половина дела, а тут Манфред организовал такое пронзительное соло на синтезаторе, какое было свойственно ему в самые прог-роковые его времена. Песню на вокале озвучивают сразу трое – куплетом занялся Стив Уоллер, припевом – Крис Томпсон, а Манфред под пиано спел прелюдию к своему синтезаторному соло. Уоллер тут в финале так заигрался на соло-гитаре, что, кажется, песне не будет конца. Впрочем, это шикарное безумие все же закончилось, к великому сожалению.

2). You Angel You (4:00) «Ты, ангел, ты». Тут Манфред снова принялся за творческое наследие Боба Дилана, и отделал его как Бог черепаху. Обычная мажорная песенка превратилась в хит, хотя этот хит не для меня. Тут мне нравится только четко прописанная ритм-машина с довольно мощным густым басом, свойственным даже не диско, как многие полагают, а «новой волне», с которой Манфред начал тогда заигрывания, хотя и не совсем активно. А вот сольные поползновения на своем главном инструменте самого Манфреда на меня не произвели никакого впечатления, потому что для танцевалки он не смог сочинить ничего мощного, а превращать такой потенциальный шлягер во что-то, над чем надо думать любителям подрыгать ногами, он не счел нужным.

3). Hollywood Town (5:10) «Голливуд Таун». А это настоящий арт-роковый бриллиант пера американской певицы и сочинительницы песен Гэррит Шок. Правда, Манфред из этой попсы сделал такую конфетку, которая в своей кульминации может даже приравняться к его лучшим работам на ниве прог-рока начала 70-х. Правда, вскоре это волшебство обрывается, и снова начинается попса, в которую Крис Томпсон своим соловьиным вокалом запросто может превратить любой, даже металлический боевик.

4). «Belle» of the Earth (2:45) «Красавица» Земли». Это сочинение самого Манфреда, в котором сольные партии исполняют сразу два лидер-вокалиста – сначала Уоллер, затем подхватывает Томпсон. Манфред тут никаких соло для себя не сочинил. Похоже, эта довольно короткая композиция без всяких инструментальных наворотов просто приснилась Манфреду в виде простой мелодии, к которой маэстро сам же придумал и стихи, и больше не стал ее уродовать. Очень интересная вещь, правда, ближе все же в «волне», чем к арт-року.

5). Platform End (1:35) «Конец платформы». А эту инструментальную композицию хоть и сочинили все музыканты тогдашнего состава группы, включая и приглашенного музыканта – аранжировщика и гитариста Джимми О’Нила, тем не менее, снова создается впечатление, что сочинил ее исключительно Манфред Мэнн. Хоть номер и имеет чисто арт-роковую направленность, тем не менее, прекрасно вписался бы в любой альбом MMEB первой половины 70-х, правда, при соответствующей обработке.

Сторона 2:

6). Angels at My Gate (4:50) «Ангелы у моих ворот». Эту песню Манфред никогда не признавал полностью своей, в качестве автора музыки ставя на первое место американского певца и композитора Хирта Мартинеза, чтобы не быть обвиненным в некорректном отношении к соавтору. Однако сам Мартинез всегда утверждал, что в создание этого хита он вложил только небольшую часть своей идеи, а всю основную работу проделали Манфред с О'Нилом – первый создал композицию, а второй ее по-современному аранжировал. Прекрасная получилась работа, и хотя Уоллер совершенно не обладает талантами бывшего гитариста группы Мика Роджерса, тем не менее, наскрипел он на соло в песне знатно, хотя и не слишком много. Да и соло на синтезаторе в арьергарде этого шлягера тоже хоть немногословное, но довольно впечатлительное.

7). You Are ~ I Am (5:10) «Ты ~ я». Еще один «спорный» шедевр пера исключительно Манфреда. В принципе, это если и арт-рок, то только в вокальной его части, а вся инструментальная начинка песни – это чистый прогрессив начала 70-х. Шикарная композиция. Поет Стив Уоллер

8). Waiting for the Rain (6:15) «В ожидании дождя». Потенциальный хит для американцев пера американского же композитора Билли Фалкона. Странно, что они этот хит и шлягер, не скушали, потому что песня выполнена по всем канонам арт-рока и даже немного «новой волны». В финале на скрипке солирует британский мультиинструменталист Грэхем Прескетт – тот самый, который записывал свои скрипки и гитары на сольных альбомах Дэна МакКафферти, Стива Хоу, Грэхема Боннета и многих других рок-звезд.

9). Resurrection (2:45) «Воскрешение». Последнее произведение пера Манфреда на этом альбоме, что-то ироническое про коммерцию на наследии Иисуса Христа. Поет в этой песне сам маэстро. Правда, музыкально похожа эта композиция на то, что делал Манфред Мэнн еще в 60-х годах прошлого века, задолго до того, как он решил удариться в дебри прог-рока. Весьма простенький блюзовый поп-мотивичик под ненавязчивые звуки фортепиано без всяких синтезаторов, но под волновые бэк-вокальные трели известной тогда вокалистки Дайан Бёрч. Как по мне – весьма показательная ритм-энд-блюзовая «закрывашка» для такого симфонического, по сути, альбома.

В общем, этот альбом, как по мне, гораздо более цельный и полностью завершенный как музыкально, так и композиционно, в отличие от двух предыдущих арт-роковых пластинок MMEB («The Roaring Silence» и «Watch»), на которых все же прогрессива было больше, чем арта, правда, в разных песнях – по разному. А потому музыка на них была весьма разнобойной, что именно прогрессиву и свойственно.

А вот «Angel Station» - это как одна общая пьеса, и каждый элемент ее подчинен общей идее. И пусть даже в нем сильны мотивы «новой волны» - Манфред Мэнн своими аранжировками очень сильно эту «волну» сбил. Может, поэтому в Америке пластинка так и застряла в Топ-150?

К слову сказать, в следующих своих произведениях – «Chance», 1980 г. и «Somewhere in Afrika», 1982 г., Манфред постарался этот «недочет» исправить – он подобрал для них не слишком заумную музыку и очень сильно упростил аранжировки. Да еще он и вызвал для озвучивания нового материала Криса Томпсона, чья сольная карьера после ухода его из MMEB в 1979-м очень быстро рухнула.

Но эти альбомы все равно нельзя считать «попсовыми» и рассчитанными на американскую аудиторию, потому что Манфред Мэнн все же не попсовик по натуре, и потому во всей его музыке можно найти что-то очень интересное для любого рокера. Но об этих альбомах нужно писать отдельные исследования, чем я намерен заняться в самое ближайшее время.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О МАНФРЕДЕ МЭННЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

«Nightingales & Bombers», 1975 г. ~ творческая вершина Манфреда Манна и последний его финансовый провал

Альбом «The Good Earth», 1974 г. – первая серьезная попытка Манфреда Мэнна въехать на арт-роке в Америку

Альбом Messin' 1973 г. - один из главных шедевров Манфреда Мэнна, оцененный только годы спустя

Дебютный альбом Manfred Mann’s Earth Band 1972 года ~ самое недооцененное произведение группы

Джазовый музыкант Манфред Мэнн создал 6 рок-шедевров, а потом зачем-то ударился в попсу