Найти тему

Экскурсия в "Зазеркалье"

Детский сад №158 «Медвежонок» создаёт благоприятные условия для целостного развития ребёнка, реализации его потенциальных возможностей; стабилизация всего хода психофизического развития детей с нарушенным зрением для успешной интеграции в образовательные школы и общество сверстников. В нашем учреждении уже более 20 лет функционирует логопедический пункт, целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 до 7 лет с речевыми нарушениями.

Основное назначение логопедического кабинета:

Создание рациональных условий для осуществления коррекционно-педагогического процесса в МКДОУ на основе современных технологий в образовательном процессе.

Цель и задачи:

Цель деятельности логопедического кабинета – содействовать повышению качества коррекционно-педагогического процесса в условиях обновления образования.

Задачи деятельности логопедического кабинета:

1. Организация предметной среды с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентом.

2. Обеспечение научно-методического (технологического) сопровождения коррекционно-образовательного процесса.

3. Обеспечение логопедической документацией.

4. Организация информативного блока для родителей и педагогов.

- открытость;

- системность;

- зонирование на основе целенаправленного оснащения и применения.

Мы рады приветствовать вас в нашем логопедическом кабинете

Центр «Зазеркалье».

Здесь есть всё необходимое для индивидуальной работы, это контейнер, в котором хранятся «волшебные» спички, помогающие направить струю воздуха в нужном направлении. А также деревянные палочки от мороженого, помогающие язычку подняться и занять правильное положение в ротовой полости. Волшебные «Ключики» для языка (зонды и зондозаменители), представляющие собой интересные по форме фигурки, предназначенные для массажа язычка, постановки звуков. «Волшебные» колечки и пробки для фиксации язычка.

Кроме того, здесь имеются многочисленные настольные зеркала. Глядя в зеркало, дети следят за своим языком, выполняя разные упражнения для губ, нижней челюсти, для правильно произношения звуков.

Целью нашего «Зазеркалья» является: нормализация артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения детей.

Центр развития мелкой моторики «Умелые ручки»

Под нашим раскидистым деревом расположились различные игры и пособия для развития мелкой моторики рук. Это мозаики, различные пазлы, игры с прищепками, разноцветные крышки, сухой бассейн, помогающие пальцам рук быть ловкими, быстрыми, скорректировать и восполнить ослабленную функцию руки. Закреплять и совершенствовать навыки и умения помогают игрушки-тренажёры – ёжики, шарики, орехи, граненые карандаши, шарики Су-Джок.

В этой зоне располагаются многочисленные занимательные сюжетные картинки. По этим картинкам, сложив их в определённом порядке, можно составить рассказ, сказку, придумать интересный рассказ. Всё это способствует накоплению словарного запаса, развивает навыки связной речи.

Центр «Игралочка»

Здесь находятся игры для развития лексико-грамматического строя речи, внимания, памяти, мышлении, игры для развития фонетико-фонематического восприятия, пособия для обучения грамоте, развития навыков связной речи.

Наглядный материал для развития речи. Альбомы для работы над звукопроизношением.

Дети учатся вести диалог; задавать вопросы и отвечать на них; овладевают лексико–грамматическими категориями.

Блок для родителей фото уголка логопеда

Участники образовательного процесса

Успешное преодоление речевого нарушения у детей возможно при условии создания личностного - ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Вокруг ребёнка совместными действиями различных специалистов и родителей создаётся единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда. В этом пространстве можно выделить блоки взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса. От их тесного взаимодействия напрямую зависит эффективность преодоления речевого нарушения у ребёнка.

Дети (имеющие нарушения речи)

Родители

Педагоги (логопед, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре)

Работа логопеда в дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идёт с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующей ДОУ. Так как в настоящее время не существует коррекционной программы для работы логопунктов, то логопед в своей работе должен опираться на современные технологии.

Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребёнок посещает его занятия. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия его кратковременные (15-20 мин.), сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно (2-3 раза в неделю), а не ежедневно, как дети логопедического сада. Но необходимо помнить, что ребёнок должен успеть посетить все занятия дошкольного учреждения, поэтому не следует выше положенного времени удерживать ребёнка на логопедическом занятии.

Основными задачами учителя – логопеда в работе с детьми на логопункте являются:

-проведение обследования речевого развития воспитанников государственного дошкольного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, достигших 3-х летнего возраста.

По результатам обследования формируется списочный состав детей (25 человек) для коррекционной работы. По результатам ПМПК дети выпускаются из логопунка и зачисляются вновь прибывшие.

Если ребенок имеет более сложные нарушения речи (ОНР, заикание и нарушения речи, осложненные дизартрией), учитель-логопед дает рекомендации родителям о его переводе в учреждение, в котором функционируют группы компенсирующего вида, с целью достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.

-составление интегрированного, календарно-тематического плана и индивидуального плана работы с каждым ребёнком;

-осуществление постановки диафрагмально-речевого дыхания;

-коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения, осуществление практического овладения детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи;

-развитие речевой, мелкой и общей моторики;

-формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
-привитие детям навыков коммуникативного общения;

-решение задач речевого развития и адаптация детей в социальном окружении;
-ведение речевой карты на каждого ребёнка;

-организация работы педагогов государственного дошкольного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, по формированию речевого развития детей;

-использование в своей работе современных коррекционных технологий, разнообразных методов, приемов и средств обучения;

-ответственность за правильную организацию и содержание коррекционной работы, которую логопед проводит с детьми;

-повышение своей профессиональной квалификации и аттестация в установленном порядке;

-осуществление контакта с родителями воспитанников, участие в работе родительских собраний;

-проведение группового и индивидуального консультирования педагогов и родителей;

-оформление необходимой документации, сохранение профессиональной тайны в отношении сведений о детях, с которыми он занимается;

-своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития детей.

Взаимодействие с детьми в ГДОУ проходит как в традиционных, так и инновационных формах. К традиционным относится:

1.занятия (индивидуальные и подгрупповые),

2.ведение индивидуальных домашних тетрадей для выполнения детьми различных заданий по автоматизации поставленных звуков речи; закрепление лексико–грамматических тем; выполнение упражнений для развития мелкой моторики.

К нетрадиционным формам работы с детьми относятся:

-Открытые занятия;

-Создание развивающей среды в семье;

-День открытых дверей;

-Выставки творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями;

-Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;

-Детские развлечения и утренникиродители видят результаты труда педагогов и свои собственные, что стимулирует их на дальнейшее участие в коррекционно-педагогическом процессе в интересах своего ребенка.

Работа с родителями

В детском саду мы выделяем основное направление – работа с родителями. Ведь задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Взаимодействие с родителями в ГДОУ проходит как в традиционных, так и инновационных формах. К традиционным относится:

· ведение индивидуальных домашних тетрадей для выполнения детьми различных заданий по автоматизации поставленных звуков речи, закрепления лексико–грамматических тем;

· выполнение упражнений для развития артикуляционной и мелкой моторики;

· родительские собрания (проводятся учителем-логопедом два раза в год: в начале учебного года, когда закончено комплектование групп, проведено стартовое обследование детей и составлено расписание занятий; и в конце учебного года);

· консультации;

· практические тренинги.

Особое внимание мне бы хотелось уделить родительским собраниям.

На первом собрании учитель-логопед должен:

1. познакомиться с родителями, сообщить сведения о себе;

2. рассказать о патологиях, выявленных во время обследования, о возможных трудностях при обучении детей и коррекции нарушений;

3. сообщить о составе групп, о расписании занятий, провести анкетирование родителей;

4. рассказать о содержании коррекционно-педагогической помощи, об индивидуальных программах развития;

5. перечислить, что понадобится детям для занятий;

6. рассказать о требованиях, предъявляемых к родителям при организации коррекционно-педагогического процесса (о речевом режиме в семье, о выполнении заданий в индивидуальной тетради ребенка, об оказании помощи детям родителями дома);

7. обратить внимание родителей на необходимость консультирования детей у специалистов (ЛОР, окулист, невропатолог, психолог, физиотерапевт, специалист по ЛФК и др.);

8. сообщить о времени проведения индивидуальных консультаций, о режиме работы логопедического кабинета.

На заключительном родительском собрании учитель-логопед:

1. подводит итог работы за год;

2. сравнивает уровень развития детей при поступлении в логопункт и в конце учебного года;

3. отмечает работу родителей со своими детьми;

4. дает рекомендации на летний период.

Принципы консультативной работы с родителями детей, зачисленных на занятия в логопункт, можно сформулировать следующим образом:

· сотрудничество – учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;

· учет интересов родителей и детей – конфиденциальность сведений, полученных от родителей и в результате проведения обследования,

· индивидуализация – ориентация на культурный и образовательный ценз каждой семьи, отношения, установившиеся между ребенком и родителями в семье;

· непрерывность и эффективность обратной связи – осуществление учителем-логопедом корректного и тактичного контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье.