Найти тему

Что за странная "шапка-ушанка" установлена на макушке паровозной гидроколонки?

1K прочитали

Всем доброго дня мои дорогие читатели! А женскую аудиторию своего канала я хочу поздравить с праздником 8 марта! Пусть весна вместе с букетами цветов от любимых и радостными улыбками врывается в ваши сердца. Ну а пока снег угрюмыми сугробами всё ещё по-прежнему лежит за окном, расскажу о необычном железнодорожном раритете, — "шапка-ушанка" на паровозной гидроколонки. Взгляните на этот снимок и Вы сразу же себе представите о чём пойдёт речь.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

У Алексея Вульфова в его известной книге "Повседневная жизнь российских железных дорог" насчёт этого старинного железнодорожного атрибута есть такие замечательные строки:

"А красиво колонки стояли по станциям, стариной от них веяло, в светофорчиках своих с козырьками они, бывало, как в шапках-ушанках…"

Светофорчиках вот оно ключевое слово. Устанавливались подобные на вершине хобота паровозных гидроколонок, которые снабжали тендеры паровозов водой.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Из-за характерных светомаскировочных козырьков они действительно напоминают литераторам шапки-ушанки, особенно когда зимой покрыты снегом. Если мысленно их убрать и оставить только "гриб" дымового дефлектора наверху, то необычный светофорчик превратится в более привычную для многих моих читателей "флюгарку" (освещаемый указатель положения ручного стрелочного перевода).

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Как известно, на железной дороге нет ничего, что было бы придумано просто так. Каждая мелочь, каждая её деталь имеет определенный смысл и назначение, отвечая ни много ни мало за безопасность движения поездов. Так и этот светофорчик паровозной гидроколонки правильно именуется в Инструкции по сигнализации (Приложение №1 к ПТЭ) как указатель гидравлической колонки.

Выписка из ИСИ, раздел VI "Сигнальные указатели и знаки" (Приложение №1 к ПТЭ)
Выписка из ИСИ, раздел VI "Сигнальные указатели и знаки" (Приложение №1 к ПТЭ)

Т.е. этот фонарь, вместе с вращающимся хоботом гидроколонки, окрашенным светоотражающей краской в ярко-красный цвет, предназначен для выполнения сигнальной функции.

Поворачивающаяся часть гидроколонки (хобот) обращена поперёк в сторону пути означает —  стой, запрещается проезжать сигнал. Фото: Алексей Алексеев
Поворачивающаяся часть гидроколонки (хобот) обращена поперёк в сторону пути означает — стой, запрещается проезжать сигнал. Фото: Алексей Алексеев

Увидеть сегодня в действии всю эту старинную сигнальную атрибутику нам позволяют малодеятельные и заповедные железные дороги, где в силу естественных и прочих причин, связанных с сохранением паровозной инфраструктуры, всё ещё остаются служить подобного рода артефакты.

Станция Осташков, экипировка паровоза серии Л водой из-под ретропоезда "Селигер". Фото: Алексей Алексеев
Станция Осташков, экипировка паровоза серии Л водой из-под ретропоезда "Селигер". Фото: Алексей Алексеев

А также существуют музеи, как например "Музей железных дорог России" в С.-Петербурге, в котором представлены натурные образцы железнодорожных устройств водоснабжения и не только.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев
Всем доброго дня мои дорогие читатели! А женскую аудиторию своего канала я хочу поздравить с праздником 8 марта!-8