Недавно в новом переводе у нас вышла книга лауреата Букеровской премии Джулиана Барнса «До ее встречи со мной». Это роман об одержимости и ревности, полный тонких наблюдений о природе любви. Барнс очень иронично и в то же время жестоко повествует о том, к чему могут привести недосказанность, подозрительность и неуверенность в себе.
В нашем материале рассказываем подробнее, что вас ждет на страницах романа «До ее встречи со мной».
Правдивый роман о разных стадиях отношений
Грэму Хендрику 38 лет, из которых пятнадцать он был женат, десять на одной и той же работе, ипотека перевалила за середину — и жизнь, вероятно, тоже; он уже чувствовал, что дорога пошла вниз. Былой страсти и любви между ним и женой Барбры давно нет, объединяет их разве что привязанность, удобство и дочь-подросток. Супруги не прикладывают никаких усилий, чтобы спасти брак, который когда-то был счастливым. Связей на стороне у Грэма не было до тех пор, пока он не встретил Энн. Ради нее он оставил семью и шагнул в новую жизнь, почувствовав себя на двадцать лет моложе. У Грэма и Энн был чудесный медовый месяц, но вскоре конфетно-букетный период закончился, и Грэм понял, что его новый брак («каникулы», как он его называл) принес и новые проблемы. В первую очередь — психологические.
Всепоглощающая и неистовая ревность
Энн когда-то была актрисой, снялась в нескольких картинах, но оставила профессию до встречи с Грэмом. Этот факт не смущал его, пока по наводке первой жены он не посмотрел «На седьмом небе» — фильм, в котором Энн спит с другим мужчиной. После этого Грэм стал невменяемым: он без конца пересматривал картины, где в постельных сценах снималась его новая жена, проверял ее личные вещи, постоянно спрашивал про предыдущие отношения и жутко ревновал к бывшим любовникам.
«Ну, в смысле, я, разумеется, знал про некоторых из ее мужиков до меня, кого-то даже видел лично. Не всех, конечно. Но вот только после фильма они мне стали небезразличны. Мне вдруг стало мучительно думать, что Энн с ними спала. Это вдруг оказалось... не знаю... как измена, что ли. Глупо, да?»
Грэм не понимает, что неистовой ревностью к прошлому жены он разрушает их настоящее и будущее. Своими подозрениями и жаждой узнать «правду» он отравляет жизнь себе и Энн, заставляя ее мучиться и страдать. Даже его лучший друг писатель Джек, который славится своим умением слушать и давать мудрые советы, не в силах помочь Грэму. Хотя, конечно, Энн и Джеку действительно есть, что скрывать. Другой вопрос: стоит ли Грэму об этом знать или для всеобщего блага и спокойствия лучше оставить все, как есть?
Энергичный слог, отменная наблюдательность и хладнокровное спокойствие
Барнс — непревзойденный мастер иронии. Все детали современной жизни он улавливает и передает со сверхъестественной тщательностью и описывает их невероятно точно и правдоподобно. В романах писатель с поразительной невозмутимостью, британской сдержанностью и спокойствием, не теряя головы, рассказывает о хаосе и уязвимости человеческой жизни. Его герои — простые люди, похожие на нас или наше окружение, встают перед сложным выбором и не всегда идут правильным с точки зрения морали путем. Обо всем этом Джулиан Барнс пишет невероятно увлекательно и коварно притягательно.
«Он любит Энн, в этом нет никакого сомнения, и он надеется, что она не обернется. Он обнаружил, что в голове удивительным образом нет никаких мыслей. Главное, сказал он себе, чтобы все это не напоминало кино; это будет худший вид иронии, этого ему совершенно не хотелось. Никаких финальных строк под занавес, никакой мелодрамы».
Грэм Хендрик мог бы не допустить всего фарса, который произошел с ним во втором браке. Если бы он наладил отношения с первой женой, его жизнь была бы совсем иной. Однако он решил начать новую жизнь и «спрятаться» от проблем и условностей прошлой. Увы, он напрочь забыл старую и неизменную истину: никакие усилия, старания и «каникулы» не помогут, если главная цель — убежать от самого себя.
Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.