В преддверие премьеры новой экранизации "Чука и Гека" вспомним повесть и ее первую экранизацию.
@Нина Спутницкая
Экранизация довоенной повести Гайдара по сценарию лидера формальной школы ОПОЯЗ Виктора Шкловского вышла на излете сталинского кинобарокко, в период послевоенного малокартинья, когда фильмов о детях и для детей выпускалось ничтожное количество.
В нем находит развитие образ жены недавнего фронтовика: молодая женщина, оберегая своих птенцов, но продолжая отдавать родине трудовой долг, терпеливо ждет встречи с возлюбленным, где-то в таежных краях открывающего новые просторы для будущего детей всей страны. Уже скоро образ женщины верной, вечно ожидающей мимолетного свидания с супругом, вопреки невзгодам и бытовым нуждам, будет пересмотрен в образах Вероники в фильме "Летят журавли" (1957) и Лиды в "Дом, в котором я живу" (1958), а пока молодая мама двух сорванцов смело устремляется на север на встречу с мужем-полярником.
Дети, согласно канону позднесталинского кино, в фильме Лукинского румяные, круглощекие пупсы, почти также хороши, как златокудрый Володя Ленин на октябрятских звездочках.
Зима и дети - тоже отдельный, требующий внимания мотив, который в условиях войны в кино обретает особое значение. Вспомню лишь один яркий, ныне почти забытый фильм, в котором , так сказать, сформулирована специфика советского детства, - "Сибиряки" выдающегося Льва Кулешова.
Но даже в прежнем фильме "Чук и Гек" точно и настойчиво пробивается тема семьи как частного пространства, слышатся смолистые запахи живой ели, гул ветра и тепло домашнего очага.
Повезло ли писателю в кино? Блестящая экранизация "Тимура и его команды" нашла продолжение в годы войны. Интерес к гайдаровской прозе в кинематографе оттепели не угасал, даже к таким казалось бы сталинистским текстам как "Судьба барабанщика", а уж к истории Мальчиша Кибальчиша и подавно.
Но в послевоенной культуре детства именно именно "Чуку и Геку" была назначена особая роль.
В конце 1940-х пьесы по произведениям Гайдара ставились на театральных сценах, например, В. Пивоваров. "Чук и Гек"- представление в 3-х д. для театра кукол. А в 1949 году Шкловскому был заказан сценарий - зимняя история о мальчишеском становлении, роуд муви, призванная показать, как широка страна родная и сколько в ней интересных и отзывчивых людей (последней цели служили эпизоды в поезде).
Смотрели фильм? Как относитесь к фильмам – ретро?
Подробнее - о новом фильме + трейлер
—————
Посмотреть фильм 1953 года на канале киностудии