Как было сказано в завершении статьи Сделка "газ-трубы" завершена только сейчас. Часть 1 газопроводы были построены, деньги стали поступать в советский бюджет. Даже оставшаяся от бартерной схемы "2,4 миллиона тонн труб на 120 миллиардов кубов газа" сумма была весьма приличной и позволила закупать на западе то, что в СССР не было. Плюс деньги от поставки нефти на западный рынок - СССР довольно быстро стал весьма желанным покупателем на мировом рынке, что разумеется, сильно не понравилось властям США.
Допустить, что бы "советы" закупали товары и технологии на Западе ради строительства коммунизма, а на самом деле и во многом - для ВПК, американская администрация позволить не могла. В 1974 году американцы приняли поправку к Закону о торговле США, ограничивающую торговлю со странами, создающими препятствия эмиграции и нарушающими другие права человека. В первую очередь этот законодательный акт, получивший название поправки Джексона-Вэника, был направлен против Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и Советского Союза. СССР в те годы испытывал сильнейший дефицит импортных товаров, зерна и технологий, усугубившийся, когда Вашингтон ввел более жесткие торговые ограничения после введения советских войск в Афганистан в 1979 г.
Сложилась ситуация, когда "официально" очень многое ни купить у СССР, ни продать ему нельзя было. Тупик? Нет - некоторые акулы капиталистического бизнеса, чуя солидные барыши, шли на сделки с СССР. Даже понимая, что часто работают с "товароведами в штатском" из распиаренного кей-джи-би. Но за десятки процентов прибыли капитализм... ну, вы помните это крылатое выражение.
Одним из упомянутых выше "акул" был Марк Рич, до момента начала сотрудничества с СССР приторговывавшим небольшими партиям нефти со "сложной", мягко говоря, репутацией. Спотовые сделки с нефтью в те годы были новинкой и приносили Марку солидные барыши. Основанная им совместно с Пинкусом Грином в городке Бар швейцарского кантона Цуг в апреле 1974 года фирма Marc Rich + Co одной нефтью не ограничилась и стала заниматься поставками в СССР, да и в другие незападные страны всякого разного - вкусного и интересного. Как пишет Википедия
Компания изначально строилась на принципах скрытности, высокорисковой и агрессивной политики. Компания осуществляла торговлю иранской нефтью в обход американского эмбарго, закупала никель и золото на Кубе, торговала с опальной Ливией и с ЮАР, когда та находилась под действием международных санкций из-за политики апартеида. Во время нефтяного кризиса 1973 года компания зарабатывала, проводя нефтяные контракты через десятки созданных ею офшорных фирм. В 1983 году федеральный прокурор США Рудольф Джулиани санкционировал арест Рича и Грина. Обвинение насчитывало 65 пунктов, в том числе неуплату налогов на 48 млн долларов США. Партнёры бежали из США, после чего Рич принял испанское гражданство, а Грин — боливийское[4]. Компанию подозревают также в сделках с Саддамом Хусейном[7]
Marc Rich оставалась единственной компанией, поставлявшей зерно в СССР, несмотря на международный запрет из-за войны в Афганистане
Как многозначительно намекалось в публикациях 1990-х годов, негласную поддержку Марку Ричу оказывал КГБ, что, собственно, он и обязан был делать, обеспечивая поставки того же зерна в СССР. Очень может быть, что "с другой стороны" Марка Рича поддерживали западные спецслужбы, но эта история ещё ждёт своего режиссёра. Да, кино получилось бы весьма интересное, всяким Бондам тихо плакать в углу.
На излёте советской эпохи, С 1989 по 1993 г.г. Рич вывозил из страны нефть, алюминий, медь, цинк, свинец и уголь. Обороты торговли составляли 3-4 млрд долл. в год (около 10% всего экспорта страны!).
Однако бурная биография главного акционера стала мешать бизнесу и совладельцы убедили Марка отойти от дел. В 1994 году, после ухода основателя, компания была переименована в Glencore International AG. возглавил ее Айван Глазенберг. Его связывали с Натаном Ротшильдом, официальным бенефициаром Glencore ставшим только в 2010 году.
Новое руководство Glencore в 1995— 1996 годах коренным образом меняет стратегию компании: если ранее это был почти чистый трейдер, который приобретал промышленные активы главным образом для получения доступа к выпускаемой продукции, то теперь компания начинает участвовать в управлении предприятиями. В России Glencore скупает крупные пакеты металлургических заводов: Челябинского меткомбината, Среднеуральского медеплавильного, Дальполиметалла. Упущенное время компания пытается компенсировать значительными инвестициями в производство, но затея не удается.
В 1998-м российское подразделение Glencore и вовсе прекращает работу на перспективу. После обвала финансовых рынков в августе головной офис дал команду распродать российские активы и сосредоточиться на выбивании долгов из поставщиков. Вернуть удалось не все: например, $25 млн, выделенных на закупку нефти у получившего скандальную известность в связи с реконструкцией Кремля и торговлей с Ираком РАО «МЭС», исчезли безвозвратно. Все свои промышленные активы Glencore к началу 2000-х продал российским компаниям.
Почти полувековая история бизнеса Glencore на советском, а потом и на российском рынке завершилась практически сейчас - 31 октября 2022 года Сбербанк подал иск против Glencore Energy UK Ltd, структурного подразделения Glencore. Претензии Сбера выражаются внушительной суммой в 117 млн евро, или более 7,2 млрд. руб. Иск появился в ответ на, по мнению заявителя, нарушения швейцарской компанией условий договора о поставке нефти на границу Украины и Венгрии и Украины и Словакии в марте 2022 года. Если Сбербанк выиграет суд (предварительное заседание назначено на 6 декабря), он сможет заблокировать искомую сумму на российских счетах Glencore (если она там, конечно же, есть), но куда важнее другое - иск Сбербанка к Glencore в этом плане весьма показателен и может свидетельствовать о кардинально изменившемся тренде в отношениях с западными «партнерами». Оглядываясь на события новейшей истории России, трудно было представить, что кто-то станет решать масштабные бизнес-конфликты в публичном поле, в зале судебных заседаний. Раньше все вопросы конфиденты обсуждали в уютных кулуарах и явно приходили к компромиссам, выгодным для представителей западной финансовой элиты.
Изменилось ли что-то сегодня? Похоже, что да. Во-первых, мы узнали, что Glencore, обладая святой аурой надежного бизнес-партнера, прикрытого броней из сотен миллиардов долларов, судя по всему, не платит по счетам в России. Во-вторых, Россия решает этот вопрос в максимально цивилизованном русле – в арбитражном суде. Хочется верить, что на фоне нынешних глобальных событий нашей стране удастся навсегда опустить шлагбаум перед такими своеобразными «партнёрами» и «инвесторами».