Найти тему
Катехизис и Катарсис

Монголськие христиане

В моей новой заметке я хотел бы рассказать об одном из интересных моментов в истории Великой Степи. О племени Кереитов и о том, как среди множества монгольских родов появились… Христиане.

Проживал этот народ на севере современной Монголии, часть их владений располагалась в том числе и на территории современной Бурятии. По оценкам современных этнологов, количество людей в племени было довольно многочисленным – Авляевым называются цифры от 200 до 400 тысяч человек.

Существуют несколько версий происхождения названия их племени. Первая, которую выдвинули лингвисты еще в 20м веке гласит, что это немного измененная версия слова хэрээд, что означает «ворон». Такое имя рода обычно связывают с теорией о том, что ворон был их тотемным животным. Есть и другая, которая выводит название к арабскому «кара», что означает черный. Такую версию выдвинул путешественник и летописец Рашид ад-Дин. Однако, все-же научное сообщество склоняется к первой версии происхождения.

С культурой и языком ситуация сложнее. Все тот-же Рашид ад-Дин писал, что они имели лишь сходство с культурой остальных монголов, уже советские историографы, например, Авляев, указывали, что они были одной большой частью монгольских племен и не знали иного языка, кроме монгольского. Имели они примерно тот-же строй, что и остальные кочевники, с которыми они соседствовали: сохранялся патриархальный уклад семьи, в отличии от зарождающейся среди оседлых народов нуклеарной (современной) семьи, племя следовало обычаям и традициям, свойственным остальным монгольским родам, в военном деле преобладала та-же ступенчатая система командования войском. И именно этому племени суждено было стать христианами, а точнее – несторианцами. Но об этом чуть-чуть позже.

Единственным источником о событии, когда кереитский хан принял эту конфессию, является историк и христианский монах из Сирии Абу аль-Фарадж. По его словам, хан, которого в последствии будут называть Маргузом (Марком), сам попросил митрополита в Мерве (тогдашний Хорезм) крестить его, на что он, разумеется, получил согласие. По словам аль-Фараджа, крещено уже в том-же году было около 200 тысяч соплеменников хана, во что верится крайне слабо. У нас нет прямых доказательств присутствия в Великой степи миссионеров и прочих деятелей церкви, которые могли бы провести этот обряд. Да и стоит сказать, что если такие случаи в истории и случались, то обычно все ограничивалось крещением лишь самого правителя и иногда его приближенных.

В последствии кереиты продолжали хранить эту веру вплоть до курултая 1206 года, когда ханом всех монголов был избран Темуджин, получив титул Чингисхана. Кереитский вождь Тоорил был на тот момент одним из его самых могущественных союзников. Вместе они долгое время укрепляли власть Темуджина в великой степи, но вскоре Тоорил был казнен из-за готовящегося заговора, а его сын Нилха (Илья) вместе с некоторыми соплеменниками ушел в центральную Азию, где его народ поучаствовал в этногенезе казахов и некоторых афганских племен. Однако, оставшиеся под властью Чингисхана кереиты были вынуждены отказаться от христианства. Их прямые наследники, Калмыки уже к 17 веку приняли буддизм, что окончательно поставило точку в истории христианства в Великой Степи.

Однако, надо понимать, что у кереитов верование не было каноничным. Как, собственно, и само христианство, принятое ими. Несторианство, о котором было сказано ранее, имеет важное, можно даже сказать, принципиальное отличие от основного течения – эта часть христианского учения отрицало божественную природу мессии, утверждая, что Иисус Христос сочетал в себе сразу две личности, одной из которых была человеческая. Само собой, основное Христианство, которое опиралось на догму о божественном триединстве, такое понимание личности пророка принять не могло и Несторианство было признано еретическим. Уже с 325 года после Первого Вселенского Собора это разделение приняло официальный характер. Народ кереитов как раз-таки и был одним из немногих, где несторианство стало основной конфессией. Помимо них, небольшое влияние эта конфессия получила и в Китае. Уже в XIX веке во время восстания Тайпинов лидер повстанцев называл себя реинкарнацией Иисуса Христа, руководствуясь тем самым догмой Несторианства о слиянии личности человека и бога в одной сущности.

В случае с кереитами все было практически так-же. Христу племя поклонялось как мертвому богу, который теперь является неотъемлемой частью природы вокруг них. Хотя достоверных свидетельств этому нет, но существуют версии, что кереиты проводили обряды и подношения пророку. Также известно то, что войны, в том числе и наступательные, которые племя вело против своих нехристианских соседей считались для народа священными, в которых они показывают стойкость своей веры и намерения защитить и усилить ее. В целом, основы Несторианства были приняты хорошо, так как многие постулаты этой конфессии были близки к языческому пониманию устройства мира. Стоит сказать, что принадлежность к определенной конфессии не мешала кереитским вождям иметь хорошие отношения с другими народами. К примеру, отец последнего вождя кереитов Нилхи, Тоорил принял титул Ван-хана, который означал управление не только под христианским, но и языческим ханьским покровительством. В целом их отношение и взгляды на определенные вещи могли быть достаточно гибкими и могли меняться под давлением обстоятельств и при осознанной необходимости, что было вполне типичным для язычников в любых других местах и эпохах.

Однако, как уже было сказано, закрепиться в Великой Степи христианство не смогло и логического продолжения не получило. Но этот исторический прецедент во многих аспектах был достаточно редким, если говорить об истории Азиатских государств и народов, что стало поводом для более детального изучения этногенеза этого изначально ничем не примечательного народа. Но именно за такие случаи мы и любим историческую науку!

Автор - Арсений Коркин