По сообщениям западных СМИ, внутри политической элиты в Иране наметился раскол по вопросу о дальнейшем сотрудничестве с РФ. На самом деле всё не так. В стране действительно имеются разногласия, но связаны они отнюдь не с Россией.
Автор Арина Ткачук
История с беспилотниками
Журналист британского издания The Guardian Патрик Винтур сообщил, что в Иране якобы разгорелся конфликт внутри политических элит по поводу поставок беспилотников в Россию.
«Спор вокруг беспилотников отражает широкие дискуссии, которые идут в Тегеране, о рисках развития тесных связей с Москвой», – говорится в материале.
История началась с того, что консервативный священнослужитель и редактор газеты «Джомхури-и-Ислами» Масих Мохаджери выпустил статью, критикующую стратегию правительства относительно РФ.
Мохаджери посчитал, что иранское правительство должно было призвать российскую сторону не начинать специальную военную операцию на Украине, поддержать международные усилия по урегулированию и поддерживать более тесные отношения с Киевом.
«Не стоит складывать все яйца в российскую корзину. Этот метод противоречит политике «ни на Восток, ни на Запад», которая является ядром внешней политики Исламской Республики Иран», – заявил Мохаджери в статье.
Дело в переводе
Политолог Каринэ Геворгян в беседе с «Абзацем» предупредила, что не стоит верить всему, что пишут в западных СМИ:
«Тема с иранскими беспилотниками несколько гипертрофирована в СМИ, особенно на Западе. Появляются всевозможные фейковые новости, возросла активность Израиля по этому вопросу, поэтому надо быть очень осторожными».
Она отметила, что иранцы – «законники», всегда просят предоставлять документы. Потому и в этот раз они запросили у Украины доказательства использования Россией их беспилотников, но никакого ответа от Киева не получили.
Всё это свидетельствует о том, что Запад и ближневосточные оппоненты Ирана стремятся нагнетать обстановку вокруг страны, отметила Геворгян.
«Иранские айтишники сообщают, что фейковые новости по теме Ирана появляются в Сети каждые две минуты. Значит, на эту историю тратятся огромные деньги. При этом прямого военного столкновения с Тегераном хотят, конечно же, избежать. Это просто невыгодно», – сказала она.
Геворгян обратила внимание на то, что все иранские статьи переводятся крайне претенциозно. И упомянутый материал редактора газеты «Джомхури-и-Ислами» Масиха Мохаджери мог содержать совершенно другие смыслы, чем те, которые в итоге представили на Западе.
«Я лично слушала выступление бывшего президента Ирана на Генассамблее ООН в оригинале, а потом сравнила с переводом и была просто поражена той огромной разницей в смыслах и акцентах, которая была сделана. С тех пор все официальные лица Ирана дают свои интервью каким-то иностранным изданиям только в присутствии своих переводчиков, чтобы избежать возможных искажений», – добавила политолог.
По мнению Геворгян, эта история не повлияет на сотрудничество России с Ираном:
«Судя по их ехидному ответу украинской стороне, когда они просили предоставить документы о беспилотниках, Иран будет оставаться и дальше хорошим партнёром для России».
Внутренний раскол
В Иране действительно назревает конфликт внутри политических элит. Но совсем не по поводу предоставления России беспилотников, а по поводу протестов, которые не утихают в стране уже более двух месяцев.
В элитах Ирана разразился нешуточный спор о надлежащей реакции на протесты. Консервативные депутаты выступают за казни всех задержанных, которых уже более 14 тыс. Более либеральное крыло правительства говорит о том, что надо избегать резких действий и вести диалог с митингующими.
Каринэ Геворгян заявила «Абзацу», что в Иране сейчас идёт серьёзная дискуссия внутри парламента, которую инициировал спикер Исламского консультативного совета Али Ардашир Лариджани.
«Он ещё месяц назад говорил о реакции на протесты и о том, что происходит внутри политических иранских элит. Лариджани не говорил о либерализации, но дал понять, что излишней строгости также надо избегать», – отметила политолог.
Она добавила, что лично говорила с иранцами, которые отмечают, что у протестов нет лидеров. Как бы Запад ни старался, эти демонстрации вряд ли приведут к чему-то серьёзному:
«США, может быть, и хотели подхватить эти протесты, но они это обычно делают чьими-то руками, часто через IT-технологии. Иранцы и сами не дураки, они всё это просчитали и перекрывают все возможности».
С другой стороны, конечно, иранский народ устал от этого правительства. К разным официальным лицам накопилось много вопросов. Но это как и везде, подчеркнула Геворгян.