Лицевой летописный свод - выдающийся историко-художественный памятник летописания средневековой Руси - был создан в третьей четверти ХVI в. по повелению царя Ивана Грозного как официальная летопись Московского царства. До наших дней дошло 10 томов Свода. Три тома посвящены всемирной истории, в других семи изложена русская история с 1114 по 1567 годы. Лицевой летописный свод иллюстрирован более чем 17000 миниатюр, из которых около 10000 относятся к истории Руси.
Вместе с летописным текстом миниатюры тоже имеют документальное значение. В Средние века изображения служили своеобразными «книгами для неграмотных», которые должны были в общедоступной форме передавать сложное содержание письменного источника.
В Лицевом своде миниатюрам отведено главенствующее место перед текстом, они занимают до двух третей всего пространства книжной страницы, она доминирует над летописным текстом и графически организует его.
В древнерусской миниатюре не было ничего случайного. Создатели лицевых рукописей разрабатывали такие принципы иллюстрирования и композиционные приемы, которые могли с исключительной наглядностью передать рассказ об исторических событиях.
Миниатюры Летописного свода дают нам представлений о месте Руси в системе восточноевропейских государств в Средние века, в частности, о взаимоотношениях Руси и Золотой Орды.
Миниатюры подробно рассказывают о нашествии Батыя и разорении монголами русских городов (Рязани, Москвы, Владимира, Суздаля, Торжка, Чернигова, Киева, Владимира-Волынского и др.), о характере взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды, об этапах борьбы Руси против татарского владычества. Обширные циклы миниатюр иллюстрируют летописные повести о гибели в Орде русских князей (например, Михаила Всеволодовича Черниговского в 1246 г. и тверских князей в ХТУ в.), о битве на Куликовом поле (данному событию посвящено около 180 миниатюр) и «стоянии» на реке Угре. Вместе с тем, при изучении миниатюр Свода обращает на себя внимание тот несколько парадоксальный факт, что при таком внимании к татарской тематике они не делают различий при изображении русских и татар. Правители, вельможи, воины, простые люди Руси и Золотой Орды изображены в сходной художественной манере, вплоть до их абсолютной внешней идентичности. Лишь в чрезвычайно редких случаях иллюстраторы Свода делают попытку передать монгольский тип лица или какую-нибудь иную реалистичную деталь. Длинные усы и чуть раскосые глаза выделяют, например, татарского мурзу Челубея в изображении его поединка с иноком Александром Пересветом на Куликовом поле.
Можно предположить, что к подобным средствам художественного выражения авторы миниатюр прибегали в тех случаях, когда хотели подчеркнуть необычность, экстраординарность события. Именно к таковым, без сомнения, относятся и поединок русского воина-монаха с татарским богатырем на Куликовом поле.
Восток и запад
На первый взгляд, сходство изображений русских и татар в миниатюрах Лицевого летописного свода может быть истолковано как проявление схематизма и неумения древнерусских миниатюристов отражать исторические реалии своего времени. Однако это не так. Анализ миниатюр показывает, что при изображении различных народов художники использовали определенные приемы. Так, различные народы отличаются определенными типами одежд и головных уборов. На всем протяжении Свода прослеживается строгая закономерность в изображениях двух больших групп исторических персонажей, которые можно с некоторой долей условности охарактеризовать как «западную» и «восточную».
Наиболее наглядной является типология головных уборов (шлемов) в батальных сценах. Воины из Руси и других православных стран (византийцы, сербы, болгары), а также из Золотой Орды представляются в классических сфероконических шлемах. Им противопоставлены выходцы из западных земель — немцы, шведы, норвежцы, поляки, венгры, отличительным признаком которых являются круглые шлемы.
Князь и хан
Для миниатюр Свода характерно очень строгое отношение к изображению правителей , атрибутов их власти. Наибольшее значение в качестве символа власти имеет так называемая «древнерусская княжеская шапка». Начиная с древнейших памятников русской миниатюры («Изборник Святослава» 1073 т.) она является неизменным и обязательным атрибутом древнерусских князей, отличительным признаком их княжеского достоинства. С помощью нюансов в изображении этого головного убора иллюстраторы лицевых рукописей определяют место каждого правителя в иерархии русских князей.
Для миниатюр Свода характерна устойчивая иконография сцен взаимоотношений русских князей и их ордынских сюзеренов в XIII-ХV вв.: сидящий на троне хан и склоняющийся перед ним в поклоне русский князь. Во всех случаях правитель Золотой Орды изображен в золотой царской короне, а русский князь — в традиционной княжеской шапке, демонстрирующей его более низкое иерархическое положение.
Несмотря на внешнее сходство спутать сюзерена и вассала невозможно за счет скрупулезного изображения владельческих регалий.
По материалам статьи А. В. Мартынюка "Русь и Золотая Орда в миниатюрах Лицевого летописного свода"
Читайте также: