Статья В. Пересторониной для журнала "Художник" 1|1984
Начало статьи по ссылке: Инна Широкова. Народная традиция. Часть 1
Продолжение статьи по ссылке: Инна Широкова. Народная традиция. Часть 2
Любовь живописца к натуре, одаренной, творческой, проявляется не только в жанровых полотнах, но и в ее портретном цикле. Широкова пишет портреты лишь тех людей, кого хорошо знает. Не случайно ее мастерская всегда открыта для гостей, куда приходят ее коллеги — художники, а также писатели, актеры, врачи, ученые, журналисты. Мир этот очень дорог автору, это мир единомышленников, людей, близких ей по духу, мировосприятию. Именно здесь, в общении, рождаются замыслы многих портретных работ. Иногда она создает несколько вариантов портрета одной и той же модели, каждый раз осуществляя новый взгляд на неё в другом композиционном или колористическом решении.
Достоинства портретов Широковой определяются способностью автора подмечать и запечатлевать на холсте характерные черты внешности человека, его манеру держать себя, разговаривать, двигаться, все то, что для художника является одновременно ключом к раскрытию состояния и настроения портретируемого. Модели в ее портретах в основном статичны, лишены движения. Но очень редко внешнюю статику изображенного можно отождествлять со спокойствием внутренним, душевным. Композиционная построенность холстов, их напряженное колористическое звучание сообщают портретируемым внутреннюю энергию, подчеркивают сугубо индивидуальные черты характера человека. В немалой степени раскрытию характера модели способствует и фон. У Широковой он — всегда активно действующая среда, также работающая на образ. Им определяется место действия, по нему можно многое узнать о самом человеке, его профессии. Примером могут служить такие работы, как «Мои соседи по мастерской», «Портрет профессора В. А. Журавлева», «Портрет заслуженной артистки РСФСР Т. И. Ветко». Глубоко индивидуальный облик изображенной личности несет в себе и черты типические, присущие людям этих профессий — художнику, врачу, актеру.
Интересен в этой связи цикл портретов-картин, посвященных актерам театра кукол. В портретах режиссера Вадима Афанасьева («Рождение образа»), актрисы Альбины Рычковой, куклы, изображенные на фоне, так активны и выразительны, что воспринимаются уже как самостоятельные образы. Настолько крепко, выразительно психологически даны две большие куклы в натюрморте «Рождение кукол», что работа выходит за границы жанра, выбранного автором.
На протяжении всего творчества Широкова с особым увлечением писала детские портреты. И сегодня это одна из самых любимых и благодатных, как сама она считает, тем. Детские образы на полотнах художницы покоряют зрителя искренностью, непосредственностью, естественностью поведения. Каждый из них — маленький человек со своим внутренним миром и настроением. В этом отношении характерны портреты Светланы, племянницы художницы, которая стала одной из самых любимых моделей автора. В одном из ранних холстов она изображена еще совсем ребенком с любимой игрушкой в руках. В более поздней работе «Света» — это уже подросток, вступающий в пору юности. Сопоставляя холсты, можно увидеть, как тонко чувствует живописец изменения, произошедшие во внутреннем мире девочки.
Несколько лет тому назад активно вошла в творчество Широковой и тема юношества. Чаще всего она реализуется в групповых портретах, картинах (хотя встречаются и однофигурные композиции). Обычно автор представляет образы молодежи как коллектив единомышленников, объединенных общей целью и делами. Таковы триптих «Студенты», «Групповой портрет выпускниц Кировского культпросветучилища» и другие.
Примечательны автопортреты Широковой. Их много, они разные по настроению и состоянию. В каждом — отражение определеного этапа творческого пути. Одни лирические, грустные («У зеркала. Автопортрет»), другие безмятежно созерцательные («Зимний автопортрет»). Но в большинстве случаев художница предстает перед нами в момент творчества, как, например, в работе 1981 года, где изображает себя за мольбертом с кистью в руке, серьезно и задумчиво глядящей на зрителя. Сравнивая автопортреты — ранние с более поздними, — ясно видишь, как усложнился и углубился внутренний мир художницы, насколько четче и явственнее обозначился ее характер.
Оглядывая созданное Широковой к началу 80-х годов, довольно трудно определить, какому жанру она отдает предпочтение. Художница одинаково заинтересованно работает над натюрмортами, портретами, тематическими композициями. Нередко они объединяются в одном произведении, расширяя и обогащая его жанровые границы. Как и любой художник, Широкова не застрахована от неудач. У нее, человека, всегда находящегося в поиске, были работы, которые принесли немало огорчений. Но как бы ни трудны были пути обретения собственного лица, об одном можно сказать с уверенностью: ни одно свое произведение художница не писала равнодушно. Без чувства волнения, радостного, а подчас даже и восторженного удивления перед жизнью Широкова не берет кисть в руки. Этим чрезвычайно ценным качеством, данным от рождения, она всецело делится со зрителем.
Инна Широкова сейчас в расцвете творческих сил. Она все зорче всматривается в окружающую жизнь, острее чувствует характер современников. Ее искусство с каждым годом набирает все большую силу.