Найти тему
История транспорта

История воздушного сообщения СССР – Великобритания

Переговоры о начале прямого воздушного сообщения между СССР и Великобританией начались в декабре 1957 года. Основным интересом данной трассы для английской стороны было то, что из Лондона через Москву пролегал кратчайший путь на Дальний Восток и в страны Юго-Восточной Азии. Соглашение о начале воздушного сообщения было подписано 26 февраля 1958 года. С советской стороны его подписал начальник Главного управления ГВФ СССР, маршал авиации Павел Федорович Жигарев, с английской – Маршал Королевских ВВС Уильям Шолто, Первый барон Дуглас из Киртлесайда (Sholto, 1st Baron Douglas of Kirtleside), на тот момент председатель правления авиакомпании British European Airways.

В качестве перевозчика на эту трассу с английской стороны была выбрана авиакомпания British European Airways (BEA).

Но по разным бюрократическим причинам открытие рейсов затянулось на полтора года. Городские власти Лондона, в частности, опасались, что Ту-104, который советская сторона выставила в качестве своего воздушного судна на данную трассу, будет слишком шумным, а его взлеты будут мешать жителям близлежащих к аэропорту районов.

19 февраля 1959 года вопрос был вынесен даже в повестку дня заседания британского парламента, где лорд Шеферд (lord Shepherd) и граф Госфорд (Earl of Gosford) запросили у правительства ее Величества точные сроки начала организации воздушного сообщения.

14 мая 1959 года авиакомпания ВЕА на самолете Vickers 806 Viscount G-AOYS выполнила первый регулярный пассажирский рейс ВЕ488/489 по маршруту Лондон – Копенгаген – Москва (Внуково).

Прибытие рейса авиакомпании ВЕА в Москву. Внуково, 14 мая 1959 года.. Фото из архива Сергея Цветкова.
Прибытие рейса авиакомпании ВЕА в Москву. Внуково, 14 мая 1959 года.. Фото из архива Сергея Цветкова.
«Виконт» на перроне перед зданием аэровокзала аэропорта Внуково. Фото из архива авиакомпании British Airways.
«Виконт» на перроне перед зданием аэровокзала аэропорта Внуково. Фото из архива авиакомпании British Airways.

Время в пути с промежуточной посадкой в Копенгагене составило 6 часов 50 минут в Москву и 7 часов 20 минут в Лондон.

Ту-104А Аэрофлота вылетел первым рейсом SU031/032 по маршруту Внуково – Копенгаген – Лондон двумя днями позже, 16 мая 1959 года. Каждая авиакомпания выполняла свои рейсы два раза в неделю: ВЕА по четвергам и воскресеньям, Аэрофлот по средам и субботам.

Ту-104А СССР-42482 рейса SU031 Внуково – Лондон во время промежуточной посадки в Копенгагене. Май 1959 г.
Ту-104А СССР-42482 рейса SU031 Внуково – Лондон во время промежуточной посадки в Копенгагене. Май 1959 г.

1 апреля 1960 года авиакомпания BEA выполнила первый рейс на турбореактивном самолете de Havilland DH.106 Comet 4B G-APMD по маршруту Лондон – Москва. Теперь это был беспосадочный рейс с вылетом из Лондона в полночь по местному времени. С учетом 3,5-часового полета и разницы во времени между Лондоном и Москвой, в столицу СССР «Комета» прибывала рано утром. После стоянки продолжительностью два с половиной часа, самолет отправился в обратный путь. Преимущество такого графика для BEA заключалось в том, что их экипажам не требовался дорогостоящий ночной отдых. Рейс выполнялся два раза в неделю по вторникам и субботам.

«Комета-4» G-APMD авиакомпании БЕА в момент выполнения своего первого рейса в аэропорту Внуково, 2 апреля 1960 г.
«Комета-4» G-APMD авиакомпании БЕА в момент выполнения своего первого рейса в аэропорту Внуково, 2 апреля 1960 г.

С этого момента рейсы ВЕА в Москву нумеровались ВЕ910/911, а Аэрофлота – SU031/032. Первый обслуживался «Кометой», а второй – Ту-104А. Начиная с летней навигации 1967 года, частотность рейсов увеличилась до трех. Теперь БЕА выполняла рейсы по понедельникам, средам и пятницам, а Аэрофлот – по вторникам, четвергам и субботам.

5 апреля 1968 года Аэрофлот открывает рейс в Лондон из Ленинграда. Рейс SU0125/0126 выполняется на самолете Ту-104Б Ленинградским ОАО с промежуточной посадкой в Копенгагене один раз в неделю, по пятницам.

Ленинградский Ту-104Б СССР-42403 на перроне лондонского аэропорта Хитроу, март 1973 г. Источник и автор указаны на фото.
Ленинградский Ту-104Б СССР-42403 на перроне лондонского аэропорта Хитроу, март 1973 г. Источник и автор указаны на фото.

С 1 апреля 1969 года ВЕА меняет на московском рейсе ВЕ910/911 «Комету» на более вместительный и современный самолет Hawker Siddeley HS 121 «Trident», а Аэрофлот, соответственно, на рейсе SU0125/0126 заменил Ту-104А на Ил-62. При этом рейс Аэрофлота стал теперь прямым, без посадки в Копенгагене. Частоты и дни выполнения рейсов остались те же.

Ил-62 СССР-86682 в лондонском аэропорту Хитроу, 5 апреля 1975 г. Источник – wiki автор – emdjt42.
Ил-62 СССР-86682 в лондонском аэропорту Хитроу, 5 апреля 1975 г. Источник – wiki автор – emdjt42.

Важным событием стало подписание 13 апреля 1970 года в Лондоне соглашения между Великобританией и СССР о транзитных полетах через территорию СССР из Лондона в Токио с промежуточной посадкой в Москве. С советской стороны рейсы Лондон – Москва – Токио планировалось выполнять на самолетах Ил-62. С британской – на самолетах Боинг 707-336Б авиакомпании British Overseas Airways Corporation (BOAC). 2 июня 1970 года ВОАС выполнила первый такой рейс ВА860/861.

Конверт и поздравительное письмо по случаю первого рейса Лондон – Москва – Токио авиакомпании ВОАС. Источник – ebay.
Конверт и поздравительное письмо по случаю первого рейса Лондон – Москва – Токио авиакомпании ВОАС. Источник – ebay.

Параллельно на трассу Лондон – Москва – Токио вышел и Аэрофлот на своих Ил-62 рейсом SU207/208. Рейс выполнялся дважды в неделю, по средам и пятницам.

В авиакомпании ВОАС транссибирскую воздушную магистраль назвали «Russiaway». Причем, это название использовалось и в рекламных целях. Ветераны авиакомпании British Airways вспоминали, что на лондонских двухэтажных автобусах – знаменитых «даблдеккерах», курсировавших в то время между Викторией и Терминалом 3 аэропорта Хитроу, была нанесена реклама «Russiaway to Japan». Примечательно также, что, начиная с весны 1971 года за линией Лондон – Москва – Токио были закреплены два новых самолета Boeing 707-336B G-AXXY и G-AXXZ, которые поступили с завода в Сиэтле тогда же, в феврале 1971 года. Эти самолеты закупили специально для данной трассы, когда БОАК уже получала новые Боинги 747.

Boeing 707-336B G-AXXY после завершения полета по Транссибирскому маршруту. Токийский аэропорт Ханеда.
Boeing 707-336B G-AXXY после завершения полета по Транссибирскому маршруту. Токийский аэропорт Ханеда.

Начиная с 1 апреля 1971 года, нумерацию всех зарубежных рейсов Аэрофлота привели к единому стандарту. На направлении Москва – Лондон рейсы теперь нумеровались в диапазоне SU241…SU248, а рейс Лондон – Москва – Токио – SU581/582. После развала Советского Союза авиакомпания Аэрофлот – РМА использовала эту нумерацию лондонских рейсов вплоть до 2010 года.

Со 2 мая 1971 года на трассу Ленинград – Лондон выходит и авиакомпания ВЕА. Беспосадочный рейс ВЕ674/675 между этими двумя городами стал выполняться на самолете «Трайдент» один раз в неделю по воскресеньям. По неизвестным мне причинам рейс англичан в Лондон продержался всего три года, в 1974 году он стал именоваться ВЕ672/673, а в 1975 году был отменен.

31 марта 1974 года авиакомпании ВЕА и ВОАС прекратили свою деятельность и объединились в одну авиакомпанию под новым названием «British Airways». Теперь как рейсы в Москву, так и транссибирские выполнялись одним авиаперевозчиком.

Соответственно, со 2 апреля 1974 года авиакомпания «British Airways» на самолете Боинг 707-336Б начинает выполнять транссибирский рейс ВА990/991 Лондон – Москва – Токио. Рейс выполнялся два раза в неделю, в Токио – по вторникам и субботам, в Лондон – по средам и воскресеньям. Рейс Москва – Лондон на «Трайденте» стал ВЕ672/673 и выполнялся три раза, по понедельникам, пятницам и субботам.

20 октября 1975 года ленинградцы на рейсе в Лондон заменили Ту-104Б на Ту-154. Рейс SU637/638 по-прежнему выполнялся с промежуточной посадкой в Копенгагене один раз в неделю по пятницам.

Ленинградский Ту-154А СССР-85088 у терминала 2 аэропорта Хитроу  5 декабря 1975 г. Автор фото – emdjt42.
Ленинградский Ту-154А СССР-85088 у терминала 2 аэропорта Хитроу 5 декабря 1975 г. Автор фото – emdjt42.

В конце 70-х – начале 80-х авиакомпания British Airways несколько раз меняла номер рейса на московском направлении. В 1977 году он стал ВА832/833, в 1980 – ВА708/709 и лишь с 1981 года номер ВА710/711 стал постоянным и продержался до конца восьмидесятых годов.

После ввода советских войск в Афганистан в 1979 году ряд западных стран применили против СССР экономические санкции. В числе ограничений оказались и воздушные перевозки, в частности, в США. В ответ Советский Союз запретил полеты ряда европейских авиакомпаний по Транссибирскому воздушному пути. Так, авиакомпания «British Airways» лишилась своего «Russiaway to Japan» в конце 1980 года. Прямое воздушное сообщение между Москвой, Ленинградом и Лондоном сохранилось в неизменности.

1 апреля 1982 года авиакомпания Бритиш Эйруэйз сменила на московском рейсе ВА710/711 Трайдент на самолет Боинг 737-236. Одновременно увеличилась и частота выполнения рейсов. 710-й рейс стал выполняться четыре раза в неделю по понедельникам, четвергам, пятницам и воскресеньям.

Boeing 737-236(Adv) G-BGDG рейса ВА711 взлетает курсом 07 из московского аэропорта Шереметьево, 1983 г. Фото из фотоальбома «Аэрофлот».
Boeing 737-236(Adv) G-BGDG рейса ВА711 взлетает курсом 07 из московского аэропорта Шереметьево, 1983 г. Фото из фотоальбома «Аэрофлот».

Тогда же Аэрофлот сменил на рейсе Ленинград – Лондон Ту-154 на Ил-62. Рейс 637 стало выполнять ЦУМВС с подгонкой самолета из Шереметьево.

Ил-62М СССР-86470 рейса SU637 из Ленинграда рулит по перрону аэропорта Хитроу, 24 января 1982 года. Автор фото Тим Риз, источник Википедия.
Ил-62М СССР-86470 рейса SU637 из Ленинграда рулит по перрону аэропорта Хитроу, 24 января 1982 года. Автор фото Тим Риз, источник Википедия.

1 апреля 1986 года Аэрофлот поставил на рейс SU241/242 Москва – Лондон новый широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86.

Ил-86 СССР-86067 в аэропорту Хитроу, 5 октября 1991 г. Автор – Джонатан Фрэнсис.
Ил-86 СССР-86067 в аэропорту Хитроу, 5 октября 1991 г. Автор – Джонатан Фрэнсис.

29 марта 1987 года ВА поставила на московский рейс самолет Боинг 757-236. Рейс выполнялся один раз в неделю, по воскресеньям. Все остальные дни недели на рейсе №710 продолжал летать 737-й.

В связи с перестройкой и потеплением отношений между Советским Союзом и странами Запада стали потихоньку отменяться и экономические «рогатки», взаимно введенные сторонами в 1979 году. В том числе стали возвращаться на Транссибирскую магистраль некоторые европейские авиакомпании. «British Airways» вернулась на трассу Лондон – Москва – Токио 1 июня 1987 года рейсом ВА007/008 на самолете Боинг 747-236Б. В 1990 номер рейса сменился на ВА017/018, а в 1991 году на нем стали появляться и самолеты Боинг 747-436.

Boeing 747-236B рейса 007 Лондон – Москва – Токио в базовом аэропорту Хитроу, 5 октября 1991 г. Автор – Джонатан Фрэнсис.
Boeing 747-236B рейса 007 Лондон – Москва – Токио в базовом аэропорту Хитроу, 5 октября 1991 г. Автор – Джонатан Фрэнсис.

В 1987 году ЦУМВС открыл рейс во второй город Великобритании – Манчестер. Рейс SU249/250 выполнялся из московского аэропорта Шереметьево на Ту-154 один раз в неделю по воскресеньям.

Ту-154М СССР-85634 в аэропорту Манчестер, конец восьмидесятых годов. Источник фото – Википедия.
Ту-154М СССР-85634 в аэропорту Манчестер, конец восьмидесятых годов. Источник фото – Википедия.

В 1989 году номер московского рейса «Бритишей» поменялся на ВА872/873. Боинг 757 теперь стоял в расписании уже два раза в неделю, в 1989 -1990 гг – три раза, а зимой с 1990 на 1991 г. на трассу Лондон – Москва впервые вышел новый широкофюзеляжный самолет Боинг 767-336. С этого момента старый 737-й полностью оставил московское направление, а к лету 1991 года на рейсе 872/873 уже было 6 частот на 767 и 1 частота на 757.

В 1990 году рейс Ленинград – Лондон стал выполняться на Ил-86 самолетами и экипажами Ленинградского авиапредприятия.

Ленинградский Ил-86 СССР-86070 в аэропорту Хитроу, 1990 г. Источник и автор указаны на фотографии.
Ленинградский Ил-86 СССР-86070 в аэропорту Хитроу, 1990 г. Источник и автор указаны на фотографии.

Спасибо за внимание.