Найти тему
Проспект Славы

«Конфектная литература»

Небольшая статья, размещенная в в одной из газет 1908 года, привлекла моё внимание необычным заголовком- «Конфектная литература». Подзаголовок был такой, «Знаменитости в конфектном производстве».

обертка конфет Н.В. Гоголь
обертка конфет Н.В. Гоголь

Автором статьи был Анатолий Александрович Бахтиаров, известный российский писатель, журналист, краевед и педагог, автор многочисленных очерков, статей, путеводителей по Санкт-Петербургу и Москве, их историческим районам и достопримечательностям. Особо Бахтиаров знаменит своими очерками о «петербургских типах», объединенными в издание «Брюхо Петербурга».

Бахтиаров А.А.
Бахтиаров А.А.

Статья затрагивала одну из сторон кондитерского производства, а именно оформление этикеток, оберток конфет и шоколада.

Сохранившиеся экземпляры оберток, конфетных фантиков иногда можно увидеть в музейных экспозициях и частных собраниях. Они привлекают своим красочными, слегка наивными изображениями и текстами. В них отражение той давно ушедшей эпохи, того что делало сладкое удовольствие, еще более привлекательным и желанным.

И так статья.

Очень часто в маленькой вещи заключена большая здравая идея…

Например это могут быть обычные этикетки, которыми обертываются карамели и конфекты и которые наклеиваются на конфектных коробках.

Когда то паточные леденцы обертывались в простой клочок бумажки, куда вкладывался «билетик» с печатным текстом. К примеру

« Денег дай, денег дай. И успеха ожидай».

Или «Бабушкиной внучке, в пухленькие ручки».

Бабушкина внучка вероятно получая такие леденцы с посланием, приходила в восторг и душевно умилялась. Для нее гораздо интересней было содержимое, чем обертка, которую она тот час бросала, развернув леденец.

Впоследствии, когда на смену паточному леденцу пришли шоколадные конфекты, этикетки стали делать более изящными и упаковывались они в красивые коробки. Параллельно с шоколадным производством возникла целая отрасль промышленности: печатание этикеток для конфект. Усовершенствовалось производство упаковочных коробок.

конфетная обертка конфет В память 300 -летия Дома Романовых, "Козьма Минин", пр-ва Тов-ва "Д. Кромский", 1913г
конфетная обертка конфет В память 300 -летия Дома Романовых, "Козьма Минин", пр-ва Тов-ва "Д. Кромский", 1913г

Вместо серой бумаги в которую заворачивали леденцы, появилась красочная цветная с новыми текстами сочиненными доморощенными поэтами.

«Что может быть вкуснее шоколада?

Он для души и для сердец отрада».

Или вот такие рекламные строки

« Кудрявой головке

Маленькой плутовки

Краткое письмо

В нем наше клеймо».

Или вот такое послание

«Моему приятелю

В город Пребольшой

На широкой улице

Домик, что с трубой»

Затем эти этикетки с наивными текстами дополняются картинками, а после заменяются художественными произведениями с приложением в коробку классических стихотворений, автографов, портретов различных общественных деятелей, писателей, полководцев, коронованных особ и даже премий в виде книг из которых сладкоежка мог собрать целую «шоколадную библиотеку». Во многом «конфектная литература» являлась отражением насущного дня. Там печатались популярные современники и популярные на тот момент классики. Производители «держали руку на пульсе» и делали все, что бы угодить покупателю.

По словам одного из конфектных фабрикантов Петербурга, удачная этикетка на карамелях, конфектах или на шоколаде, поднимет спрос на сам товар и наоборот неудачная этикетка, может «убить» товар того же качества.

Автор статьи приводит пример удачных этикеток на коробках.

Например , хорошо идут конфекты под названием: «Дядя Костя», с портретом (в разные годы жизни) и автографом актера К.А. Варламова. На коробке под портретом актера была сделана надпись «Я в жизни испытал много горького и только конфекты (…), смягчили это скверное чувство».

К.А. Варламов, 1911г
К.А. Варламов, 1911г

В 1912 году в Санкт-Петербурге шоколадная фабрика АО "Миньон", в рекламных целях, выпустила брошюру «Что говорит артистический мир?», где знаменитые артисты давали свои отзывы на продукцию фирмы. Среди прочих, свой отзыв оставил так же и Константин Варламов.

« В минуту грусти и печали, Когда горько на душе, единственно, чем я могу развлечься и подсластить свою горечь жизни, я съедаю во множестве шоколада «Миньон» и мне делается весело, сладко на душе и в желудке. Любитель Вашего шоколада. Константин Варламов».

коробка из под шоколадных конфет произ-ва А.О. шок фабр. "МИНЬОН", СПб, 1913г
коробка из под шоколадных конфет произ-ва А.О. шок фабр. "МИНЬОН", СПб, 1913г

Вот такой тестемониум или брендинг знаменитостей.

Константин Александрович Варламов-русский актер, игравший в классических русских пьесах и пьесах «лёгкого» жанра: опереттах, фарсах и водевилях.

Популярность Варламова была необыкновенно велика: зрители ценили его необыкновенный голос, богатство интонации, мимики. На спектаклях с его участием зал был полон.

Об артисте рассказывали многочисленные байки и анекдоты. В Петербурге помимо конфект, были выпущены папиросы «Дядя Костя» с портретом Варламова.

Эпиграмма на Варламова от популярного в конце XIXв писателя П.К. Мартьянова.

«Артист и комик- по наружности счастливый,

Любим толпою он у нас не прихотливой».

Но вернемся к статье, где автор приводит еще пример удачного изображения на конфектной этикетке. Хорошо шел шоколад в коробках с изображением фотографии пианистки Софии Ментер.

Софи Ментер
Софи Ментер

Софи (Софья Осиповна) Ментер- немецкая пианистка, композитор, музыкальный педагог, профессор Петербургской консерватории, виртуоз, одна из крупнейших пианисток второй половины XIX века. Любимая ученица Ф. Листа, автор популярной темы для фортепьяно «Цыганские напевы».

В кондитерском магазине можно было услышать такую просьбу покупателя- «Дайте мне пять фунтов Софии Ментер» .

Коробки с наклеенным портретом Российского государственного и политического деятеля Сергея Юльевича Витте, в 1906 году, совсем не шли. На тот момент Витте уже был отправлен в отставку и являлся уже бывшим Председателем Совета министров. Его изображение не вызывало аппетита у сладкоежек. Товар был «убит» и конфекты пришлось перекладывать в коробки с другой этикеткой.

Витте С.Ю.
Витте С.Ю.

Точно так же по окончании русско-японской войны совсем не пошли конфекты, карамель и шоколад обернутые в этикетки под названием «Славные защитники царя и отечества», с портретами на коробке: Ренненкампфа, Мищенко, Линевича, Стесселя, Куропаткина, Рожественского, Ватгефта, Макарова, Скрыдлова. В начале войны эти конфекты активно раскупали, но а по окончании спрос на них совершенно упал и их изображения пришлось снять с товара.

портрет П.К. Ренненкампфа на конфетной упаковке 1905г
портрет П.К. Ренненкампфа на конфетной упаковке 1905г

На 1908 год (момент появления статьи), популярностью пользовалась личность Льва Николаевича Толстого. Тем более в тот год праздновали юбилей известного деятеля литературы . Миллионы портретов русского писателя в виде оберток на карамели и на коробках шоколадных конфект выпускали все шоколадные фабрики России. На карамелях миниатюрные портреты с лавровым венком. На коробках большие портреты с репинской картины. Покупая коробку конфект за 40 копеек, можно было получить и портрет Толстого наклеенный на папку с подставкой сзади, так что бы этот портрет можно было поставить на стол. Такие портреты заказывались через агентов в Германии, Лейпциге, в Дрездене, Берлине где они печатались на ротационных машинах и продавались рулонами по 6-8 марок за метр т.е. 4-5 копеек за портрет. (получалось дешевле чем в России)

конфеты "Л.Н. Толстой
конфеты "Л.Н. Толстой

Такой растиражированный классик.

Сегодня на обертках не увидишь ни деятелей культуры, ни государственных и политических лидеров. Популярность, популярностью, но кому охота видеть свой портрет на скомканной бумажке в мусорном баке, а то и просто под ногами. А в прочем…

Новая Петербургская газета, № 218, 10 августа 1908г.

Современное русское общество Кроки и эскизы Эпиграммы на обществ. и лит. деятелей

Мартьянов П.К., СПб 1893г

Огонек, №4 1911г

Экспозиция музея "Хлеба", СПб