Найти в Дзене
Teen Писатель

"Бедная Лиза" или школьники, которые проходят произведение? Или почему часть классической литературы могут запретить...

Оглавление

Кто-то сейчас жалуется на закон об ЛГБТ-пропаганде, кто-то, наоборот, рад данному проекту. Но почему-то большинство блогеров обращает внимание именно на часть про нетрадиционные отношения, тогда как закон запрещает не только их упоминание в литературе, кинематографе и т. д., но и многое другое: педофилию, супружескую неверность, суицид. Кто-то скажет, что это очень даже хорошо, однако есть одно "но": под этот закон попадает ряд классических произведений, которые проходят по школьной программе.

Всем привет! На связи Риа Камомиру. Мне 14, я автор трилогии "Вампирский Петербург" на ваттпад и творческий блогер. Сегодня предлагаю разобраться, почему некоторые классические произведения могут не только исчезнуть из школьной программы, но и попасть под запрет.

Пропаганда или демонстрация?

Иллюстрация к повести "Бедная Лиза". Источник фото: Яндекс.Картинки
Иллюстрация к повести "Бедная Лиза". Источник фото: Яндекс.Картинки

Итак, что известно о "том самом" законе? Помимо введения запрета на крепкую мужскую/женскую дружбу, проект вводит такое понятие, как "демонстрация". То есть, пропагандировать упомянутые отношения нельзя, а демонстрировать - можно. Точную формулировку того или иного понятия закон не даёт, но его создатели приводят такой пример: "Лолиту" Набокова запрещать не будут. Да, в произведении рассказывается об отношениях девочки и взрослого мужчины, но вряд ли кому-то захочется повторить их опыт.

То есть, можно предложить, что "радужные" отношения, педофилия и другое может упоминаться где бы то ни было, но все это должно либо осуждаться, либо хотя бы не поощряться. Вот только в школе часто проходят произведения, в которых явно присутствует не только демонстрация, но и "пропаганда".

Как связаны лгбт и классика?

Ребят, поверьте, даже Шекспир в шоке
Ребят, поверьте, даже Шекспир в шоке

Я уже чувствую, что представители поколения СССР уже потянулись за тапками. Только в меня их бросать не надо, потому что предположения насчёт запрета классической литературы не мои, просто мне захотелось порассуждать на данную тему.

Около двух или трех недель назад по книжной стороне интернета прошёл слух, что Российский Книжный союз попросил депутата Хинштейна проверить произведения школьной программы по литературе на предмет пропаганды. В предлагаемый на проверку список вошли такие произведения, как "Бедная Лиза", "Тихий Дон", "Ромео и Джульетта" и многие другие. Не известно, действительно ли будут проверять эти произведения или же новость вообще была фейком, но факт остаётся фактом - данные книги, по крайней мере по всем законам логики, тоже могут запретить, поскольку они очень даже вписываются в рамки закона.

Кто-то спросит: "Как это возможно? Ведь эти произведения рассказывают об отношениях мужчины и женщины!" Да, лгбт в школьной литературе не найдёшь, но вот все остальное...

Что пропагандирует классическая литература (согласно закону) ?

Чтобы доказать, что очень многие произведения школьной программы могут запретить, я хочу привести примеры такой "запретной" литературы:

  • "Бедная Лиза", которая есть в списке и даже в заглавии статьи) Девушка от несчастной любви покончила с собой, что автор никак не осуждает. Проходят повесть в 9 классе. Пропаганда суицида.

  • "Ромео и Джульетта", опять-таки, есть в списке, и не зря: главные герои в конце также убивают себя. К тому же, в произведении можно найти указание возраста персонажей. Ромео 17 лет, Джульетте - 14. Тут уже пропаганда не только суицида, но и педофилии. Проходят пьессу в 8 классе.

  • "Мастер и Маргарита". Очень люблю это произведение, но, увы, и его могут запретить: Маргарита преподносится положительным героем, её история заканчивается хэппи-эндом, в то время как она изменяла мужу с Мастером. Вот и супружеская неверность подъехала. 10-11 класс.

И так можно перечислять бесконечно. Классическую литературу вполне кратко и правдиво описывает всем известный анекдот:

В классической литературе страдает или автор, или читатель, или герои. А если все вместе - то это шедевр классической литературы.

И ладно бы ещё, если персонажи просто страдали бы себе морально и физически. Но нет, эти ребята своими проблемами нарушают новый закон. Ведь авторы XVIII-XX веков не знали о введении запрета на пропаганду почти всего, о чем тогда писали.

Как влияют данные произведения на школьников и хорошо ли будет, если пропагандирующую классику запретят?

Урок литературы. Источник фото:Яндекс.Картинки
Урок литературы. Источник фото:Яндекс.Картинки

Я не проводила какие-то опросы или исследования по всем школам страны, но чисто по наблюдениям за своим классом, могу сказать, что к книгам, которые проходят на уроках литературы, большая часть подростков относится несерьёзно. Наоборот, многих скорее смешат "пропагандирующие" эпизоды.

С другой стороны, разве школа не должна учить "доброму и светлому"? Разве не было бы лучше, чтобы вместо достаточно мрачных произведений русской классики, которые часто не подходят для изучения из-за возраста учеников (ведь писались многие из них для взрослых людей с определённым образованием и жизненным опытом) в школьной программе появились более новые и позитивные книги, в которых будут описываться более понятные для учеников проблемы?

Да, многие могут сказать, что классическая литература развивает словарный запас и уровень культуры. Это действительно так. Но те, кому будет интересно развиваться, рано или поздно и сами прочитают те или иные произведения, а школьники, которым ничего не нужно, найдут способ не читать классику: загуглят краткое содержание, перескажут учителю и благополучно забудут.

Так не будет ли лучше, если произведения школьной программы будут направлены в первую очередь на развитие у школьников желания читать? На умение анализировать поступки героев, в, опять-таки, знакомой для учеников ситуации? А классическую литературу изучать в чуть меньших объёмах, подбирая интересные и понятные подросткам произведения?

Итог

Понятно, что ни от моего мнения, ни от мнения читателей данной статьи, введение закона о пропаганде или запрета на классические произведения не зависит. Но на мой взгляд, программу по литературе действительно было бы хорошо немного изменить. Не запретить какие-то произведения для всех людей, а просто убрать их из школьной программы, чтобы дети могли морально дорасти до них и прочесть уже по своему желанию.

Я думаю, что было бы хорошо увеличить количество современных произведений, изучаемых в школе, ведь проблемы героев XXI века гораздо понятнее для современных учеников.

Что касается глобального запрета на классическую литературу... Не знаю, мне кажется, это было бы хоть и логично в рамках закона, но очень странно в целом: говоря простым языком комментаторов с дзена, "сколько поколений выросло на Пушкине и Шекспире, и ничего, стали нормальными". Если рассуждать более адекватно, то человек, который, условно говоря, изменяет жене, он и будет ей изменять, читал он классику или нет. А если человек правильно воспитан, то его моральные принципы не позволят ему совершать такие поступки.

Ну, а воспитанным в нашем обществе по-прежнему считается человек, разбирающийся в классической литературе...

А что вы думаете о новом законопроекте? Как думаете, правильно ли будет, если запретят произведения классической литературы?