Найти тему
Русский язык без боли

Сочинение ЕГЭ: как придумать проблему

Есть одна забавная игра. Собирается компания, каждый человек пишет на листочке ответ на один вопрос, потом загибает листок (прячет свой ответ) и передаёт сидящему рядом, а сам получает листочек от другого соседа и пишет ответ на следующий вопрос. И так дальше по кругу, пока из этих ответов не сложится история.

Вопросы такие:

кто?
где?
с кем?
что делал?
кто это видел?
чем всё закончилось?

У моей подруги недавно был день рождения, мы там развлекались этой игрой. Вот одна из историй, которая у нас получилась:

Зебра
В открытых вратах ада
С псиной Галиной и живой глиной
Варили борщ и рисовали импрессионизм
Это видел Илон Маск
И поэтому Юрий Дудь позвал их к себе на интервью, задавал неудобные вопросы, и в итоге они прославились на весь мир

Мило... но к чему это я. Да к тому, что любой текст на ЕГЭ можно разобрать по этим же самым вопросам и понять, какой там сюжет – какая последовательность событий. А если текст публицистический, напоминаю, можно проследить сюжет рассуждений: сначала такая мысль, потом вот такая, а затем автор говорит об этом…

Когда у нас есть сюжет, мы начинаем искать темы. Как это сделать и какими словами эти темы назвать, читайте в предыдущем посте.

А вот дальше самое сложное: нужно сформулировать проблему. Есть много разных путей сделать это – и я жду, что вы найдёте свой путь 🧘‍♀️ но начать можете по моей схеме.

Я считаю, что герой-поступки-результат – это суть, а тема – это важный фон. И если их сложить, то получится проблема текста. Вы смотрите, что герой делает так, а что не так: кого он обижает, что портит, в чём ошибается или что у него выходит хорошо и на какие его поступки стоит равняться – и при этом держите в голове тему текста (взаимоотношения в семье, природа, война и т. д.). И потом задаётесь вопросом: а стоит ли так себя вести? а что нам даёт такое поведение? и как оно меняет мир?

Начинать проблемные вопросы удобнее всего с подобных слов:

Почему...
Насколько важно...
Как...
Стоит ли…
Какую роль играет...
Может ли…
Что... / Что такое...

Я специально не привожу конкретные примеры, потому что обозначить проблему можно любым способом – в этом прелесть сочинения (и я не хочу вас ограничивать). Да, удивительно, но какая-никакая, а свобода выбора есть даже на ЕГЭ. И я предлагаю воспринимать проблему как конструктор. У вас есть детальки:

тема,
герой - поступки - результат,
слова-вопросы…

А во что их сложить – решаете только вы.

Пишите мне, если что-то непонятно, пишите, если у вас есть сложные тексты и вы не знаете, что с ними делать, – я всегда на связи и готова обсуждать любую проблему 😌