Найти тему
ARTinvestment.RU

Галерея «Элизиум» показывает на Российском Антикварном Салоне проект «Метаморфозы материи»

Салон проходит в Гостином дворе до 27 ноября

С 23 ноября в московском Гостином дворе проходит XLVIII Российский Антикварный Салон, главной темой которого на этот раз стал «Русский стиль». В смотре принимает участие 250 ведущих российских галерей.

В секции антиквариата развернута большая экспозиция московской галереи «Элизиум» — проект «Метаморфозы материи».

Стенд галереи «Элизиум» на XLVIII Российском Антикварном Салоне. 2022
Стенд галереи «Элизиум» на XLVIII Российском Антикварном Салоне. 2022

Материя, ткань, ее структура, способ существования в пространстве произведения (начиная с античных драпировок) на протяжении веков интересовали художников. Огромный интерес к тканям можно отметить в викторианскую эпоху, когда появилось движение «Искусство и ремёсла» во главе с Дж. Рёскиным и У. Моррисом. Изысканные рисунки тканей можно увидеть в работах художников-прерафаэлитов, а в России этой эстетикой отмечено творчество художника Ф. Боткина, полотна которого словно сотканы из живописной «ткани модерна». Художник парижского Русского Зарубежья Александр Серебряков создает для английского текстильного промышленника Гарольда Кобба полиптих, посвященный производству тканей. Необычна и история создания и сами эти полотна, визуализирующие процессы производства текстиля в XVIII веке.

СЕРЕБРЯКОВ Александр Борисович (1907–1995) Стрижка овец. Часть I из полиптиха «Производство ткани». 1949 Холст, темпера. 137 × 178
СЕРЕБРЯКОВ Александр Борисович (1907–1995) Стрижка овец. Часть I из полиптиха «Производство ткани». 1949 Холст, темпера. 137 × 178

Человек существует в окружении ткани — это заметная часть интерьера домашнего и общественного пространства: А. Серебряков («Дубовая комната в поместье Дичли близ Оксфорда»), Б. Анисфельд («Голубая комната»), А. Бенуа («Зеленый салон императрицы Марии Александровны, Гатчина»).

БЕНУА Александр Николаевич (1870–1960) Зеленый салон императрицы Марии Александровны, Гатчина. 1924  Бумага верже, акварель, белила, графитный карандаш. 27,8 × 42,9
БЕНУА Александр Николаевич (1870–1960) Зеленый салон императрицы Марии Александровны, Гатчина. 1924 Бумага верже, акварель, белила, графитный карандаш. 27,8 × 42,9

Ткань как важнейшая составляющая костюма отражает личность человека: Н. Гончарова («Испанка в черной мантилье»), А. Фонвизин («Портрет Валерии Паустовской»).

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (1881–1962) Испанка в белой мантилье. 1920–30-е Дерево, масло. 48,2 × 21
ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (1881–1962) Испанка в белой мантилье. 1920–30-е Дерево, масло. 48,2 × 21

В костюмах и декорациях к театральным постановкам ткани помогают режиссеру и художнику во всей полноте раскрыть образы персонажей и то, что с ними происходит на сцене: эскизы А. Бенуа, К. Зданевича, М. Добужинского, Ю. Пименова и др.

ЗДАНЕВИЧ Кирилл Михайлович (1892–1969) Эскиз декорации к балету на музыку Н. А. Римского-Корсакова «Шахерезада». 1920-е Бумага, гуашь, акварель. 50 × 75,5
ЗДАНЕВИЧ Кирилл Михайлович (1892–1969) Эскиз декорации к балету на музыку Н. А. Римского-Корсакова «Шахерезада». 1920-е Бумага, гуашь, акварель. 50 × 75,5

Рисунок на ткани отражает дух своего времени — в авангардных поисках художников 1910–20-х годов рождалась стилистика новой эпохи: эскизы тканей О. Розановой, Н. Удальцовой, В. Ермилова, композиции, созданные для художественной артели в Вербовке.

УДАЛЬЦОВА Надежда Андреевна (1886–1961) Абстрактная композиция. 1910-е Бумага, акварель, графитный карандаш. 35,8 × 30,8
УДАЛЬЦОВА Надежда Андреевна (1886–1961) Абстрактная композиция. 1910-е Бумага, акварель, графитный карандаш. 35,8 × 30,8
УДАЛЬЦОВА Надежда Андреевна (1886–1961) Абстрактная композиция. 1910-е Бумага, акварель, графитный карандаш. 23,2 × 17,8
УДАЛЬЦОВА Надежда Андреевна (1886–1961) Абстрактная композиция. 1910-е Бумага, акварель, графитный карандаш. 23,2 × 17,8

Живая ткань художественного произведения объединяет в себе и авторскую идею, и методы ее воплощения, и личностное восприятие зрителя. О жизни конца 1920-х ярко повествует темпера М. Курзина («Карусель»), реальность крестьянского быта преобразуется в портрет материальной культуры у К. Рождественского («Снопы в поле»), абстрактные поиски обнажают структуру живого организма в работе А. Ланского («Кузнечик»).

КУРЗИН Михаил Иванович (1888–1957) Карусель. 1920-е Картон, темпера. 84 × 101
КУРЗИН Михаил Иванович (1888–1957) Карусель. 1920-е Картон, темпера. 84 × 101

Работы А. Харитонова («Королева в пути») и В. Ситникова («Фигура») обладают музыкальностью, рождаемой тончайшими нюансами света и цвета. Свое представление о природе, времени и мироздании передает языком символов Д. Плавинский («Скат. Рождение человека»), а острая экспрессивная манераЭ. Неизвестного («Кентавр без рук», «Одиночество») апеллирует к эмоциональному зрительскому восприятию.

НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович (1925–2016) Бертран де Борн. 1970 Бронза, литье, патинирование. 30 × 23,5 × 11,5
НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович (1925–2016) Бертран де Борн. 1970 Бронза, литье, патинирование. 30 × 23,5 × 11,5
ПЛАВИНСКИЙ Дмитрий Петрович (1937–2012) Скат. Рождение человека. Начало — первая половина 1960-х Фанера, гипсовый левкас, ткань, шнур, масло. 50,2 × 69,3
ПЛАВИНСКИЙ Дмитрий Петрович (1937–2012) Скат. Рождение человека. Начало — первая половина 1960-х Фанера, гипсовый левкас, ткань, шнур, масло. 50,2 × 69,3

«Одухотворенная талантом мастера, живая материя произведения искусства изменяется во времени, развивается вместе с ним и привлекает к произведению интерес новых поколений зрителей», — отмечают в галерее «Элизиум».

На стендах других галерей — участниц Салона можно увидеть как редкие работы художников русского авангарда, в частности Марка Шагала, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, так и классиков живописи XIX — начала XX века, в том числе Ивана Шишкина, Ильи Репина, Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова и Василия Поленова. Смотр продлится до 27 ноября.

Материал подготовил Александр Быковский

Фото: галерея «Элизиум»