Найти тему
Косатка Маркетинг

Что такое воронка продаж?

Оглавление
Клиенты далеко не всегда сразу приобретают товар, который нашли на сайте. Как правило, они начинают изучать и сравнивать. Особенно это относится к дорогим и сложным товарам. Задачей компаний является ненавязчивое подталкивание пользователя к покупке товара именно у них. Они должны помочь ему пройти через все этапы принятия решения. Воронка продаж применяется компаниями для упрощения аналитики и прозрачности процесса. Данная концепция описывает все шаги потенциального клиента на пути к конверсии. Специалисты маркетингового агентства «Косатка Маркетинг» расскажут, что такое воронка продаж и каким образом ее построить.
Клиенты далеко не всегда сразу приобретают товар, который нашли на сайте. Как правило, они начинают изучать и сравнивать. Особенно это относится к дорогим и сложным товарам. Задачей компаний является ненавязчивое подталкивание пользователя к покупке товара именно у них. Они должны помочь ему пройти через все этапы принятия решения. Воронка продаж применяется компаниями для упрощения аналитики и прозрачности процесса. Данная концепция описывает все шаги потенциального клиента на пути к конверсии. Специалисты маркетингового агентства «Косатка Маркетинг» расскажут, что такое воронка продаж и каким образом ее построить.

Воронка
Воронка

Воронка продаж – что это и зачем она нужна

Воронкой продаж (или маркетинговой воронкой) называют путь клиента, который он проделал от первого касания с компанией и до приобретения товара или услуги. Данную модель можно визуализировать в виде перевернутого конуса, отражающего все стадии продаж, через которые приходится проходить клиенту. В самую широкую верхнюю часть воронки попадает наибольшее количество потенциальных клиентов (лидов). До самой узкой части воронки добираются далеко не все.

Воронки продаж имеют для бизнеса важное значение. Они:

· подсвечивают «слабые» стороны. Если прописаны все шаги и все этапы воронки отслеживаются, гораздо легче провести анализ и обнаружить проблемное место в продажах;

· помогают контролировать работу менеджеров и маркетинга. В воронки включены действия продажников и маркетинговые инструменты. Это позволяет с легкостью определить эффективность всех участников процесса;

· позволяют создавать контролируемые продажи. Зная, на каком этапе воронки находится в данный момент клиент, можно сделать ему эксклюзивное предложение, удовлетворяющее его потребности. Это позволит ускорить процесс покупки;

· помогают проводить общий анализ эффективности продаж. Конверсия воронки продаж рассчитывается по следующей формуле: количество клиентов, совершивших целевое действие, делим на общее количество пользователей и умножаем на 100%.

Чем больше лидов доходит до стадии приобретения товаров или услуг, тем выше эффективность воронки продаж.

Этапы воронки продаж

Существует несколько вариантов воронки продаж.

Модель AIDA (классическая воронка продаж)

· внимание (attention). Клиент впервые контактирует с брендом через прямой поиск в интернете или рекламу;

· интерес (interest). Клиент проявляет интерес к товару. Он переходит по ссылкам, подписывается на рассылку и задает вопросы;

· желание (desire). Клиент понял, что ему нужен данный товар, и начал искать варианты, как его максимально выгодно приобрести, сэкономив на бесплатной доставке или скидках;

· действие (action). Клиент оформляет покупку.

Воронка маркетинга

-3

· приветствие. Автоматическое первое сообщение или первый контакт менеджера с клиентом. Необходимо произвести хорошее впечатление и мотивировать потенциального клиента на дальнейшее общение;

· выявление потребностей. Менеджер выясняет у клиента его потребности. На основе полученной информации он предлагает подходящий вариант;

· презентация. Рассказ о преимуществах и свойствах товара, построенный на выявленных потребностях. Акцент делается на важных для клиента функциях;

· отработка возражений. Менеджер отрабатывает возражения и отвечает на вопросы клиента;

· завершение сделки. Клиент готов приобрести товар. Он интересуется рассрочкой или способами оплаты. Менеджер должен подвести клиента к завершению процесса покупки: заказать доставку, оплатить и т.п.

В отличие от офлайновых магазинов, в которых все этапы воронки маркетинга проходят в одном разговоре, в онлайн-магазине данный процесс может быть растянут по времени. В интернете воронка продаж может включать в себя созвоны, отправку файлов и переписки.

Метод СПИН. По мнению его создателя Нила Рекхэма, другие воронки продаж неэффективны для сложных и крупных сделок, которые бывают в сегменте B2B. В рамках данного метода менеджер работает с разными типами вопросов на каждом этапе.

· ситуативные. Выяснение ситуации, в которой находится клиент в настоящий момент;

· проблемные. Выявление скрытых потребностей и проблем;

· извлекающие. Демонстрация возможного негативного эффекта в случае нерешения проблемы;

· направляющие. Вопросы-размышления «а если бы». Клиент должен понимать, как изменится его жизнь после устранения проблемы.

Данные вопросы призваны выявить проблему клиента, уточнить информацию и подвести его к приобретению продукта.

Каждая компания выбирает наиболее подходящий для себя вариант воронки продаж, трансформируя этапы под свои бизнес-процессы.

Строим воронку продаж

Универсальных вариантов маркетинговых воронок не бывает. Компаниям приходится адаптировать под себя уже имеющиеся модели воронок или разрабатывать свои. Например, если требуется послепродажный сервис, кросс- и дополнительные продажи.

Свой вариант воронки продаж можно построить за несколько шагов.

Сбор данных

Необходимо собрать информацию об аудитории, которую вы хотели бы видеть в своих лидах. Нужно определить через какие каналы они приходят, как они себя ведут на других ресурсах, какие у них имеются возражения и потребности. Запланируйте воронку продаж, рассчитанную не на всех сразу, а на конкретный тип аудитории. Выберите наиболее подходящий вариант, исключив из него неважные этапы и добавив необходимые.

Определение целей для воронки

Определите, какие показатели промежуточных этапов были бы достаточными, и какую конверсию хотелось бы получить. Воронку делят на нижнюю, среднюю и верхнюю ступени. Обозначьте, сколько пользователей ориентировочно должны доходить до каждой из указанных ступеней.

План работы

Необходимо определиться с действиями, которые будут совершаться на каждом шагу воронки. К примеру, на верхней ступени воронки можно запустить рекламную кампанию. На средней – письмо-напоминание о приобретении или уточняющий звонок менеджера. На нижней – предложение бонусов или бесплатной доставки.

Создание контента для всех этапов воронки

Для автоматических воронок эту роль играют шаблоны рассылок. Менеджеры должны пользоваться скриптами и иметь готовые материалы, предназначенные для отправки клиентам, чтобы они могли детально ознакомиться с продукцией.

Настройка воронки

Воронка продаж может функционировать:

· вручную (через менеджеров);

· полуавтоматически. Некоторые этапы выполняются сервисами рассылок и автодозвонов;

· в автоматическом режиме. Человеку остается только оптимизировать и контролировать процессы.

Конечно, автоматические и полуавтоматические воронки сначала необходимо настроить в специальном сервисе. Зато потом технологии позволят ускорить коммуникацию с клиентом и сэкономить время сотрудников.

Запуск воронки продаж, анализ и оптимизация

После начала работы воронки очень важно за ней следить и, по возможности, улучшать. Необходимо на каждом этапе регулярно измерять показатели и оперативно реагировать на малейшие изменения. Только в этом случае модель начнет приносить ожидаемый доход. Чтобы оптимизировать данный процесс, обрабатывайте обратную связь от клиентов и проводите анализ этапов воронки.

Читайте в нашем кейсе как мы увеличили клиенту продажи без увеличения рекламного бюджета https://kosatka-marketing.ru/case/kak-rabota-po-vzaimodejstviyu-s-otdelom-prodazh-pozvolila-uvelichit-pribyl-klienta-v-2-raza/