Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Альфавиль (1965, Франция - Италия, фантастика / нуар): Хорошоспасибопожалуйста

Оглавление

Сейчас годаровский "Альвафиль" кажется чрезвычайно дряхлым фильмом, но было бы несправедливым не отдать ему должное. Он оказал влияние на Ридли Скотта, когда тот снимал "Бегущего по лезвию", который в свою очередь положил начало киберпанку в кино. Не исключено, что кое-что перенял у Годара и Кроненберг, снимая в киноинституте два своих первых и самых муторных фильма — "Стерео" и "Преступления будущего".

Стилю, в котором выполнен "Бегущий по лезвию", кинокритики придумали определение – "tech noir". Если отталкиваться от этого определения, то "Альфавиль" является нуаром без приставки tech. Однако оба фильма являются фантастическими по жанру. "Альфавиль" стареет со временем, "Бегущий по лезвию" — нет. Проблема "Альфавиля" в его бюджетности. В нем нет никаких дивайсов, совершенно отсутствуют технологии будущего.

Кадр из фильма "Альфавиль" (1965)
Кадр из фильма "Альфавиль" (1965)

Мир будущего, показанный в "Бегущем" (да и в "Бразилии", снятой примерно в том же стиле), – это незабытое прошлое. Годар в "Альфавиле" использует в качестве декораций современный Париж и свежеотстроенное многоэтажное здание Дома Радио. То есть, он обращается к актуальной реальности, тогда как Скотт и Гиллиам ищут вдохновение в ретро-стиле, на стыке прошлого и будущего создавая образы нового мира и столбя место в безвременьи. У них просто было больше денег! Но в фантастическом жанре визуальный ряд значит очень многое.

По содержанию же "Альфавиль" является традиционной антиутопией.

Кадр из фильма "Альфавиль" (1965)
Кадр из фильма "Альфавиль" (1965)

Шпион 003 прибывает из Внешнего мира (включающего в себя капиталистические страны, коммунистические, да и, видимо, все остальные прочие, существующие на Земле) прибывает в Альфавиль, где все подчинено холодной логике суперкомпьютера, управляющего людьми. Создал машину профессор фон Браун. Шпиён знакомится с его дочкой, которую играет Анна Карина, надеясь выйти на профессора и устроить что-то типа бархатной революции. В конце концов он покидает Альфавиль вместе с Анной Кариной.

Кадр из фильма "Альфавиль" (1965)
Кадр из фильма "Альфавиль" (1965)

Фильм почти никак не цепляет. Прикол в том, что главный герой, бросающий вызов машине, превратившей Альфавиль в "мертвый мир", который населен уже изрядно мутировавшими в сторону тотальной бесчувственности людьми, сам по себе является "мертвецом". Это абсолютно ходульный типаж, с квадратной челюстью, пришедший из американского черного романа. Кроме того, ему под полтинник. Этакий гибрид Дика Трейси 40-х с "национальным французским" Жаном Габеном (или Жаном Маре). То есть, помимо видеоряда, эту картину сильно старит и главный герой, пришедший из "прадедушкиного кино".

Оценка: 6,5 из 10.

Кадр из фильма "Альфавиль" (1965)
Кадр из фильма "Альфавиль" (1965)

Режиссер: Жан-Люк Годар.
Сценарий: Жан-Люк Годар, Поль Элюар,
Оператор: Рауль Кутар,
Композитор: Поль Мизраки.

В главных ролях: Эдди Константин, Анна Карина.
В ролях: Аким Тамирофф, Валери Буажель, Жан-Луи Комолли.

Интересные факты о фильме:

  • Часть съемок была осуществлена внутри Французского Дома Радио (фр. Maison de Radio France), который в то время только недавно торжественно открылся.
  • Профессоры Хекель и Джекель названы в честь мультяшных птиц "Heckle and Jeckle".
  • Рассуждения "Альфы-60" на тему "Время — субстанция, которую создал я..." — перефраз эссе Хорхе Луиса Борхеса 1944 года "Новое опровержение времени", в свою очередь, основанное на рассуждениях Беркли.
  • 10 июля 1970 года фильм был запрещен к показу во всех кинотеатрах Пакистана.
  • Немецкая группа "Альфавиль" названа так в честь фильма.
На съемках фильма "Альфавиль" (1965)
На съемках фильма "Альфавиль" (1965)

Тематические ссылки:
Режиссеры мирового кино