Найти в Дзене
ГФК-Русь

Онлайн-ритейл: являются ли ценовые акции решением проблемы в условиях текущего "золотого квартала"?

Интернет-продажи в первом полугодии показывают, что, хотя рост снизился как в объеме, так и в денежном обороте в 2020 и 2021 годах, он остается выше допандемического уровня. Тем не менее, по мере роста бытовых счетов поведение потребителей поляризуется, что создает угрозу "золотого квартала" для онлайн-ритейла в 2022 году, если бренды не смогут ответить на это точечными предложениями.
----

В этом году доля интернет-продаж по всем категориям технических потребительских товаров (TCG) во всем мире была значительно выше допандемического уровня. Традиционная розничная торговля продолжает удерживать явное преимущество, но отступ, вызванный расширением привычек онлайн-покупок, усвоенных потребителями и принятых брендами и розничными продавцами во время локдаунов, сохранился.

Таким образом, на долю онлайна по-прежнему приходится более трети всех покупок (в деньгах), технических товаров с января по август - на уровне аналогичных периодов 2021 и 2020 годов, и на 10% больше, чем в 2019 году.

-2

Проблема заключается в том, что этот глобальный рост доли происходит в условиях замедляющегося рынка, на котором сокращаются потребительские расходы. По мере роста стоимости повседневной жизни уверенность в личных финансах падает во многих ключевых возрастных группах. Так, 43% людей во всем мире считают, что сейчас лучше отложить покупки, чем совершить их (рост на 3,4% по сравнению с 2020 годом).

-3

Кроме того, "прилипаемость" новых привычек совершения покупок в Интернете различна для разных типов онлайн-игроков и рынков. Например, в Европе доходы от онлайн-продаж чистых игроков (тех, кто работает только онлайн) снизились на 13% по сравнению с прошлым годом, в то время как доходы "click and mortar" (тех, кто работает онлайн и имеет физическую розницу) снизились на 23%. Это было ожидаемо, поскольку потребители вновь получили доступ к физическим магазинам после снятия ограничений Covid во всем мире. В равной степени игроки, работающие по принципу "click and mortar", имели сравнительно более высокие ориентиры для роста в этом году, учитывая, что в годы пандемии они демонстрировали более высокие темпы роста в Интернете, чем только онлайн-игроки.

В региональном разрезе сильнее всего пострадала Западная Европа, где по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2022 году объем онлайн-продаж упал на 4%. Следующими по тяжести последствий стали Восточная Европа и развивающаяся Азия (обе снизились на 3%), за ними следует Латинская Америка (снижение на 2%), а Ближний Восток и Африка держатся относительно стабильно (снижение всего на 1%). Китай, где в крупных регионах продолжается блокировка магазинов, был одним из немногих регионов, где наблюдался рост денежного оборота онлайн-продаж.

Источник: GfK Market Intelligence: Sales Tracking, International Coverage (excl. North America), USD
Источник: GfK Market Intelligence: Sales Tracking, International Coverage (excl. North America), USD

Намрата Готарн, директор по глобальным стратегическим исследованиям компании GfK, объясняет,
"Помимо общего снижения расходов, поскольку покупатели реагируют на рост стоимости жизни, на онлайн-продажи также повлияла отмена ограничений COVID-19 в большинстве стран. Некоторые покупатели активно пользуются вернувшейся возможностью совершать покупки в магазинах. Несмотря на то, что они все чаще ищут лучшие предложения в Интернете, в 2022 году по сравнению с 2021 годом они будут чаще покупать в магазинах. Но мы должны рассматривать это как своего рода нормализацию после беспрецедентных времен для онлайн-ритейла; это не означает, что долгосрочная тенденция к онлайн-шопингу нарушена".

Веб-сайты розничных компаний и социальные сети играют все большую роль в онлайн-ритейле

Положительным моментом является то, что собственные веб-сайты ритейлеров играют большую роль в общении с покупателями, чем раньше. Это дает ритейлерам возможность напрямую общаться с покупателями и предоставлять омниканальные предложения и опыт, которые приводят покупателей из онлайн-точек контакта в их магазины.

В первом квартале этого года 3 из 5 покупателей во всем мире (61%) выходили в Интернет, чтобы активно изучить, какой товар купить. При этом 48% покупателей (+14 п. п. по сравнению с 2019 годом) заходили на сайты розничных сетей для проведения исследований. Таким образом, сайты ритейлеров стали самым популярным онлайн-источником, используемым покупателями, изучающими товары данной категории, за ними следуют поисковые системы - 42%, а затем сайты отзывов о товарах - 38%.

Социальные сети также играют все более значительную роль, создавая осведомленность и вдохновляя потребителей на покупку.

Среди покупателей технологических товаров 26% (+14 п. п. по сравнению с 2019 годом) заходили в социальные сети, когда искали, какой товар купить, а 18% подтвердили, что реклама, увиденная в социальных сетях, вдохновила их на покупку нового товара. Так, в Китае 15% бритв были куплены через социальные сети. В будущем цифровые бренды смогут напрямую взаимодействовать с потребителями через социальные сети и не зависеть от розничных продавцов в получении прибыли от продаж.

-5

Премиализация на паузе в связи с падением спроса

В 2020 и 2021 годах средняя цена продажи технологических товаров резко возросла. Это было вызвано огромным ростом онлайнового спроса во время локаутов, а также проблемами в цепочке поставок, которые привели к дефициту продукции. Естественно, это в первую очередь отразилось на товарах нижнего и стандартного ценовых диапазонов, вынуждая потребителей переходить на более дорогие варианты.

Однако с конца 2021 года рост цен в большей степени обусловлен инфляционным давлением, так как производители и розничные продавцы перекладывают растущие расходы на материалы, основные компоненты, производство и транспортировку. И это ударило по стоимости онлайн-продаж, так как потребители реагируют на рост цен резким снижением спроса по сравнению с прошлым годом. На самом деле, если сравнить среднюю цену онлайн-продаж технологических товаров с ценой в январе 2020 года, то окажется, что тенденция роста в 2020 и большей части 2021 года сейчас выравнивается, если брать в целом. В этом году потребители более чувствительны к ценам, розничные продавцы не решаются повышать цены, а производители не смогут легко пережить очередной раунд повышения цен.

Несмотря на это, в онлайн-ритейле есть некоторые области, где потребители по-прежнему совершают все больше покупок в сегменте премиум-класса. Например, в APAC более трети всех онлайн-продаж технологических товаров были премиального уровня (бренды с ценовым индексом 150 или выше), и их стоимость увеличилась на 10% по сравнению с премиальными продажами годом ранее. В регионе EMEA и LATAM наблюдался отрицательный годовой рост стоимости во всех ценовых категориях, хотя бренды премиум-класса пострадали меньше, чем бренды стандартного и начального уровня.

Источник: GfK Market Intelligence: Sales Tracking International Coverage (excl. North America), USD (NSP) Value & growth 2022 vs. 2021
Источник: GfK Market Intelligence: Sales Tracking International Coverage (excl. North America), USD (NSP) Value & growth 2022 vs. 2021

Заключение

В условиях падения спроса и ограниченных бюджетов бренды должны представлять себя перед потребителями в тех каналах, которые в настоящее время предпочитает их целевая аудитория. Поскольку веб-сайты и социальные сети ритейлеров играют все большую роль в путешествии покупателя по технологическим товарам, инвестиции в интеграцию и развитие омни-каналов остаются обязательным условием для ритейлеров в этой области.

Другой важный вопрос - ценовые скидки. Акции и скидки, предлагаемые в первой половине этого года, по-прежнему находятся на низком уровне по сравнению с периодом до пандемии. В условиях нарушения цепочки поставок и роста затрат производители и розничные торговцы стремились избежать снижения маржи. Скидки до 10% были нормой до начала этого года, но это не будет успешной стратегией для 4 квартала. Учитывая резкое падение спроса и отсутствие ослабления давления на кошельки потребителей, более существенные акции и скидки в 4 квартале могут помочь ритейлерам и брендам подтолкнуть потребителей потратить немного больше, чем планировалось.

Критическая проблема заключается в том, чтобы спрогнозировать, какой уровень продвижения будет стимулировать спрос в "золотой квартал", не сокращая маржу больше, чем необходимо. Правильное решение этой задачи означает объединение рыночных данных и потребительской информации, чтобы определить менталитет новых сегментов покупателей и направить на них правильные, специфические для конкретного продукта рекламные акции. "Один размер подходит всем" не сработает, учитывая рыночные потрясения этого года.

_______________________

При возникновении вопросов можете обратиться к своему контактному лицу в GfK или написать на почту ru@gfk.com

Telegram канал GfK Россия