Найти тему
Галерея Широковых

Инна Широкова. Народная традиция. Часть 3

Оглавление

Статья В. Пересторониной для журнала "Художник" 1|1984

Начало статьи по ссылке: Инна Широкова. Народная традиция. Часть 1
Продолжение статьи по ссылке: Инна Широкова. Народная традиция. Часть 2

Любовь живописца к натуре, одарен­ной, творческой, проявляется не только в жанровых полотнах, но и в ее портретном цикле. Широкова пишет порт­реты лишь тех людей, кого хорошо знает. Не случайно ее мастерская всегда открыта для гостей, куда при­ходят ее коллеги — художники, а так­же писатели, актеры, врачи, ученые, журналисты. Мир этот очень дорог ав­тору, это мир единомышленников, людей, близких ей по духу, мировос­приятию. Именно здесь, в общении, рождаются замыслы многих портретных работ. Иногда она создает не­сколько вариантов портрета одной и той же модели, каждый раз осуществ­ляя новый взгляд на неё в другом композиционном или колористическом решении.

Инна Широкова, "Перед премьерой. Портрет М. А. Конышевой", 1985 г
Инна Широкова, "Перед премьерой. Портрет М. А. Конышевой", 1985 г

Достоинства портретов Широковой определяются способностью автора под­мечать и запечатлевать на холсте характерные черты внешности чело­века, его манеру держать себя, разго­варивать, двигаться, все то, что для художника является одновременно ключом к раскрытию состояния и на­строения портретируемого. Модели в ее портретах в основном статичны, лишены движения. Но очень редко внешнюю статику изображенного мож­но отождествлять со спокойствием внутренним, душевным. Композицион­ная построенность холстов, их напря­женное колористическое звучание сооб­щают портретируемым внутреннюю энергию, подчеркивают сугубо индивидуальные черты характера человека. В немалой степени раскрытию характера модели способствует и фон. У Широковой он — всегда активно действующая среда, также работающая на образ. Им определяется место дей­ствия, по нему можно многое узнать о самом человеке, его профессии. При­мером могут служить такие работы, как «Мои соседи по мастерской», «Портрет профессора В. А. Журавле­ва», «Портрет заслуженной артистки РСФСР Т. И. Ветко». Глубоко индиви­дуальный облик изображенной лично­сти несет в себе и черты типические, присущие людям этих профессий — художнику, врачу, актеру.

Инна Широкова, "Портрет сына", 1978 г
Инна Широкова, "Портрет сына", 1978 г

Интересен в этой связи цикл портретов-картин, посвященных актерам театра кукол. В портретах режиссера Вадима Афанасьева («Рождение обра­за»), актрисы Альбины Рычковой, кук­лы, изображенные на фоне, так актив­ны и выразительны, что воспринима­ются уже как самостоятельные образы. Настолько крепко, выразительно пси­хологически даны две большие куклы в натюрморте «Рождение кукол», что работа выходит за границы жанра, выбранного автором.

Инна Широкова, "Актёр В. Казаченко в роли Караманчеля из спектакля  Дон Хиль - зеленые штаны", 1986 г
Инна Широкова, "Актёр В. Казаченко в роли Караманчеля из спектакля Дон Хиль - зеленые штаны", 1986 г

На протяжении всего творчества Широкова с особым увлечением писала детские портреты. И сегодня это одна из самых любимых и благодатных, как сама она считает, тем. Детские образы на полотнах художницы поко­ряют зрителя искренностью, непосредственностью, естественностью поведе­ния. Каждый из них — маленький че­ловек со своим внутренним миром и настроением. В этом отношении характерны портреты Светланы, племянницы художницы, которая стала одной из самых любимых моделей автора. В одном из ранних холстов она изображе­на еще совсем ребенком с любимой игрушкой в руках. В более поздней работе «Света» — это уже подросток, вступающий в пору юности. Сопоставляя холсты, можно увидеть, как тонко чувствует живописец изменения, произошедшие во внутреннем мире девоч­ки.

Инна Широкова, "Андрюшка", 1966 г
Инна Широкова, "Андрюшка", 1966 г

Несколько лет тому назад активно вошла в творчество Широковой и тема юношества. Чаще всего она реализует­ся в групповых портретах, картинах (хотя встречаются и однофигурные композиции). Обычно автор представляет образы молодежи как коллектив единомышленников, объединенных общей целью и делами. Таковы триптих «Студенты», «Групповой портрет выпу­скниц Кировского культпросветучилища» и другие.

Инна Широкова, "Молодые люди", 1976 г
Инна Широкова, "Молодые люди", 1976 г

Примечательны автопортреты Широ­ковой. Их много, они разные по на­строению и состоянию. В каждом — отражение определеного этапа творче­ского пути. Одни лирические, грустные («У зеркала. Автопортрет»), другие безмятежно созерцательные («Зимний автопортрет»). Но в большинстве слу­чаев художница предстает перед нами в момент творчества, как, например, в работе 1981 года, где изображает себя за мольбертом с кистью в руке, серь­езно и задумчиво глядящей на зрите­ля. Сравнивая автопортреты — ранние с более поздними, — ясно видишь, как усложнился и углубился внутренний мир художницы, насколько четче и явственнее обозначился ее характер.

Инна Широкова, "Автопортрет с сыном и внуком", 1983 г
Инна Широкова, "Автопортрет с сыном и внуком", 1983 г

Оглядывая созданное Широковой к началу 80-х годов, довольно трудно определить, какому жанру она отдает предпочтение. Художница одинаково заинтересованно работает над натюр­мортами, портретами, тематическими композициями. Нередко они объединя­ются в одном произведении, расширяя и обогащая его жанровые границы. Как и любой художник, Широкова не застрахована от неудач. У нее, чело­века, всегда находящегося в поиске, были работы, которые принесли нема­ло огорчений. Но как бы ни трудны были пути обретения собственного ли­ца, об одном можно сказать с уверен­ностью: ни одно свое произведение художница не писала равнодушно. Без чувства волнения, радостного, а подчас даже и восторженного удивления пе­ред жизнью Широкова не берет кисть в руки. Этим чрезвычайно ценным качеством, данным от рождения, она всецело делится со зрителем.

Инна Широкова сейчас в расцвете творческих сил. Она все зорче всмат­ривается в окружающую жизнь, острее чувствует характер современников. Ее искусство с каждым годом набирает все большую силу.

Больше картин Инны Широковой