Всем доброго дня мои дорогие читатели! А женскую аудиторию своего канала я хочу поздравить с праздником 8 марта! Пусть весна вместе с букетами цветов от любимых и радостными улыбками врывается в ваши сердца. Ну а пока снег угрюмыми сугробами всё ещё по-прежнему лежит за окном, расскажу о необычном железнодорожном раритете, — "шапка-ушанка" на паровозной гидроколонки. Взгляните на этот снимок и Вы сразу же себе представите о чём пойдёт речь.
У Алексея Вульфова в его известной книге "Повседневная жизнь российских железных дорог" насчёт этого старинного железнодорожного атрибута есть такие замечательные строки:
"А красиво колонки стояли по станциям, стариной от них веяло, в светофорчиках своих с козырьками они, бывало, как в шапках-ушанках…"
Светофорчиках — вот оно ключевое слово. Устанавливались подобные на вершине хобота паровозных гидроколонок, которые снабжали тендеры паровозов водой.
Из-за характерных светомаскировочных козырьков они действительно напоминают литераторам шапки-ушанки, особенно когда зимой покрыты снегом. Если мысленно их убрать и оставить только "гриб" дымового дефлектора наверху, то необычный светофорчик превратится в более привычную для многих моих читателей "флюгарку" (освещаемый указатель положения ручного стрелочного перевода).
Как известно, на железной дороге нет ничего, что было бы придумано просто так. Каждая мелочь, каждая её деталь имеет определенный смысл и назначение, отвечая ни много ни мало за безопасность движения поездов. Так и этот светофорчик паровозной гидроколонки правильно именуется в Инструкции по сигнализации (Приложение №1 к ПТЭ) как указатель гидравлической колонки.
Т.е. этот фонарь, вместе с вращающимся хоботом гидроколонки, окрашенным светоотражающей краской в ярко-красный цвет, предназначен для выполнения сигнальной функции.
Увидеть сегодня в действии всю эту старинную сигнальную атрибутику нам позволяют малодеятельные и заповедные железные дороги, где в силу естественных и прочих причин, связанных с сохранением паровозной инфраструктуры, всё ещё остаются служить подобного рода артефакты.
А также существуют музеи, как например "Музей железных дорог России" в С.-Петербурге, в котором представлены натурные образцы железнодорожных устройств водоснабжения и не только.