Переговоры о начале прямого воздушного сообщения между СССР и Великобританией начались в декабре 1957 года. Основным интересом данной трассы для английской стороны было то, что из Лондона через Москву пролегал кратчайший путь на Дальний Восток и в страны Юго-Восточной Азии. Соглашение о начале воздушного сообщения было подписано 26 февраля 1958 года. С советской стороны его подписал начальник Главного управления ГВФ СССР, маршал авиации Павел Федорович Жигарев, с английской – Маршал Королевских ВВС Уильям Шолто, Первый барон Дуглас из Киртлесайда (Sholto, 1st Baron Douglas of Kirtleside), на тот момент председатель правления авиакомпании British European Airways.
В качестве перевозчика на эту трассу с английской стороны была выбрана авиакомпания British European Airways (BEA).
Но по разным бюрократическим причинам открытие рейсов затянулось на полтора года. Городские власти Лондона, в частности, опасались, что Ту-104, который советская сторона выставила в качестве своего воздушного судна на данную трассу, будет слишком шумным, а его взлеты будут мешать жителям близлежащих к аэропорту районов.
19 февраля 1959 года вопрос был вынесен даже в повестку дня заседания британского парламента, где лорд Шеферд (lord Shepherd) и граф Госфорд (Earl of Gosford) запросили у правительства ее Величества точные сроки начала организации воздушного сообщения.
14 мая 1959 года авиакомпания ВЕА на самолете Vickers 806 Viscount G-AOYS выполнила первый регулярный пассажирский рейс ВЕ488/489 по маршруту Лондон – Копенгаген – Москва (Внуково).
Время в пути с промежуточной посадкой в Копенгагене составило 6 часов 50 минут в Москву и 7 часов 20 минут в Лондон.
Ту-104А Аэрофлота вылетел первым рейсом SU031/032 по маршруту Внуково – Копенгаген – Лондон двумя днями позже, 16 мая 1959 года. Каждая авиакомпания выполняла свои рейсы два раза в неделю: ВЕА по четвергам и воскресеньям, Аэрофлот по средам и субботам.
1 апреля 1960 года авиакомпания BEA выполнила первый рейс на турбореактивном самолете de Havilland DH.106 Comet 4B G-APMD по маршруту Лондон – Москва. Теперь это был беспосадочный рейс с вылетом из Лондона в полночь по местному времени. С учетом 3,5-часового полета и разницы во времени между Лондоном и Москвой, в столицу СССР «Комета» прибывала рано утром. После стоянки продолжительностью два с половиной часа, самолет отправился в обратный путь. Преимущество такого графика для BEA заключалось в том, что их экипажам не требовался дорогостоящий ночной отдых. Рейс выполнялся два раза в неделю по вторникам и субботам.
С этого момента рейсы ВЕА в Москву нумеровались ВЕ910/911, а Аэрофлота – SU031/032. Первый обслуживался «Кометой», а второй – Ту-104А. Начиная с летней навигации 1967 года, частотность рейсов увеличилась до трех. Теперь БЕА выполняла рейсы по понедельникам, средам и пятницам, а Аэрофлот – по вторникам, четвергам и субботам.
5 апреля 1968 года Аэрофлот открывает рейс в Лондон из Ленинграда. Рейс SU0125/0126 выполняется на самолете Ту-104Б Ленинградским ОАО с промежуточной посадкой в Копенгагене один раз в неделю, по пятницам.
С 1 апреля 1969 года ВЕА меняет на московском рейсе ВЕ910/911 «Комету» на более вместительный и современный самолет Hawker Siddeley HS 121 «Trident», а Аэрофлот, соответственно, на рейсе SU0125/0126 заменил Ту-104А на Ил-62. При этом рейс Аэрофлота стал теперь прямым, без посадки в Копенгагене. Частоты и дни выполнения рейсов остались те же.
Важным событием стало подписание 13 апреля 1970 года в Лондоне соглашения между Великобританией и СССР о транзитных полетах через территорию СССР из Лондона в Токио с промежуточной посадкой в Москве. С советской стороны рейсы Лондон – Москва – Токио планировалось выполнять на самолетах Ил-62. С британской – на самолетах Боинг 707-336Б авиакомпании British Overseas Airways Corporation (BOAC). 2 июня 1970 года ВОАС выполнила первый такой рейс ВА860/861.
Параллельно на трассу Лондон – Москва – Токио вышел и Аэрофлот на своих Ил-62 рейсом SU207/208. Рейс выполнялся дважды в неделю, по средам и пятницам.
В авиакомпании ВОАС транссибирскую воздушную магистраль назвали «Russiaway». Причем, это название использовалось и в рекламных целях. Ветераны авиакомпании British Airways вспоминали, что на лондонских двухэтажных автобусах – знаменитых «даблдеккерах», курсировавших в то время между Викторией и Терминалом 3 аэропорта Хитроу, была нанесена реклама «Russiaway to Japan». Примечательно также, что, начиная с весны 1971 года за линией Лондон – Москва – Токио были закреплены два новых самолета Boeing 707-336B G-AXXY и G-AXXZ, которые поступили с завода в Сиэтле тогда же, в феврале 1971 года. Эти самолеты закупили специально для данной трассы, когда БОАК уже получала новые Боинги 747.
Начиная с 1 апреля 1971 года, нумерацию всех зарубежных рейсов Аэрофлота привели к единому стандарту. На направлении Москва – Лондон рейсы теперь нумеровались в диапазоне SU241…SU248, а рейс Лондон – Москва – Токио – SU581/582. После развала Советского Союза авиакомпания Аэрофлот – РМА использовала эту нумерацию лондонских рейсов вплоть до 2010 года.
Со 2 мая 1971 года на трассу Ленинград – Лондон выходит и авиакомпания ВЕА. Беспосадочный рейс ВЕ674/675 между этими двумя городами стал выполняться на самолете «Трайдент» один раз в неделю по воскресеньям. По неизвестным мне причинам рейс англичан в Лондон продержался всего три года, в 1974 году он стал именоваться ВЕ672/673, а в 1975 году был отменен.
31 марта 1974 года авиакомпании ВЕА и ВОАС прекратили свою деятельность и объединились в одну авиакомпанию под новым названием «British Airways». Теперь как рейсы в Москву, так и транссибирские выполнялись одним авиаперевозчиком.
Соответственно, со 2 апреля 1974 года авиакомпания «British Airways» на самолете Боинг 707-336Б начинает выполнять транссибирский рейс ВА990/991 Лондон – Москва – Токио. Рейс выполнялся два раза в неделю, в Токио – по вторникам и субботам, в Лондон – по средам и воскресеньям. Рейс Москва – Лондон на «Трайденте» стал ВЕ672/673 и выполнялся три раза, по понедельникам, пятницам и субботам.
20 октября 1975 года ленинградцы на рейсе в Лондон заменили Ту-104Б на Ту-154. Рейс SU637/638 по-прежнему выполнялся с промежуточной посадкой в Копенгагене один раз в неделю по пятницам.
В конце 70-х – начале 80-х авиакомпания British Airways несколько раз меняла номер рейса на московском направлении. В 1977 году он стал ВА832/833, в 1980 – ВА708/709 и лишь с 1981 года номер ВА710/711 стал постоянным и продержался до конца восьмидесятых годов.
После ввода советских войск в Афганистан в 1979 году ряд западных стран применили против СССР экономические санкции. В числе ограничений оказались и воздушные перевозки, в частности, в США. В ответ Советский Союз запретил полеты ряда европейских авиакомпаний по Транссибирскому воздушному пути. Так, авиакомпания «British Airways» лишилась своего «Russiaway to Japan» в конце 1980 года. Прямое воздушное сообщение между Москвой, Ленинградом и Лондоном сохранилось в неизменности.
1 апреля 1982 года авиакомпания Бритиш Эйруэйз сменила на московском рейсе ВА710/711 Трайдент на самолет Боинг 737-236. Одновременно увеличилась и частота выполнения рейсов. 710-й рейс стал выполняться четыре раза в неделю по понедельникам, четвергам, пятницам и воскресеньям.
Тогда же Аэрофлот сменил на рейсе Ленинград – Лондон Ту-154 на Ил-62. Рейс 637 стало выполнять ЦУМВС с подгонкой самолета из Шереметьево.
1 апреля 1986 года Аэрофлот поставил на рейс SU241/242 Москва – Лондон новый широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86.
29 марта 1987 года ВА поставила на московский рейс самолет Боинг 757-236. Рейс выполнялся один раз в неделю, по воскресеньям. Все остальные дни недели на рейсе №710 продолжал летать 737-й.
В связи с перестройкой и потеплением отношений между Советским Союзом и странами Запада стали потихоньку отменяться и экономические «рогатки», взаимно введенные сторонами в 1979 году. В том числе стали возвращаться на Транссибирскую магистраль некоторые европейские авиакомпании. «British Airways» вернулась на трассу Лондон – Москва – Токио 1 июня 1987 года рейсом ВА007/008 на самолете Боинг 747-236Б. В 1990 номер рейса сменился на ВА017/018, а в 1991 году на нем стали появляться и самолеты Боинг 747-436.
В 1987 году ЦУМВС открыл рейс во второй город Великобритании – Манчестер. Рейс SU249/250 выполнялся из московского аэропорта Шереметьево на Ту-154 один раз в неделю по воскресеньям.
В 1989 году номер московского рейса «Бритишей» поменялся на ВА872/873. Боинг 757 теперь стоял в расписании уже два раза в неделю, в 1989 -1990 гг – три раза, а зимой с 1990 на 1991 г. на трассу Лондон – Москва впервые вышел новый широкофюзеляжный самолет Боинг 767-336. С этого момента старый 737-й полностью оставил московское направление, а к лету 1991 года на рейсе 872/873 уже было 6 частот на 767 и 1 частота на 757.
В 1990 году рейс Ленинград – Лондон стал выполняться на Ил-86 самолетами и экипажами Ленинградского авиапредприятия.
Спасибо за внимание.