Сейчас годаровский "Альвафиль" кажется чрезвычайно дряхлым фильмом, но было бы несправедливым не отдать ему должное. Он оказал влияние на Ридли Скотта, когда тот снимал "Бегущего по лезвию", который в свою очередь положил начало киберпанку в кино. Не исключено, что кое-что перенял у Годара и Кроненберг, снимая в киноинституте два своих первых и самых муторных фильма — "Стерео" и "Преступления будущего".
Стилю, в котором выполнен "Бегущий по лезвию", кинокритики придумали определение – "tech noir". Если отталкиваться от этого определения, то "Альфавиль" является нуаром без приставки tech. Однако оба фильма являются фантастическими по жанру. "Альфавиль" стареет со временем, "Бегущий по лезвию" — нет. Проблема "Альфавиля" в его бюджетности. В нем нет никаких дивайсов, совершенно отсутствуют технологии будущего.
Мир будущего, показанный в "Бегущем" (да и в "Бразилии", снятой примерно в том же стиле), – это незабытое прошлое. Годар в "Альфавиле" использует в качестве декораций современный Париж и свежеотстроенное многоэтажное здание Дома Радио. То есть, он обращается к актуальной реальности, тогда как Скотт и Гиллиам ищут вдохновение в ретро-стиле, на стыке прошлого и будущего создавая образы нового мира и столбя место в безвременьи. У них просто было больше денег! Но в фантастическом жанре визуальный ряд значит очень многое.
По содержанию же "Альфавиль" является традиционной антиутопией.
Шпион 003 прибывает из Внешнего мира (включающего в себя капиталистические страны, коммунистические, да и, видимо, все остальные прочие, существующие на Земле) прибывает в Альфавиль, где все подчинено холодной логике суперкомпьютера, управляющего людьми. Создал машину профессор фон Браун. Шпиён знакомится с его дочкой, которую играет Анна Карина, надеясь выйти на профессора и устроить что-то типа бархатной революции. В конце концов он покидает Альфавиль вместе с Анной Кариной.
Фильм почти никак не цепляет. Прикол в том, что главный герой, бросающий вызов машине, превратившей Альфавиль в "мертвый мир", который населен уже изрядно мутировавшими в сторону тотальной бесчувственности людьми, сам по себе является "мертвецом". Это абсолютно ходульный типаж, с квадратной челюстью, пришедший из американского черного романа. Кроме того, ему под полтинник. Этакий гибрид Дика Трейси 40-х с "национальным французским" Жаном Габеном (или Жаном Маре). То есть, помимо видеоряда, эту картину сильно старит и главный герой, пришедший из "прадедушкиного кино".
Оценка: 6,5 из 10.
Режиссер: Жан-Люк Годар.
Сценарий: Жан-Люк Годар, Поль Элюар,
Оператор: Рауль Кутар,
Композитор: Поль Мизраки.
В главных ролях: Эдди Константин, Анна Карина.
В ролях: Аким Тамирофф, Валери Буажель, Жан-Луи Комолли.
Интересные факты о фильме:
- Часть съемок была осуществлена внутри Французского Дома Радио (фр. Maison de Radio France), который в то время только недавно торжественно открылся.
- Профессоры Хекель и Джекель названы в честь мультяшных птиц "Heckle and Jeckle".
- Рассуждения "Альфы-60" на тему "Время — субстанция, которую создал я..." — перефраз эссе Хорхе Луиса Борхеса 1944 года "Новое опровержение времени", в свою очередь, основанное на рассуждениях Беркли.
- 10 июля 1970 года фильм был запрещен к показу во всех кинотеатрах Пакистана.
- Немецкая группа "Альфавиль" названа так в честь фильма.